ЕВРОПА ОБЪЕДИНЯЕТСЯ МУЗЫКОЙ

21 мая, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №20, 21 мая-28 мая

Под таким девизом прошла премьера постановки и исполнения «Реквиема» Джузеппе Верди во Фрайбурге, Людвигсбурге, Одессе и Киеве...

Под таким девизом прошла премьера постановки и исполнения «Реквиема» Джузеппе Верди во Фрайбурге, Людвигсбурге, Одессе и Киеве. Этот совместный проект Одесской государственной консерватории им. А.Неждановой и Высшей школы музыки г. Фрайбурга (Германия), в котором приняли участие педагоги и студенты этих двух учебных заведений, по праву можно считать уникальным.

Музыкальная общественность Одессы ждала премьеру с нетерпением. Все уже были наслышаны о большом успехе, с которым прошли первые концерты в январе в Германии, о переполненных залах, о высокой оценке критики, о том, что авторам проекта - немецкому дирижеру доктору, профессору Гансу Бойерле и одесситам - руководителю камерного оркестра профессору Михаилу Турчинскому и хормейстеру профессору Григорию Лиознову удалось создать оригинальную постановку. Они соединили воедино музыкантов двух разных школ, соединили два хора, два оркестра, два квартета солистов и представили совершенно своеобразную трактовку исполнения, современную, гуманистическую, обращенную к живым. (Не случайно на украинской земле премьера, состоявшаяся в первые майские дни, была посвящена, по предложению самих немцев, 55-летию освобождения Украины от фашизма.) Это был смелый проект для такого сложного произведения, как «Реквием», требующего высокого профессионализма, который по достоинству оценила и одесская публика.

Два вечера шедевр Джузеппе Верди звучал на сцене Одесского оперного театра. Полтора часа, без перерыва, на одном дыхании около двухсот человек исполняли это вдохновенное неповторимое произведение. Слушатели могли ощутить всю его силу, мощь и красоту. Красоту произведения, призванного стать символом объединения европейских народов во имя истинных человеческих ценностей. Именно такую высокую цель преследовали авторы постановки «Реквиема» и ее главный дирижер профессор Ганс Михаель Бойерле, выдающийся музыкант, главный дирижер симфонического оркестра, руководитель Баховского хора и хора современной музыки.

В Одессе, как и в Людвигсбурге, все четыре сольные партии исполняли одесситы: Татьяна Мельниченко - сопрано, Алиса Джамагорцян - меццо-сопрано, Руслан Зиневич - тенор (во Фрайбурге пели Рахель Харниш, Швейцария, Катрин Гильденбранд, Германия и Скотт Мак-Алистер, США) и Василий Навротский - бас. Формирование солистов, учитывая принадлежность к разным школам, проходило непросто, но на сцене, как отмечали специалисты, этого не ощущалось. Если говорить в целом о выступлении смешанным составом, то нельзя было, по признанию руководителей консерватории, отличить, где одесситы, а где фрайбуржцы, несмотря на то, что исполнители «Реквиема» провели на репетиции считанные часы.

Постановка шедевра Джузеппе Верди - это своеобразный и удачный итог десятилетнего сотрудничества между Одесской консерваторией и Высшей школой музыки Фрайбурга. К нему шли долго. За это время сотни студентов, аспирантов, преподавателей, творческих коллективов посетили оба учебных заведения для обучения, обмена опытом и творческими планами, для проведения культурных акций. Были совместно поставлены и показаны в лучших концертных залах Одессы и Фрайбурга «Свадебка» и «История солдата» И. Стравинского, «Реквием» Й.Брамса, «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина, «Фантазия» Л.Бетховена и другие. Прекрасным результатом такого сотрудничества стало и рождение Международного фестиваля современного искусства «Два дня и две ночи новой музыки», который в пятый раз прошел в апреле этого года в Одессе.

Подобные проекты трудно переоценить не только в плане художественном, но и просто человеческом. «От совместной дружбы в первую очередь выигрывают студенты, - говорил ректор Одесской государственной консерватории профессор Николай Огренич, - а это главная наша цель». При этом он подчеркнул, что их вузы объединяет не только музыка, но и искренность, открытость человеческих отношений. Это то, с чем они вступают в ХХI столетие. Об этом говорили и немцы.

Делясь своими впечатлениями после премьеры «Реквиема» в Германии, ректор Высшей школы музыки Фрайбурга профессор Мириам Настази заметила: «Музыканты, певцы обеих стран не только показали высокий профессионализм, но и продемонстрировали современный, европейский тип совместно творчества, человеческого общения, стремления быть вместе в третьем тысячелетии. Это и есть главный итог нашей дружбы».

Музыканты Одессы и Фрайбурга уверены, что их сотрудничество будет продолжаться и дальше на благо обоих вузов и обеих культур.

P.S. После завершения премьерных концертов в Одессе прозвучало сообщение: Одесская государственная консерватория им. А.Неждановой по поручению Фрайбуржской высшей школы музыки принята во Всемирную ассоциацию консерваторий.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно