ЭКЗАМЕН НА ТВОРЧЕСКУЮ ЗРЕЛОСТЬ

22 августа, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №32, 22 августа-29 августа

Лето — время творческих отпусков. Если в июне-июле жители и гости столицы все еще могут сформировать для себя интересную культурную программу, то к августу в концертных залах Киева наступает практически полный штиль...

Лето — время творческих отпусков. Если в июне-июле жители и гости столицы все еще могут сформировать для себя интересную культурную программу, то к августу в концертных залах Киева наступает практически полный штиль. Поэтому приятной неожиданностью для любителей классической музыки оказалась афиша филармонического концерта, анонсирующая исполнение «Реквиема» Г. Берлиоза.

Конечно, неожиданностью этот концерт стал только для слушателей, поскольку исполнение такого грандиозного произведения, в котором задействован и оркестр, и двойной состав хора, требовало длительной и скрупулезной репетиционной работы. Французский композитор Гектор Берлиоз (1803—1869) в своем творчестве неоднократно обращался к каноническим христианским текстам, однако «Реквием», посвященный жертвам революции 1830 года, относится к наиболее грандиозным его проектам. В первом исполнении этого произведения принимали участие 420 исполнителей. Музыка, показавшаяся современникам Берлиоза «красивой, причудливой и дикой», имела большой успех.

Сам композитор высоко оценивал свое произведение, полемизируя со знаменитым «Реквиемом» Моцарта, ставшим классическим образцом в этом жанре. Реквием, или траурная заупокойная месса, посвященный памяти усопших (первоначально являлся частью католического богослужения), постоянно привлекал к себе внимание композиторов Западной Европы. Величественная торжественность, плач человеческой души, страх божий — все эти аффективные переживания очень «музыкальны». Ведь отражение эмоциональной жизни человека — прерогатива именно музыки как вида искусства. К XVIII веку реквием разрывает кровную связь с католической заупокойной службой и звучит, как правило, в концертных залах.

Секрет «классичности» «Реквиема» Моцарта заключается в его удивительной сверхчеловеческой гармоничности, если можно говорить о гармоничности скорби. Несмотря на присутствие мощной динамики в таких частях, как «Dies irae» («День гнева»), от моцартовской музыки остается ощущение прозрачности, сердечной и душевной открытости навстречу последнему событию человеческой жизни. Не то — «Реквием» Берлиоза: в этом монументальном произведении нет и намека на покорность, смирение, безоговорочное приятие решения божественного суда. Напротив, наиболее яркие музыкальные эпизоды отражают бунт человека, вопрошающего у высших сил: «За что?». Это не только последний день человеческой жизни, это — последний день мира, наполненный «плачем и скрежетом зубовным», это гибель человечества, у которого не осталось ничего, даже надежды на справедливость высшего суда. В этом величие и грандиозность музыки Берлиоза, но в отсутствии веры и надежды — внутренняя трагедия самого композитора, возведенная им на уровень всеобщности.

Музыка Г.Берлиоза исполняется в странах Восточной Европы достаточно редко. Это не в последнюю очередь связано как с определенными сложностями оркестрового стиля композитора, так и с монументальностью его произведений, для исполнения которых необходимы двойные, а порой и тройные составы исполнителей. Поэтому проект Национальной филармонии, осуществленный при поддержке Фонда содействия развитию искусств, не мог не вызвать интерес как музыкантов-профессионалов, так и любителей классической музыки. В исполнении «Реквиема» принимали участие симфонический оркестр Национальной филармонии Украины под управлением заслуженного деятеля искусств Николая Дядюры, Национальная заслуженная академическая капелла Украины «Думка» (художественный руководитель народный артист Украины Е.Савчук) и хор Национальной радиокомпании Украины имени П.Майбороды (художественный руководитель народный артист Украины В.Скоромный).

На первый взгляд «Реквием» в интерпретации украинских музыкантов звучал действительно грандиозно, порой перекрывая акустические возможности Колонного зала филармонии, мало приспособленного для таких масштабных проектов. Громоподобные части выгодно оттеняли такие возвышенно-философские куски, как «Quid sum miser» («Что я, несчастный, скажу»), где вокальная партия поручена группе теноров, либо же славословие «Sanctus», в котором звучит очень человечное, интимное соло, исполненное народным артистом Украины А.Дьяченко. В целом монументальность музыкальной композиции «Реквиема» потрясла слушателей, и все же после концерта осталось чувство некоторой неудовлетворенности от услышанного.

Каждое крупное симфоническое произведение содержит в себе не только динамическое формообразование, но и не менее важное драматургическое построение, содержательно-текстуальный контекст звуковой массы. Способ соотношения частей раскрывает перед исполнителями истинный замысел композитора, давая ключ к творческой интерпретации сочинения. Г.Берлиоз, много занимавшийся исполнительской деятельностью в качестве дирижера, неоднократно отмечал особую «требовательность» музыки как искусства, для публичного воплощения которой всегда нужны посредники, т.е. исполнители. В киевском исполнении «Реквиема», при отчетливом динамическом решении, изобилующем четкими контрастами на уровне pp — ff (тихо — громко), явственно не хватало именно драматургической выстроенности, помогающей слушателям воспринимать музыку объемно, во всей полноте и эмоциональной подлинности ее звучания.

Произведения, подобные «Реквиему» Берлиоза, редко звучат в живом исполнении именно потому, что требуют особенно отточенного, сбалансированного исполнения, в котором принимает участие большое количество музыкантов. Обращение к этой музыке всегда связано с определенным риском, потому что так или иначе оказывается экзаменом на творческую зрелость. Нет сомнения, что киевские музыканты, которым, как высоким профессионалам, такие «экзамены» доводится сдавать практически на каждом концерте, и на этот раз оказались на высоте. Хотелось, чтобы недочеты и недоработки, абсолютно естественные при первом обращении к столь грандиозному сочинению, были устранены при повторном исполнении «Реквиема», потому что обращение к шедеврам классического искусства — непременное условие насыщения культурного пространства каждого народа.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно