Это твоя Родина, сынок

20 ноября, 2015, 00:00 Распечатать Выпуск №44-45, 20 ноября-27 ноября

На разных континентах практически одновременно запустили два сериала, общего между которыми— ни-че-го. Кроме политической составляющей внутри сюжетов. На украинском "1+1" — "Слуга народа" (40 серий) с Владимиром Зеленским в роли учителя. На американском Showtime — 5-й сезон (12 серий) нашумевшей "Родины" с Клэр Дэйнс в роли шпионки. Параллельные сюжеты пока еще развиваются, поэтому и отклик на них — оборванный.

На разных континентах практически одновременно запустили два сериала, общего между которыми— ни-че-го. Кроме политической составляющей внутри сюжетов. На украинском "1+1" — "Слуга народа" (40 серий) с Владимиром Зеленским в роли учителя. На американском Showtime — 5-й сезон (12 серий) нашумевшей "Родины" с Клэр Дэйнс в роли шпионки. Параллельные сюжеты пока еще развиваются, поэтому и отклик на них — оборванный. 

О "Родине" — вскользь. Этот фильм от серии к серии летит впереди паровоза. Не догоняя уходящую натуру (как "Слуга народа" в Межигорье), а лихо опережая самые смелые политические события. 

Впечатление, будто разнообразные политики, насмотревшись сериалов, впоследствии и комбинируют дальнейшие катаклизмы — согласно сценарным схемам. 

В 5-м сезоне "Родины" звучит фраза, от которой бросает в дрожь. "С Украины может начаться третья мировая!" И это только цветочки. А ягодки — когда героиня Клэр Дэйнс (в предыдущих сезонах она потеряла возлюбленного, но обрела ребенка), проникает в самое логово актуальных сирийских ужасов. И замыкает на своей изящной фигурке алчные интересы ведущих разведок мира — США, РФ, Германии. 

В то время, когда над Сирией свистят российские ракеты, "Родина", кажется, знает траекторию их дальнейших полетов. Поскольку здесь — эксклюзивный пример
многосерийного фильма, который не "реставрирует" историю (причем, не в жанре фэнтези), а оперативно "моделирует" ее. На глазах зрителя — синхронно с CNN и Euronews. 

Похоже, мы наблюдаем рождение новой концепции "онлайн" сериала. Вплетенного в острейшие вызовы текущей политической жизни целого мира. 

Естественно, нашим местным сериальным мастерам пока далеко до подвигов иностранных разведчиков. Тем не менее, вернемся — на Родину. 

В "Слуге народа" учитель истории Василий Голобородько (Владимир Зеленский) неожиданно становится президентом Украины. Путь на трон оказался короче, чем многие предполагали. В свободное от работы время "историк" разражается концентрированной матерной тирадой — по поводу партии, правительства и всего остального, на тему "кому в Украине жить хорошо?". Монолог матерщинника тайком записывает ученик и размещает запись в интернете. Пламенная речь сеятеля разумного, доброго, вечного собирает миллионы просмотров. За сим набирается и необходимая сумма для предвыборного взноса. 

Старая сказка о Золушке обретает новейшее звучание. Поскольку сквернословящий прЫнц — мигом во дворце, на коне. На улице Банковой. 

Все в смятении — школа, семья, друзья. А сам Голобородько за 25 телевизионных вечеров должен пройти еще и тяжкий "путь познания". Осознавая — нами уже давно осознанное. И рассекречивая — все замшелые секреты Полишинеля. То, что все они — эти политики, эти слуги народа — "гады и упыри". За которых, как дети в школу, ходят голосовать добрейшие зрители комедийного сериала. 

Репертуар "Квартала", как обои в малогабаритной квартире. То есть, это уже некая всеукраинская психологическая неизбежность — пространство естественного обитания. Щелкай-не щелкай, истязай-не истязай пульт — эфир заклеен обоями made in "Квартал". Глаз не нарадуется.

У продукции этой компании не может быть плюсов или минусов. У нее — только плюсы. Поскольку главный плюс — на макушке свадебного торта в виде дорогого сувенира — неутомимый шутник, озорник, тролль и фантазер. 

Еще в довоенные времена дедушки Кучмы репертуар "Квартала" проходил под рубрикой — "Ты служишь украшением стола, тебя как рыбу к пиву подают". Со временем стол стал ломиться от яств. Репертуар во всех его проявлениях разросся и начал самовоспроизводиться. 

Помнится, за тем же "столом" не раз восседал (во дворце "Украина") и Николай Янович. Подтверждая своим присутствием давно известную аксиому: смеется тот, кто смеется последним — причем не в ссылке, а на Родине. 

С некоторых пор "Квартал" и его популярный репертуар — не только украшение стола (новогоднего, ежевечернего). В метафорическом смысле это и общественно-политическая "дубина". Оказавшись в нужных руках, она может расквасить любую несимпатичную политическую физиономию. Замочив рейтинг того или иного "слуги" — до непроходных процентов. 

В связи с премьерой возьму на себя наглость заявить, что, например, рейтинг экс-президента В.Ющенко был системно добит (помимо очевидных общественно-политических причин) еще и фактором "дубины" от веселого "Квартала". Когда на каждом шоу его аккуратно били — и в бровь, и в лоб, и даже в глаз. Превращая "слугу народа", за которого, кстати, голосовало полстраны, в слугу определенного жанра. В маску, низведенную до оскорбительного шутовства, над которым "позволено" насмехаться. 

В этом плане сама природа юмора компании "Квартал" предполагает очевидный метафизический нигилизм. На Родине (над важными представителями которой они регулярно смеются) ни-ког-да не может быть "светлой стороны Силы". Здесь, на Родине, согласно версии "Квартала", только карикатурная темень и фейковый полумрак. 

И, естественно, идеальным политиком — вне поля критики — мог бы стать только Он… Конечно, Вася! 

Талант исполнителя Васи — Владимира Зеленского (а талант этот — несомненный, о чем не устаю твердить) — не солнечный и не витальный. Он, скажем так, колючий, импровизационно-беспощадный. Вместо солнца в этих глазах — рентгеновский луч. 

Нечто подобное просвечивает и в "Слуге" (очередном произведении "Квартала"), получившем очередную лицензию — "на любовь к Родине" так, как они эту любовь отражают. 

То есть, как известно, есть "лицензия на убийство", а здесь — "лицензия на любовь". 

А поскольку штат сценаристов в этой компании не иссякнет никогда, тема "любви к Родине" (когда, например, скромный учитель может стать грозным президентом) реализуется творцами на телеэкране — по-разному. Через политическую сатиру. Через политическую конъюнктуру. 

В творчестве "Квартального" сообщества естественно уживаются и достойная гражданская позиция, и нижеплинтусная пошлость. 

Возможно прослыву изгоем на Родине, но опять повторю свое категорическое — нет. Возражая против слабозапипиканных матерных тирад Васи-Вовы — в относительно детское телевизионное время. 

Незадолго до премьеры, кстати, матерный монолог был запущен в интернет. Как элемент пиар-кампании. Без купюр. Насладились, восхитились. Жизнь изменилась?.. 

Конечно, и в повседневной жизни "юмор" день ото дня становится терпче и чернее. Вообще непонятно, как и о чем шутить, если по-прежнему (не на экране) гибнут дети, а бабушка (несериальная), получив авизовку, ищет веревку и оставляет записку: "В моей смерти прошу винить…"? 

Родине не до смеха. И тем, кто нас веселит — официально (скажем так) — гораздо легче дразнить, хамить, мочить, стебать. Трудней — врачевать. Для этого необходима иная природа комедийного дарования — солнечная, исцеляющая. То есть дефицитная и "ретроградная".

Структурный принцип "Слуги" — традиционная модель "Бобик в гостях у Барбоса". "Квартал" с ожидаемыми шутками-масками десантируется на территорию многосерийного художественного кино. Не аннексируя эту территорию, а как бы прогуливаясь по лужайке. 

За художественность кинопроизведения отвечают несколько драматических артистов. Среди которых Н.Сумская, с подчеркнуто одесским акцентом лукаво играющая маму главного героя. И еще, пожалуй, С. Боклан, выступающий в роли политтехнолога-"Вергилия". Он и проводит Данте-Зеленского по всем кругам предпрезидентского "рая". Соблазны и авансы; ожидаемое Межигорье вкупе с его живностью; специалисты по пилингу и прочий "педикюр". 

Н.Сумская и С.Боклан непроизвольно передают свое внутреннее (слегка ироничное) отношение к происходящему. Дескать, смейтесь друзья на здоровье, но мы лишь гости на этом празднике жизни. А хозяева — другие. 

И тут действительно уже, дело хозяйское — как снимать и как раскрывать украинскую политическую подоплеку в комедийном кино производства "Квартала". 

В жанровом ключе, очевидно, этот проект веселее был бы в виде ситкома. С непременными аплодисментами и закадровым хохотом. Игра "как бы всерьез" — со всей полагающейся "натурой" (например, демонстрацией настоящей таблички на настоящем здании АП) — отдает претенциозностью и желанием поучать. 

Принцип параллельного монтажа — герой "еще" учитель и герой "уже" президент — от серии к серии теряет ритм, действие топчется на месте. Пафос зрелища — "наверху" плохие, а "внизу" святые — добродушен, но банален. 

Можно подумать, не те, кто внизу, приводят наверх тех, кого впоследствии регулярно проклинают и высмеивают. 

"Это твоя родина, сынок!", — мораль известного анекдота в отношении всех недовольных. И тех, кто наверху, и тех, кто внизу. 

"Слуга" пока и напоминает растянутый анекдот. Сюжетная канва, которая компактно уместилась бы в полуторачасовой фильм, подобна муштре с хвостом несчастной кошки — будут тянуть полтора месяца, покуда искры из глаз не полетят. 

В отношении Слуги, то есть Хозяина, то есть героя, сыгранного талантливым Зеленским, не может быть двух мнений. Это — бенефис народного артиста. 

Правда, с точки зрения комедийного парадокса и экспериментов с амплуа, в роли историка веселее смотрелся бы, например, артист из той же компании — Евгений Кошевой. Его повсеместная "народность" и открытое дуракаваляние — в роли "интеллигентного" учителя, а затем и в образе президента — были бы эффектней, острей. Принцип "мещанин во дворянстве" — это несовпадение и несоответствие. Согласно прописным законам комического, контраст рождает смех. Зеленский — как устоявшийся феномен — кажется, изначально среди тех, кто всегда "сверху" и "наверху". Жесткий, не лишенный умеренного цинизма, умный одаренный игрок. Такой собирательный художественный образ на одну зарплату учителя не проживет. Он, как Паниковский, скорее оптом купит — и школу, и Родину. 

P.S. Неподведенный итог незаконченного просмотра: популярный канал можно поздравить с экспериментами в жанровых нишах. Комедийный политсериал — ноу-хау "1+1". Если учесть, что этот канал недавно выпестовал нежную философскую прокатную "Песнь песней", то, безусловно, все жанры очень хороши. Кроме — скучного. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 5
  • Наталья Соболева Наталья Соболева 2 грудня, 10:38 Прекрасная, умная, тонкая статья. Не про "нравится или не нравится сериал". Про основные принципы подхода авторов к продукту, который потребляют миллионы, про необходимость думать об этом. Впервые прочитала мысль о составляющих смеха (после Фрейда и Бернарда Шоу :) Таких авторов, как Вергелис нужно разбирать по фразам и каждую - обсуждать и продумывать, он как прекрасный критик наталкивает на глубокие и неожиданные вещи, которые могу сделать произведение только лучше. Спасибо за разбор. Он для умных людей и, уверена, что Квартал выудит из этого то, что ему нужно. Потому что критиков такого масштаба читают, и слушают, и слышат. согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №42, 9 ноября-15 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно