ДОГОНЯЯ НЕУЛОВИМОЕ

1 июня, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №21, 1 июня-8 июня

«Київ травневий» приурочил свое закрытие к Дню «матери городов украинских». Правда, ожидается еще...

Алексей Кужельный
Сцена из спектакля «Лысая певица» по пьесе Эжена Ионеско, режиссер Валдас Пранулис (Театр Старого города, Вильнюс)
Алексей Кужельный

«Київ травневий» приурочил свое закрытие к Дню «матери городов украинских». Правда, ожидается еще и эпилог в виде спектаклей братьев-чехов (Театр «Suplik», Прага) и созерцания киевского неба, но основные фестивальные страсти уже отшумели. Мы успели полюбоваться Марселем Марсо и вкусить вечность, наблюдая за борением веры и неверия из его композиции «Руки» на православные мотивы. Поистине одна рука не ведает, что творит другая — руки мэтра олицетворяли два начала, скрестившие шпаги в человеческой душе. Одна сомневалась, другая уповала на высшие силы. Но в итоге обе присоединялись к смиренному рокоту «закадрового» хора.

Если композиция «Руки» была посвящена вере, то финальная («Человек, делающий маски») — искусству. Собственно, актер-мим — это и есть «фабрикант масок», так что в последнем построении мэтр представил свой автопортрет. Говорят, что человеческое лицо подобно двум половинкам трагической и комической масок, слившимся воедино. Искусство оперирует крайностями, типами, образами — то есть масками. Жизнь предпочитает компромиссы. Актер тщетно пытается сменить маску на лице. При всем своем тяготении к естественному служитель Мельпомены — лишь человек, изготовляющий маски и по очереди их примеряющий. И это отнюдь не недостаток, скорее — преимущество. По крайней мере, для Марселя Марсо.

Для мэтра «искусства молчания» Киев — прежде всего город великих танцоров, Нижинского и Лифаря, а Украина — страна танца. Наверное, это типично для парижанина, впитавшего в себя дух дягилевской антрепризы, но нетипично для нас, привыкших связывать «национальную идею» с совсем другими реалиями. Как по мне, быть страной танца более чем почетно, особенно если подразумевать под последним «плоть, почти что ставшую духом» и феерический успех дягилевских балетов вместе с неоклассицизмом Сержа Лифаря.

Сцена из спектакля «Лысая певица» по пьесе Эжена Ионеско, режиссер Валдас Пранулис
 (Театр Старого города, Вильнюс)

На пресс-конференции Марсо сказал, что главное — хранить традицию, причем как в искусстве, так и в жизни. Но именно от традиции мы с удовольствием открещиваемся, заменяя ее новомодными ухищрениями. Правда, как показал «Київ травневий», все прекрасное — традиционно, если понимать под традиционностью не отсутствие оригинальности, а обширную творческую родословную.

Гротеск-драма К.Нисиды «Клоунесса Тамила» в постановке Владимира Крюкова и исполнении Тамилы Петрощук из комик-труппы «Жарт» — это прежде всего спектакль, богатый традициями. Тамила Петрощук как будто вынимала из бабушкиной шкатулки секреты клоунады, пантомимы, эксцентричного танца и жонглирования, соединяя их с новомодными танцевальными веяниями. Гротеск-драма была представлена в рамках совместного японско-украинского проекта «After cloudy company», а постановке спектакля предшествовало знакомство Владимира Крюкова с президентом одноименной японской фирмы Кейчи Нисидой.

Кейчи Нисида — автор и продюсер многих художественных акций и фестивалей. В свое время именно он пригласил в Японию возглавляемый В.Крюковым театр «Мимикричи». В прошлом году на фестивале дебютировало крюковское детище — женская клоунская труппа «Гонимбаяши», нынче — обаятельная клоунесса Тамила.

А началась гротеск-драма с погони за солнечным колобком — театральной подсветкой. Клоун Том — перевертыш клоунессы Тамилы — пытался ухватить, удержать перемещавшийся по занавесу световой блик, нежно прижимался к нему щекой, забывая о том, что «ни съесть, ни выпить, ни поцеловать, () Мгновение бежит неудержимо, () И мы ломаем руки, но опять () Обречены идти все мимо, мимо...» И не удержал бедняга, как и следовало ожидать. Неуловимое не догонишь, но проникнуться им можно.

В фестивальном буклете новый спектакль Владимира Крюкова был назван рассказом об изнанке сцены, о том, как образы, созданные актером, преследуют его за пределами театрального мирка. «Человек, делающий маски» решился на очередную исповедь...

«Київ травневий» образца 2001 года оказывал повышенное внимание пантомиме и клоунаде. Собственно говоря, рафинированных драматических спектаклей на фестивале было не так уж много. Сказывалось тяготение к театральному минимализму и усталость от шоу. Пышные действа набили оскомину, и до слез захотелось простоты. Впрочем, как выяснилось, художественными достоинствами эти дамы не обделены.

Под занавес, на фоне закрытия фестиваля, мне удалось побеседовать с генеральным директором «Києва травневого», народным артистом Украины Алексеем Кужельным. Поговорили о насущном — о том, что не удалось фестивалю и чего нам ждать в следующем году. Но первый вопрос был о неудавшемся:

— Алексей Павлович, чем объясняется неприезд большинства ожидавшихся русских коллективов — Театра на Фонтанке, Театра Антона Чехова, Имперского балета?

 

— Театр на Фонтанке откололся еще на первом этапе подготовки фестиваля, поскольку это был некоммерческий проект, и денег на дорогу у театра не оказалось. Театр Антона Чехова вышел из игры позже — мы запустили рекламную кампанию, начали продавать билеты, но так как до 14 мая были выходные дни, а спектакль театра был назначен на 16—17-е, экономически это себя не оправдывало. Так что пришлось свернуться. Имперский балет вовремя не подготовился к приезду в Киев — они собирались везти к нам предпремьеру и не успели с костюмами. В балете «Грезы любви» 750 костюмов... Остались коммерческие русские проекты — например, Театр на Таганке.

— Собираетесь ли вы расширять круг коммерческих фирм, участвующих в подготовке фестиваля?

 

— Если мы хотим, чтобы фестиваль был звонкий, чтобы мы увидели и что-то очень известное, требующее денег, и что-то молодое, но уже подающее надежды, нужно комбинировать разные формы. То есть иметь и коммерческие спектакли, и обычные фестивальные.

— Определились ли кандидаты на следующий «Київ травневий»?

 

— Я уверен, что приедет театр из Лондона со спектаклем «История Шейлока», сейчас я получил приглашение в Гамбург на фестиваль, где будут показываться камерные работы. Буду отбирать там коллективы. Но все зависит от того, появится ли у нас возможность работать постоянно и, главное, ездить и видеть, чтобы приглашать труппы не по кассетам, а вживую.

— Ожидается ли в будущем году приезд на фестиваль каких-либо крупных звезд?

 

— У нас были разговоры с Додиным, беседовали мы и с московскими коллективами. Хотим привезти новую работу Табакова в постановке Каменьковича. Обязательно что-то будет из Прибалтики. Там много интересных работ, и мы надеемся, что нам удастся кого-то пригласить. Конечно, не исключаем и коммерческие проекты.

К словам Алексея Павловича хотелось бы добавить, что коммерческие проекты — конечно, дело хорошее, но есть и издержки производства. К примеру, на коммерческих спектаклях нынешнего фестиваля журналистов запускали в зал не раньше 19.15 и то лишь по настойчивому ходатайству дирекции фестиваля и генерального директора лично. Но войти в театр — это еще полбеды, вернее, полпобеды — нужно было еще найти себе место в зале и доказать билетершам, что ты — не пес приблудный, а аккредитованный журналист. Если круг фирм-организаторов «крутых» спектаклей будет расширяться, прессе можно только посочувствовать. Остается только уповать на то, что фирмы зауважают журналистов, делающих рекламу спектаклям. Хотя бы через пару-тройку лет...

А.Кужельный надеется, что «Києву травневому» удастся, и не в самом отдаленном будущем, объединить все фестивали и крупные художественные акции столичного мая. Сбудутся ли эти надежды, покажет время. Но пока, судя по успехам «Києва травневого» и даже по его проколам, до утраченных иллюзий им далеко.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно