Эстетическое воспитание под дудку Минфина

17 мая, 2013, 19:35 Распечатать Выпуск №17, 17 мая-24 мая

Педагоги готовы к акциям протеста 

Этот учебный год многие школы эстетического воспитания завершают в тревогах и апокалиптических раздумиях: что дальше? Не случится ли так, что с первым сентябрьским звонком 2013 г. будет разрушена прежде выстроенная система профессионального внешкольного образования нашего подрастающего поколения? 

Как известно, не так давно общественность была возмущена таинственным письмом Минфина — в Минкульт, в котором прямым текстом говорилось об "оптимизации" целой отрасли просветительских учреждений, содержащихся за счет местных бюджетов. То есть, если бы инициатива первого заместителя министра финансов Анатолия Мярковского (изложенная в его письме в Минкульт под №31-050031-10-5/2514 от 28.01.2013) была поддержана, то многие родители вынуждены были бы разориться, оплачивая в месяц за учебу детей около 1500–3000 грн. В какой-то момент Минфин и Минкульт успокоили общественность: мол, инициатива пока приостановлена. Однако педагоги не во всем верят чиновникам и опасаются, что летний каникулярный период может оказаться для них роковым. 

Эту тревожную для многих тему в интервью ZN.UA попытался в деталях раскрыть председатель Всеукраинского совета директоров школ эстетического образования, директор Киевской детской музыкальной школы №35 Александр ШАЛИТ

— В связи с реакцией СМИ на письмо Минфина с рекомендациями "оптимизации" школ эстетического воспитания по поручению первого вице-премьер-министра Сергея Арбузова создана рабочая группа. Ею руководит министр культуры Леонид Новохатько. Но, как ни странно, в эту группу входят губернаторы областей и представители регионов. И, кроме Министра культуры, нет ни одного профессионала из сферы культуры! Непонятно, как комиссия будет принимать решения по серьезным профильным вопросам. И приступала ли эта рабочая группа к "работе" — это тоже не известно. 

Хотя именно эта рабочая группа в соответствии с письмом и должна подать предложения по внесению изменений в нормативные акты. Ведь существуют два предварительных документа. Причем один из них — письмо Министерства финансов было направлено в Кабмин на имя Н.Азарова еще в декабре 2012 г. Министр Леонид Новохатько говорит, что это письмо не носит директивного характера. Но ведь это неправда! Как раз на основании поручения С.Арбузова и создана рабочая группа, которая должна подать предложения по конкретным пунктам, опубликованным уже во втором письме. 

Действия Минфина в первую очередь преследуют цель сокращения бюджетных ассигнований, направляемых на содержание школ эстетического воспитания. Если предложения по оптимизации Минфина-Минкульта осуществить, то вся система детского профессионального эстетического воспитания в одночасье прекратит свое существование. 

К тому же, есть Указ президента, который комментировал г-н Табачник, о том, что необходимо увеличить нагрузку преподавателей вузов. Это предлагается и в письме. У нас сейчас норма нагрузки преподавателя —18 часов в неделю на одну ставку. И именно в этом злополучном письме есть предложение увеличить количество часов нагрузки на преподавателя. Это может быть и 24 часа на одну ставку вместо 18. 

Еще раз акцентирую внимание — в составе рабочей группы нет ни одного профессионала. Того, который мог бы четко сказать: что такое учебный план, и какое количество часов нужно, чтобы ребенка полноценно развивать. Почему нет ни одного представителя от нашей организации — Всеукраинского совета директоров — в составе этой группы? Почему чиновники должны решать судьбу учебных заведений? Чиновники всегда заинтересованы лишь в том, чтобы как можно меньше тратить бюджетных средств. 

 Ведь мы сегодня пользуемся плодами просвещения со 150-летней историей. Наша система идет еще от Русского музыкального общества, сформировавшего именно такую подготовку юного музыканта. И если что-нибудь сократить — то это будет недостаточно образованный музыкант, художник и т.д. 

— Александр Григорьевич, известный документ Минфина, в котором были даны "советы" Минкульту предполагал формат секретности? 

— В Минкульт это письмо вошло еще 7 февраля. Возникает вопрос к Минкульту: почему с 7 февраля до 25 марта никакой реакции на документ не последовало? Ведь это очень серьезно — повышение родительской оплаты до уровня себестоимости обучения. 

Сегодня плата за обучение по Киеву — максимум 150 грн, а минимум — 70. В регионах она намного меньше — от 35 до 70 грн. 

В нашей школе плата за обучение на престижных музыкальных инструментах —фортепиано, гитара — составляет 120 грн. Когда во время приемных экзаменов задается вопрос о том, сколько нужно платить, родители говорят о том, что не будут иметь возможности оплачивать за обучение. Выбор — либо купить лишнюю пару обуви ребенку, либо водить его в музыкальную школу. Школе в последние годы выделяют средства лишь на энергоносители и заработную плату. А моющие средства, канцелярские товары — все за счет родителей. Так что если плата за обучение уравняется с себестоимостью образования, то в Украине творческих школ вообще не останется. При минимальной заработной плате 1417 грн ни один родитель не сможет оплачивать от 1300 до 2800 грн в месяц за обучение своего ребенка… 

— Кто главный лоббист (в правительстве) именно такого направления оптимизации школ?

— Трудно сказать, кто… Воровали бы меньше, то не надо было бы на детях отыгрываться. Вся эта "кампания" напрочь противоречит инициативам президента, опубликованным на его сайте. Президент объявил этот год — годом детского творчества. Дескать, нужно увеличить охват внешкольного образования с 40% до 70%. И при этом полностью сократить систему, которая существует?! Логика есть? Вот 17 мая был концерт во дворце "Украина" киевских музыкальных школ. Выступали лауреаты международных конкурсов, обладатели Гран-при различных музыкальных соревнований. Ведь такой системы детского воспитания не имеет ни одно государство мира. 

Я общаюсь со многими нашими преподавателями, работающими в этой же сфере за рубежом. Они говорят, что не представляют, как мы тут существуем. Знаете, какая оплата педагога в Германии? 20 евро за 30 минут работы. 

— С кем непосредственно вы общались в Минкульте, в Минфине по поводу сложившейся ситуации? Озвучил ли сегодня свою точку зрения премьер-министр Николай Азаров? 

— После первой публикации в СМИ по вопросу оптимизации нашей системы меня пригласил на встречу уполномоченный президента по правам ребенка Юрий Павленко. Мы беседовали около полутора часов. После встречи он направил письмо на имя Николая Азарова. Результат мне неизвестен. Хотя премьер-министр на Facebook сразу прокомментировал, мол, правительство к этому вопросу вообще не имеет никакого отношения. Могу возразить: имеет и самое непосредственное. В Законе о внешкольном образовании написано, что порядок установления размера оплаты за обучение в школах эстетического воспитания определяется Кабмином Украины. А Кабмин, как нам известно, возглавляет… непосредственно Николай Янович. К тому же есть постановление Кабмина, подписанное лично Н.Азаровым,  в котором Министерству культуры поручено разработать и подать на утверждение Кабмину порядок определения размера платы за обучение. Так почему же  Кабмин не имеет никакого отношения к данной проблематике? 

— Какова на сегодня статистика — то есть общее количество школ творческого воспитания в Украине? 

— Всего в Украине насчитывается 1466 подобных учебных заведений. Они, конечно, распределены неравномерно. Например, по всей Автономной республике Крым лишь 67 школ, а вот в Киеве — их 56. Причем разного направления. 

Ведь дети чиновников преимущественно не учатся в Украине. В Управлении культуры Киева предложили, мол, пусть в центральных районах города Киева плата будет выше, нежели на окраинах. И, дескать, за счет центральных районов, где родители побогаче, будут содержаться школы на окраинах. 

Но, извините, у нас и в центральных районах и на окраинах родители получают одинаковую минимальную заработную плату! И у нас одна Конституция на всю территорию Украины. У нас не живут — там "белые", а тут "черные". 

— Если еще о статистике… Есть ли определенные подсчеты относительно того, какова реальная стоимость содержания школы эстетического воспитания без помощи государства?

— Скажу… Примерно на 90% наши школы финансирует государство и 10% родители. Себестоимость обучения одного ребенка колеблется от 1300 до 2800 грн. Это при уровне минимальной заработной платы  (по состоянию на 01.01.2013) 1417 грн. Родители знакомы с этими цифрами. У меня есть много писем. 

А знаете какие ставки педагогов сегодня? У педагога, имеющего квалификационную категорию "специалист высшей категории", аж 1806 грн. Высшая категория присваивается тому педагогу, у которого дети поступают в музыкальные училища, становятся лауреатами международных конкурсов и т.д. Лишь тогда аттестационная комиссия присваивает педагогу высшую категорию. Спасает наших подвижников надбавка 20% на объем педагогической нагрузки, которую в этом письме предлагают забрать, а также надбавка за выслугу лет и материальная помощь на оздоровление. 

— Каковы тенденции наблюдаете в последние годы: увеличивается количество детей, желающих обучаться в творческих школах? Или все же наши жестокие реалии отбивают у детей желание к прекрасному? 

— На сегодняшний день в нашей школе учатся 350 учеников. Есть конкурс. На будущий учебный год будем принимать одного из десяти желающих учиться. Согласно государственному заказу приемная комиссия может принять лишь определенное количество детей. Здесь все сложно. Ведь для того, чтобы увеличить контингент хотя бы на одного ученика, нужно решение Киеврады. 

Например, в Подольском районе города Киева восемь школ. И недофинансирование составляет 100 педагогических ставок. Получается, что учебный план мы выполняем на 85%. А если еще что-нибудь ужмут, то треть преподавателей с 1 сентября необходимо будет уволить согласно директиве: "збільшення обсягу педагогічного навантаження в школах естетичного виховання шляхом внесення відповідних змін до законодавства…" или "оптимізація загальної кількості годин навчальних планів в школах естетичного виховання з метою зменшення їх кількості". А в соответствии  с Кодексом Законов о труде об увольнении необходимо предупредить не позднее, чем за два месяца. А если преподаватель придет 1 сентября на работу, то я ему эти два месяца вынужден буду платить заработную плату. 

И еще… Из 350 учеников 87 у меня — льготная категория. Это дети из многодетных, малообеспеченных семей, дети под опекой. Государство освобождает их от оплаты за обучение полностью. То есть, если я выполняю Закон о внешкольном образовании, то за этих 87 учеников должны платить другие родители. Значит, я буду вынужден отказать в обучении ребенку льготной категории, ведь за него должен будет платить  родитель другого ребенка, и уже не
1500 грн, а все 3000!!! 

— Если в Киеве картина более-менее на виду, то изучали ли вы подобную проблему в регионах? Ведь там многое зависит от самодеятельности местной власти? 

— В регионах — произвол. В Киеве мы еще можем сопротивляться. Имеем доступ к депутатам Верховной Рады и к СМИ. Представьте, когда в новостях пошли сюжеты об "оптимизации", то мне выделили деньги на ремонт школы. И Александр Попов был здесь в школе на Виноградаре. Я ему показал крышу, которая течет, и есть риск испортить все музыкальные инструменты. На следующий день выделили деньги — 300 тыс. грн. Даже подрядчик есть.  

Мне приходят письма со всей Украины. Например, в одной из школ  Ивано-Франковской области директора с 1 января перевели на полставки… Ну как директор может работать на полставки? Притом, что там же педагог работает реально на две ставки, а получает 0,65% от ставки. 

Знаю о предложении реорганизации Калушских музыкальных школ №1 и №2. То есть слияние их в одну. Но эти две школы в разных концах города. В одной 650, в другой 750 учеников. Что они получают? Годовую экономию около 50 тыс. грн и полное уничтожение структуры школ. Еще… В Днепропетровской области, в городе Кривой Рог есть музыкальная школа. Директор школы — председатель Совета директоров Днепропетровской области — подписал письмо на имя президента. Его вызвали в Управление культуры и попросили написать заявление о том, что он отказывается быть председателем Совета директоров. И он вынужден был отказаться. А Управление культуры не имело права отстранять его от выполнения этой работы, так как его избрали коллеги. Вероятнее всего хотят создать некие карманные советы, которые будут выполнять интересы властьимущих? 

— Так почему же почему, на ваш взгляд, страна столь неразумно подходит к вопросу воспитания подрастающего поколения? Это отсутствие некоей идеологической доктрины в стране? 

— Это отсутствие элементарной культуры. Чиновников научили носить смокинги и фраки, но на уровень "серого вещества" это никак не повлияло. Принимают решение люди, которые совершенно далекие от этой сферы. 

Могу с ответственностью заявить, что за время существования украинского Министерства культуры было только два министра, с которыми можно было работать, потому что они понимали, что нужно делать. Это, как мы называем, два "пришествия" Юрия Петровича Богуцкого, который очень хороший менеджер. И высокий профессионал — Дмитрий Остапенко. 

— Какие механизмы могли бы быть задействованы в знак протеста против своеволия чиновников? 

— Интерес общественности к этой проблеме не утихает. Думаю, может что-то случится летом, когда люди будут в отпусках. Тогда чиновники могут принять решение, на которое нельзя будет повлиять. Если принято решение, то отменить его сложнее, чем не допустить. 

Что сказал министр культуры? В этом году повышения платы за обучение не будет. А этот учебный год заканчивается уже 25 мая. А с 1 сентября — новый учебный год. И что будет тогда? Неизвестно. 

Вот и планируем: если разрушение системы эстетического образования будет продолжаться, то проведем массовые акции протеста. И не только в Киеве, а во всех регионах Украины. В Киев приедут делегации со всех регионов Украины, чтобы было видно — против этой чудовищной "оптимизации" вся Украина. Для этой цели в областях организовывают фонды, ведь людям нужно будет приехать, остановиться, прожить в Киеве два-три дня. Будем проводить акцию под стенами Кабмина или Администрации президента. В это же время такая же акция пройдет под всеми облисполкомами. Нас поддерживают студенческие профсоюзы, творческие коллективы, которые есть во всех областях. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 6
  • Людмила Людмила 8 червня, 22:34 Вопрос очень серьезный! Нельзя допустить того, чтобы увеличивался размер родительской оплаты за обучение в школе, кто же останется в школе- никто. Сельские и поселковые школы лишатся всех учеников, поскольку в этих поселениях нет работы и население перебивается временными заработками от случая к случаю... И вообще хотелось бы, чтобы ШЭВ были бесплатными, разве наши дети и их родители этого не заслужили? А педагоги в художественных, музыкальных школах и школах искусств - это люди самоотверженные, они безгранично отдаются своему делу и воспитывают в детях любовь к прекрасному, к стати сказать, за мизерные зарплаты. А по учебным планам художественных школ 2006 года, замечу, что недостаточно определено часов на скульптуру, начальный курс истории изоискусства, вопросы по количеству педставок в некорых школах остаются открытыми: на запланированный контингент в 200 человек - финансируется только 50%, вопросов не перечесть, которые требуется решать на уровне государственном и местном. Когда же все измениться в лучшую сторону и можно будет просто заниматься творчеством с детьми, а не доказывать того, что наши школы должны стать приоритетным направлением в финансировании. Культура общества - это самое главное! Уважаемый Александр Григорьевич, Вам желаю здоровья и терпения в этой непростой борьбе! Хочу еще пожелать нашему Министерству культуры в этом вопросе активнее работать. согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №1288, 28 марта-3 апреля Архив номеров | Последние статьи < >
Вам также будет интересно