Docudays UA: аргумент кино в контексте Евромайдана

Поделиться
Docudays UA: аргумент кино  в контексте Евромайдана фото - Наталка Довга
За период своего существования этот фест стал трендом: не только художественной, но и общественно-политической акцией. В этом году сеансы феста собирали переполненные залы столичного Дома кино, "Кинопанорамы", "Киева".

В Киеве завершился XI Международный фестиваль документального кино о правах человека Docudays UA. За период своего существования этот фест стал трендом: не только художественной, но и общественно-политической акцией. В этом году сеансы феста собирали переполненные залы столичного Дома кино, "Кинопанорамы", "Киева". По поводу документального кино дискутировали зрители и профессионалы из разных стран мира. Об украинском и международном контенте феста, а также об общественной атмосфере, в которую попал проект, - беседа с Аллой ТЮТЮННИК, членом оргкомитета и отборочного совета Docudays UA, членом правления Украинского Хельсинского союза по правам человека.

- Алла Николаевна, долгое время украинское документальное кино, считайте, гремело в мире. Удалось ли в этом году найти для конкурса достойные украинские документальные проекты?

В конкурсе DOCU/ЖИЗНЬ была показана полнометражная картина Валентина Васяновича "Сумерки", а в конкурсе DOCU/КОРОТКО - фильм режиссера Полины Кельм "Позитив".

"Сумерки" - о 82-летней Марии и ее больном сыне Саше, живущих на окраине небольшого села. Из-за серьезной болезни Саша почти полностью ослеп, но отчаянно пытается сохранить самостоятельность. Мария так же отчаянно борется со старостью, - она не хочет оставить сына одного в этом мире. Герои фильма поражают духовной силой. И хотя сердце сжимается, когда Мария покупает теленка, а Саша наощупь начинает мастерить трактор, - это оптимистичная картина.

В общем, когда посмотрела "Сумерки", была поражена уровнем кино - профессиональным, духовным, осмыслением режиссером того, что он снимает. В минувшие годы украинские фильмы редко попадали на конкурс. Но Васянович снял европейское кино. Весьма положительный резонанс вызвал у зрителей и фильм "Позитив".

Во внеконкурсной программе DOCU/УКРАИНА у нас было шесть фильмов - "Амосов - столетие" режиссера Сергея Лысенко, "Лагерь" Александра Балагуры, "Кафе "Вояж" Романа Бондарчука, "Между нами" Екатерины Горностай, "Мясокомбинат" Петра Армяновского, "Хворісукалюди" Юрия Рачинского - о беспризорных детях. Залы не вмещали всех желающих посмотреть эти фильмы.

Вообще, наш зритель вырос, и на всех показах - конкурсных и внеконкурсных - залы были переполнены не только в Доме кино, но и в "Кинопанораме", кинотеатре "Киев". В следующем году придется думать о расширении площадок для показа фильмов.

- Как известно, именно сегодня чрезвычайное напряжение в отношениях Украины с РФ… Как удалось преодолеть барьеры и найти честные документальные фильмы из Российской Федерации?

- В программе Docudays UA было несколько интересных фильмов из России. Например, фильм "Кровь" режиссера Ирины Рудницкой. О передвижной станции переливания крови. Микроавтобус "газель" с медиками и необходимым оборудованием объезжает российские провинциальные села и городки, собирая донорскую кровь. Количество желающих сдать кровь огромное, ведь за пол-литра крови можно получить около 850 руб. С одной стороны - бедные люди, сдающие кровь за деньги и теряющие сознание от голода. А с другой - врачи, живущие в замкнутом круге: ночью - водка, утром - забор крови. И рефреном звучат фальшивые лозунги врачей - дескать, вы же не за деньги это делаете, а спасаете чьи-то жизни, вы - доноры! Демагогия и бедность…

- Не возникало ли преград в связи с договоренностями о показе российских документальных фильмов в рамках украинского фестиваля?

- Почти… Правда, некоторые российские гости перед приездом звонили и спрашивали: "А как мы со своим русским языком доберемся от аэропорта до Дома кино?! А как обменяем рубли на гривны?! Как будем ходить по Киеву?!". Мы удивлялись… Насколько людям - образованным, умным! - засорили мозги, что они вообще могут задавать такие вопросы!

Россияне же были шокированы тем, что увидели в Киеве: большая разница между пропагандой и здешними реальными событиями.

- Фестиваль готовился в самый разгар общественно-политической борьбы в Украине. У вашей команды не возникало сомнений: проводить фестиваль или отложить?

- Наша команда работала на Майдане: офис находился на Малой Житомирской. У нас лежали матрасы. У нас жили зарубежные журналисты, снимавшие Майдан. Был медпункт. Мы кормили и поили людей чаем. Наши режиссеры с первого дня снимали события в самых горячих точках. Ситуация - не до фестиваля. Даже думали отложить.

Но режиссеры из разных стран писали, что фестиваль непременно необходимо провести, чтобы иностранцы приехали и почувствовали, как все на самом деле…

Все наши зарубежные гости - а их более 100 из разных стран мира - ходили на Майдан, общались с людьми. Теперь они в своих странах - Австралии, Австрии, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Дании, Эстонии, Египте, Израиле, Иране, Испании, Италии, Канаде, Ливане, Литве, Нидерландах, Германии, Норвегии, ОАЭ, Польше, России, Румынии, Сербии, США, Чехии, Чили, Финляндии, Франции, Хорватии, Швеции, Швейцарии - пишут и рассказывают правду о нас.

Многие режиссеры уже планируют вернуться, чтобы снимать фильмы об Украине. Гордимся прорывом, который сделал фестиваль. В прошлом году мы впервые в Беларуси провели презентацию фестиваля, было пять показов в Минске. Теперь белорусские коллеги договариваются осенью провести Docudays UA не только в Минске, но и в Гродно.

- Как один из организаторов, какие проекты выделили бы среди самых актуальных и принципиальных - в рамках фестиваля?

- Сознательно уклонюсь от ответа, потому что из полутысячи просмотренных фильмов в программу вошли только 72 картины. Все они интересные. Возможно, самая яркая - картина-открытие "Евромайдан. Черновой монтаж". Настойчиво искали фильм-открытие. Но в этом году ни одна картина "не дотягивала" до событий, произошедших в Украине. Мы все еще осмысливаем и героизм, и трагедию, погибли люди... Поэтому возникла идея попросить у снимавших на Майдане режиссеров лучшие кадры. И Роман Бондарчук - режиссер, который тоже снимал, и арт-директор фестиваля, - смонтировали ленту "Евромайдан. Черновой монтаж": это творчество не менее 10 режиссеров. Когда мы показали картину на открытии фестиваля, а потом Марьяна Садовская запела "Пливе кача по Тисині", - все зрители встали и слушали стоя до самого конца, а потом запели Гимн Украины.

- Сейчас организаторы многих фестивалей не могут похвастаться достойными бюджетами. Как в этом году выходили из ситуации на Docudays UA?

- Нам опять очень помогло шведское Агентство международного развития (Sida). Они выделили на проект 757 605 евро - это не только на фестиваль в Киеве, но и на Путешествующий фестиваль, который с октября по декабрь будет проходить в 230 городах и городках во всех областях Украины. Надеемся, в Крыму также. Посол Швеции в Украине Андреас фон Бекерат на открытии сказал, что мировое сообщество с восторгом и сочувствием наблюдало, как украинский народ вышел отстаивать свои цивилизационные ориентиры и с каким достоинством и мужеством добывал в борьбе свой выбор жить в нормальной стране. За это стремление герои Майдана заплатили более чем сотней жизней, а страна подверглась агрессии со стороны северного соседа, и часть ее территории оказалась в оккупации. С убеждением: гражданское общество развивают именно такие фестивали​, как Docudays UA, являющийся ответом на вызовы настоящего. "Считаем большой честью возможность поддерживать фестиваль Docudays UA", - сказал посол.

В прошлом году документальные фильмы Docudays UA в Киеве пересмотрели свыше 30 тыс. чел. Потом мы показывали картины в школах, вузах, библиотеках, кинотеатрах, колониях, СИЗО. После просмотров проходят обсуждения. Например, в 2013 г. фильм о Межигорье показали всей Украине, несмотря на то, что запрещали, даже "минировали" помещения. Но люди выходили из этих помещений, и организаторы показывали фильм прямо на улице, на белой стене, милиция тоже смотрела. А в Чорткове картину договорились показать в одной из церквей, чтобы власть "не достала". Однако достала - выключили свет.

И, представьте, люди смотрели фильм на небольшом экране ноутбука, скучившись вместе, при свечах и фонариках. И потом долго обсуждали. То есть получилось некое семейное общение.

Марианна Каат, режиссер из Эстонии, чей фильм "Шахта № 8" о работе несовершеннолетних вызвал много шума на позапрошлогоднем фестивале, написала нам во время Майдана: "Я слежу за событиями Майдана и всячески болею за Украину. Надо сказать, что Майдан для меня не явился неожиданностью, так как благодаря Docudays UA я познакомилась с совершенно замечательными и свободными людьми… Думаю, что ваш фестиваль за 10 лет сделал немало для современной истории Украины…".

*фото - Наталка Довга

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме