Docudays UA-2015: все пылает!

20 марта, 2015, 00:00 Распечатать Выпуск №10, 20 марта-27 марта

 В столице — 12-й Международный фестиваль Docudays UA. В его рамках — более сотни неигровых фильмов, около десяти — отечественные. Среди украинских фильмов, которые достойны внимания профессионалов и широкого круга зрителей, — лента "Все пылает", уже получившая признание на некоторых международных фестивалях. 

 

До 27 марта Киев будет подлинным европейским центром документального кино. В столице — 12-й Международный фестиваль Docudays UA. В его рамках — более сотни неигровых фильмов, около десяти — отечественные. Среди украинских фильмов, которые достойны внимания профессионалов и широкого круга зрителей, — лента "Все пылает", уже получившая признание на некоторых международных фестивалях. Ее показали в Лондоне, Берлине, Загребе.

Ежегодно Docudays UA затрагивает болезненные точки общества. В 2013-м, например, кинофорум заявил, что мы живем в полицейском государстве. 

Год назад на постерах фестиваля было изображено горящее сердце, напоминавшее то ли коктейль "Молотова", то ли гранату. Военные действия на Востоке Украины тогда были еще в зачатке. И многие надеялись, что события не достигнут теперешней степени ужаса. 

Но чутье организаторов Docudays UA не подвело. Спустя несколько месяцев тысячи "горящих сердец" отправились в Донбасс…

Постер нынешнего кинофорума дает понять, что сила поражения у визуального образа иногда намного больше, чем у тротила. Символом фестиваля на этот раз стал танк, который, словно кинопроектор, выпускает из дула луч света. 

Если оружие заставляет драться и побеждать, то кино — дискутировать и убеждать. 

"Наш фестиваль постоянно находится на острие событий, переживаемых обществом, — говорит программный директор кинофорума Геннадий Кофман. — Одна из главных проблем, с которой столкнулось общество, — пропаганда. Именно ей будут посвящены многие фильмы и дискуссии на фестивале".

Фестиваль пытается научить зрителя противостоять повсеместной пропаганде. Наделить его иммунитетом от дезинформации — будь-то кремлевской или любой другой.

Вместе с тем кинофорум открывает широкую палитру документальных кинохитов со всего мира. В его параллельных программах демонстрируются два номинанта на "Оскар" этого года, а также сам лауреат премии Американской киноакадемии — лента Лоры Пойтрас "Гражданин четыре: история Эдварда Сноудена".

Отдельного внимания заслуживает картина Джошуа Оппенхаймера "Взгляд тишины", получившая пять призов на Венецианском кинофестивале. Лента повествует о геноциде в Индонезии. Предыдущая часть киноисследования "Акт убийства", показанная на Docudays UA в прошлом году, рассказывала о палачах. А "Взгляд тишины" — о жертвах массовых убийств. (Многих критиков обе эти картины лишили дара речи). 

В результате индонезийского геноцида погибло около миллиона человек. Это происходило полвека назад. Но и сегодня палачи под прикрытием коррумпированных властей продолжают спокойно жить, вспоминая бурную молодость, когда ежедневно убивали по дюжине человек. 

Обе картины Оппенхаймера — громкое событие. Отчасти потому, что стали первым серьезным кинематографическим переосмыслением трагедии. 

В украинском контексте эти ленты — пример для подражания. Именно так стоит возвращать из забвения и умалчивания трагические факты истории.

В прошлом году в Украине был замечен всплеск качественного документального кино. Как следствие, на наших крупнейших кинофорумах — "Молодости" и Одесском кинофесте — лучшими отечественными лентами были признаны именно документалки. 

Среди украинских фильмов в рамках Docudays UA-2015 выделяется проект "Все пылает" Александра Течинского, Алексея Солодунова и Дмитрия Стойкова. 24 марта состоится премьера этой картины (на фестивале), а еще через два дня она уже выйдет в прокат.

Фильм расскажет о драматичных событиях в эпицентре Евромайдана. Но в отличие от десятков других фильмов о Революции достоинства, эта лента, во-первых, презентует высокий художественный уровень, во-вторых, отсутствие каких бы то ни было дидактических месседжей. Авторы лишь сдержанно зафиксировали события…

"Все пылает" признали лучшей восточноевропейской лентой на престижном фестивале DOK Leipzig. Кроме того, картина демонстрировалась в Лондоне, Берлине, Загребе, а также по франко-немецкому телеканалу Arte.

Посмотреть фильм стоит не только рядовому украинскому зрителю, но и правоохранителям. В ленте есть целый ряд кадров, фиксирующих "моменты истины" как со стороны протестующих, так и силовиков. Когда бойцы "Беркута" бьют лежащего на земле окровавленного митингующего. Или когда человек из толпы стреляет из пистолета и громко радуется, что подстрелил стража порядка...

О том, как создавалась картина, ZN.UA рассказывает ее вдохновитель и один из соавторов — Александр ТЕЧИНСКИЙ:

— Мы пришли на Майдан, чтобы просто снять происходящие там события, но вскоре одно престижное немецкое издание предложило сделать для них фото- и видеоматериалы. Практически ежедневно снимали в центре Киева. Но делали не типичные репортажи, а больше кинематографичные материалы. Где-то в середине января поняли, что отснятого материала настолько много, что из него может получиться фильм. До этого вместе с Алексеем Солодуновым мы уже сняли небольшой документальный фильм "Сэры и сеньоры" (2013). Так что у нас уже был небольшой кинематографический опыт.

Монтажом занимались с конца марта по середину июня. Всего на тот момент у нас накопилось огромное количество отснятого материала — около трех террабайт. 

Во многих фильмах о Евромайдане есть прицел на западного зрителя. А наша работа как бы на грани — ее интересно смотреть и участнику событий в центре Киева, и иностранцу, привыкшему узнавать обо всем через новости. 

Снимая фильм, пытались сосредоточиться на вещах, которые не понимаем. Но которые хочется зафиксировать и со временем попытаться осознать. На "понятные" вещи не обращали внимания. Снимали, только когда задавали себе вопрос: "Что ж это происходит?".

Конечно, это здорово, что народ восстал, вышел на площадь, выказал свое отношение к власти. Но людские жертвы, появившиеся в результате такого противостояния, для меня перекрывают многое...

Оператору удалось пробраться в ряды милиции, откуда он и снимал. Хотя при этом ему пробили камеру и сильно разбили указательный палец, так что пришлось ехать в больницу. Я постоянно снимал со стороны митингующих. А Дима снимал со стороны. Но мы не продумывали эту "стратегию" — все сложилось само собой. 

Когда нам говорили выключить камеры, мы все равно продолжали снимать, поскольку чувствовали, что можем это делать. Руководствовались внутренним убеждением: нужно продолжать. С опытом вырабатывается внутреннее чувство, подсказывающее, когда именно следует остановиться, даже если тебя настойчиво просят выключить камеру…

Главное при этом — внятно ответить на вопрос: зачем ты сюда пришел? Что ты тут делаешь? Если пришел бросать камни, оказывать медпомощь или что-то носить — занимайся именно этим. Но если пришел снимать — нельзя отвлекаться на что-то другое, ведь ты просто не сможешь сделать хорошо свою работу. Мы действовали на энтузиазме. Кроме того, многие бесплатно помогали нам в работе над фильмом. 

За последние полтора года появилось колоссальное количество фильмов о Евромайдане. Я смотрел только фильм Сергея Лозницы "Майдан". Сначала эту ленту не воспринял. Ведь мы — люди экшена — видели все эти события "изнутри", будучи в эпицентре. Так что увидеть Майдан настолько отстраненно, как его показал Лозница, было неожиданностью. 

Будет еще немало лент о Майдане. И не стоит воспринимать каждую из них как "учебник истории". Любая такая работа — не более чем дополнительный плюс к общей картине. У каждого — "свой Майдан". Например, когда мы показывали свою ленту разным людям, некоторые из них просто удивляются увиденному. Потому что не видели тех или иных событий, которые мы задокументировали. И каждый такой фильм — это лишний повод задуматься, что твой Майдан — не единственный…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №1288, 28 марта-3 апреля Архив номеров | Последние статьи < >
Вам также будет интересно