Другой одесский припортовый. Пианист Алексей Ботвинов обещает новую жизнь старейшему театру

2 октября, 2009, 14:34 Распечатать

На днях из Одессы, через агентства, прилетела большая надежда. «…Я согласился на предложение руководства оперного занять должность худрука...

На днях из Одессы, через агентства, прилетела большая надежда. «…Я согласился на предложение руководства оперного занять должность худрука. Готов соответствующий пакет документов. Сейчас этот вопрос рассматривает министр культуры Василий Вовкун».

Автор текста — Алексей Ботвинов, всемирно известный музыкант, элита мирового пианизма (как о нем пишут СМИ), один из лучших исполнителей Рахманинова во всем мире и, что немаловажно, одессит... Как будто по Мандельштаму: «Я вернулся в свой город, знакомый до слез».

Специально для «ЗН» г-н Ботвинов — уже как новый идеолог художественной линии Одесской оперы — рассказал о возможном творческом будущем этого старейшего театра.

Возможно, и необходим краткий экскурс в недавнее прошлое? Одесская опера после хорошего евроремонта, как известно, оказалась под перекрестным огнем разных политинтересов. Настаиваю на последнем акценте — политинтересы. Творчество творчеством (сильно они, политиканы, этим «творчеством» взволнованы!), а элегантное месторасположение эстетического здания в самом центре «жемчужины у моря» — вот и вся морская соль скандального вопроса. И «люди Чумаченко» (министр В.Вовкун со товарищем), и «люди Тимошенко» (новый директор А.Дуда, за которым ряд местных, одесских, политиков) — все они этому театру, конечно же, желают блага. И нет большего «блага» в канун выборов, чем контроль за площадками государственной важности. И из-за этого (в том числе) еще не до конца истлевший сыр-бор с недавним изгнанием «призрака» из этой же оперы.

…Но жизнь продолжается. Кому-то надо подхватить оборванную арию. Человек талантливый и более чем востребованный в Европе, пианист А.Ботвинов после некоторых раздумий сказал одесскому театру «да!». Осталось дождаться «таки да…» — уже из недр Минкульта.

— Алексей, ваш график расписан на много месяцев вперед; вы обеспеченный, успешный, публичный человек… Исходя из вышесказанного — «зачем оно вам надо?»: трудный театр, огромная труппа, прохлада нынешней верхушки Минкульта?

— Я бы так не ставил вопрос… Зачем это нужно конкретно мне? Полагаю, у меня уже достаточно опыта и серьезных творческих контактов в европейском музыкальном мире, чтобы принести художественную пользу — и стране, и одесскому театру в частности. Не нужно воспринимать мои слова как пафос. Не нужно… Это нормальные амбиции. Я ведь долго размышлял над этой ситуацией. Но в определенный момент пришлось быстро принимать решение. И такое решение — мною персонально — уже принято. Поскольку хочется поднять Одесскую оперу. Вывести ее из периода стагнации. Есть надежда, что за несколько сезонов удастся это сделать.

Не поддерживаю разговоры о том, что в этом театре все плохо, нет интересных молодых исполнителей… Как раз все не так плохо. И именно в Одесской опере есть немало интересных молодых вокалистов, хороший балет.

Но им нужен импульс. Нужен «локомотив», который поведет за собой. И оживит процесс творческий. Необходимы яркие дирижеры, режиссеры.

— И где же их взять, если «яркие» — всегда дорогие и нашим театрам не по карману?

— А здесь — и поддержка государства, и спонсоры. Это тоже серьезная работа. Не хотел бы заглядывать слишком далеко вперед, но только за истекший месяц уже выстроилась некая «партитура» будущего. В ноябре — премьера детского балета «Айболит», балетмейстер Алла Рубина, музыка Нино Рота. В декабре — «Нуриев forever», это «балет-гала», посвященный выдающемуся танцовщику. В декабре-январе — надеемся на успех оперы-балета Виталия Губаренко «Вий». Должно получиться современное зрелище с элементами триллера, хоррора. Уже весной будущего года — «Турандот». Спектакль только на начальной стадии, а уже есть приглашения в Японию, Испанию.

Одесса — музыкальный город, чуткий к новым веяниям, направлениям. Надеюсь, в театре смогут органично сосуществовать и классическая линия, и экспериментальная.

А если говорить о более отдаленном будущем, то… Есть договоренности о постановках с такими известными режиссерами, как Кшиштоф Занусси (он поставит у нас «Дон Жуана»), Роберт Стуруа, Кирилл Серебренников. Хотелось бы увидеть на сцене нашего оперного и Дмитрия Богомазова, одного из самых интересных современных украинских театральных режиссеров. В работе Одесской оперы как раз и важно определить стратегию творческого развития…

— После летних кадровых рокировок можно ли говорить о расколе внутри коллектива?

— Не стоит говорить о расколе. Стоит говорить о едином желании коллектива — работать. Во всяком случае, я чувствую доброе и благожелательное отношение коллег. Поддержка есть.

— Одесская опера (в том состоянии, в котором она сегодня) способна собирать аншлаги? Ежевечерне?

— Есть разные спектакли. Существует и различный к ним интерес…

Но, в основном, театр полон. Оптимизм внушает хотя бы то, что даже в худшее зимнее время зал не пустует.

— Какова персональная роль Юлии Тимошенко в ситуации вокруг оперы?

— Юлия Владимировна помогла театру. Серьезно помогла… Во всяком случае, в юбилейный, 200-й, сезон благодаря ей увеличилось финансирование театра. Значительно увеличились зарплаты — практически в два раза.

— Противостояние «людей
Тимошенко» и «людей Чумаченко», по-вашему, как-то отразится на театре в ближайшем будущем?

— Послушайте, нет совершенно никакого желания говорить на политические темы… У меня прекрасная история общения с Екатериной Михайловной Чумаченко. Она говорила когда-то: «Когда же вы вернетесь на родину?»

Поэтому в случае с Одесской оперой — лучше не о политике, лучше — о творчестве.

— Так оно, конечно, лучше.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно