В музыке ХIХ века отмеченным особой печатью избранности был композитор Гектор Берлиоз — французский романтик, монументалист, великолепный знаток оркестра, посвятивший свою жизнь созданию крупной симфонической формы. Его произведения отличаются таким уровнем новаторства и формотворческой оригинальности, что они начинают по-настоящему звучать и обретают признание только в конце ХХ — начале ХХI века. В этом году исполняется 200 лет со дня рождения композитора. В Украине эта дата привлекла внимание к сочинениям великого француза, и любители музыки наконец-то смогли услышать редко исполнявшиеся сочинения Берлиоза в живом звучании. В мае текущего года в Киеве прошел фестиваль, посвященный Г.Берлиозу, а в сентябре на «Харьковских ассамблеях» прозвучало одно из самых сложных произведений композитора — драматическая симфония «Ромео и Джульетта».
Идея исполнения «Ромео и Джульетты» Г. Берлиоза родилась в беседе руководителя фестиваля профессора Т.Веркиной и атташе по вопросам культуры французского посольства в Украине Оливье Гийома, после чего в Харьков был приглашен известный британский дирижер Дэвид Ллойд-Джоунс, который считается одним из лучших интерпретаторов этой уникальной партитуры. Таким образом, 30 сентября 2003 года в зале Харьковской филармонии драматическая симфония Г. Берлиоза «Ромео и Джульетта» прозвучала под управлением Дэвида Ллойд-Джоунса в исполнении симфонического оркестра филармонии, камерного хора (руководитель профессор В.Палкин) и хора оперной студии.
Пьеса В.Шекспира «Ромео и Джульетта» была одним из самых любимых сюжетов французского композитора. В течение многих лет он мечтал его озвучить: сначала в виде оперы и в конце концов — драматической симфонии. Данное решение ни в коем случае нельзя рассматривать как компромисс по отношению к полноценной опере, напротив, в нем сказалась оригинальность мышления Берлиоза, во всем следовавшего непроторенными творческими путями. Это произведение Мастера, свободно трактующего как жанр симфонии, так и литературный первоисточник. Сюжетная линия пьесы прочерчена в симфонии пунктиром: драка, Ромео в одиночестве, бал у Капулетти, молчаливый и пустой сад Капулетти, королева Маб, траурный кортеж Джульетты. Берлиоз выхватывает из пьесы отдельные эпизоды, порой не самые значительные, и облекает их в звучание, тем самым образуя некую смысловую линию, параллельную основному сюжету.
«Театрализуя» симфонию, Берлиоз расширяет границы симфонизма — не как формообразующего принципа, а как мировосприятия, как современного стиля композиторского мышления. Исполнение такого грандиозного сочинения, как драматическая симфония «Ромео и Джульетта», требует от музыкальных коллективов, участвующих в подобном проекте, высокого уровня мастерства. Британский дирижер Дэвид Ллойд-Джоунс неоднократно обращался к его симфониям. Под его управлением они звучали в самых разных городах мира, а в 1980 году он дирижировал «Ромео и Джульетту» на Лидском фестивале, который транслировался в эфире Би-би-си. В Украине дирижер гастролирует впервые (в рамках художественной программы Британского совета в Украине), хотя в Харьков приехал не в первый раз. В студенческие годы он уже бывал здесь по приглашению советских студентов. На пресс-конференции Дэвид говорил о том, что не видит особой разницы между европейскими оркестрами и симфоническим оркестром Харьковской филармонии. Единственное отличие нынешнего проекта от других исполнений «Ромео и Джульетты» — это, по его словам, слишком скромные габариты зала Харьковской филармонии.
К сожалению, в отличие от прекрасного звучания обоих хоров и солистов (Л.Седенко, В.Савин, И.Сахно), на концерте качество звучания симфонического оркестра было далеким от совершенства. Вероятно, сложная партитура Берлиоза требует большего количества репетиций, более кропотливой работы, на которую у коллектива не хватило времени. Что касается дирижерской манеры гостя, она была по-британски сдержанной, скупой, но удивительно точной, направленной на целостный охват масштабной, основанной на неожиданных контрастах, взаимодействии различных компонентов формы.
Итак, в начале ХХI века музыка Берлиоза возвращается к нам, поражая новизной звучания, колдовскими чарами оркестра, буйством романтических эмоций. И, главное, тем, что многие творческие открытия, которые современные художники считают своей прерогативой, были сделаны почти двести лет назад этим великим французом.