Что же будет с родиной, с Майданом? - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы - zn.ua

Что же будет с родиной, с Майданом?

4 сентября, 2015, 00:00 Распечатать

В какой мере реализация новых творческих идей может изменить исторический облик центра Киева? Вправе ли иностранные конкурсанты-архитекторы определять лицо украинской столицы? Подобные вопросы возникают постоянно. Ответить на них в интервью ZN.UA попыталась координатор конкурса "Территория Достоинства", и.о. заместителя директора Департамента градостроительства и архитектуры Киева Анна БОНДАРЬ.

 

 

Не остывает накал споров и дискуссий в связи с итогами Международного открытого конкурса "Територія гідності" — на лучшую концепцию обновленного пространства центра Киева и мемориализацию событий Революции Достоинства. 

Известные архитекторы, скульпторы негодуют в связи с возможными преобразованиями Майдана. Своя позиция на этот счет у Анатолия Куща, Анатолия Гайдамаки. 

В какой мере реализация новых творческих идей может изменить исторический облик центра Киева? Вправе ли иностранные конкурсанты-архитекторы определять лицо украинской столицы? Подобные вопросы возникают постоянно. 

Ответить на них в интервью ZN.UA попыталась координатор конкурса "Территория Достоинства", и.о. заместителя директора Департамента градостроительства и архитектуры Киева Анна БОНДАРЬ. 

Напомню, что в самом конкурсе участвовали 149 проектов из разных стран мира. "Територія гідності" состоит из четырех автономных конкурсных направлений (номинаций), каждое из которых также вызывает разные мнения.

— Все конкурсные проекты — только концепции, но не стадии проектной документации, — говорит г-жа Бондарь. — Поэтому все проекты-победители будут серьезно дорабатываться, уточняться. Сама концепция — не свершившийся факт, а только творческие видения того или иного архитектора. И Майдан никто не собирается "перекапывать", как иногда сообщают СМИ. Это пространство, которое требует переосмысления. Сами конкурсы проводятся для того, чтобы создать "вижн", то есть видение будущего. А если уже нужен конкретный проект, то тогда заказывают рабочую документацию.

— Прежде чем говорить об особенностях конкурса, хочу спросить — почему известный украинский скульптор Анатолий Кущ оказался за бортом "Території гідності"? Ведь именно он — один из авторов нынешнего облика Майдана.

— Почему же? Он принимал участие в конкурсе. Подал два проекта. Но не выиграл. Действительно, свое представление о Майдане он высказал в 2001 году. И мы видим это представление — каждый день. 

— Еще один украинский мэтр, Анатолий Гайдамака, тоже оказался "вне" игры. Почему? 

— Некоторые заслуженные архитекторы и скульпторы, которые не выиграли в конкурсе, позволяют себе искажать факты. Совет общественных экспертов ознакомился со всеми проектами. Но некоторые из них были поданы с нарушением правил и условий конкурсов. Это зафиксировано в "Протоколе №1". Однако, в "Протоколе №3" четко определено, что абсолютно все поданные проекты будут рассмотрены жюри. Это и произошло. 

А говорить о том, что чьи-то работы были "отклонены" — неправильно. Были зафиксированы определенные нарушения. И жюри приняло соответствующие решения. Непосредственно Анатолий Гайдамака "засветил" свой проект на ТВ, в других СМИ. Таким образом он нарушил условия анонимности. И об этом есть запись в "Протоколе №1".

— "Територія гідності" предполагает четыре конкурсных направления. И это довольно разные автономные конкурсы. 

— Да, вы правы, это разные конкурсы, хотя и объединены общей идеей. Если речь идет об общественном пространстве Майдана и Крещатика, то мы не должны забывать, что сам Майдан — главная площадь Украины. И если на Майдане предполагаются коренные изменения, то они должны быть поддержаны государством, а не только городской властью.

— В таком случае, давайте пройдемся по отдельным конкурсным номинациям, чтобы сторонники и критики четче поняли стратегические задачи и возможные просчеты. 

— Первая номинация конкурса — "Громадський простір Майдану та центрального ядра Києва". В этой номинации, как известно, победил проект тайванцев (Алессандро Мартинели, Ханью Чен, Ксинью Жао). У них очень мощные идеи. Эти архитекторы сделали акцент на социальной практике Майдана — единении.

Скажем, гравий есть в разных регионах Украины, но он везде разноцветный. Если возьмем в ладонь гравий и перемешаем гранит из разных регионов, то с одной стороны увидим, что каждый из нас дискретен и уникален. А все вместе мы — Украина. Это точный и красивый символ. 

Идея несколько романтична, но конкретность в ней есть: "Робимо Майдан спільними зусиллями!"

Вообще, архитектурные конкурсы проводятся для того, чтобы создавалось "видение": как это должно быть в будущем, чтобы "перескочить" на 50 лет вперед. Когда это "видение" сложно сформулировать, тогда необходимо включать конкурсную практику. Такой город, как Киев, должен проводить минимум 25 конкурсов в год на развитие ключевых городских площадок. 

Подчеркну: в ближайшие годы никто не собирается "перекапывать" (как часто говорят) Майдан. Для того чтобы начать такие работы, нужно добиться общественного договора, который в Украине — пока — практически невозможен. 

— В таком случае, какие изменения могут произойти реально на Майдане, на Крещатике? Отталкиваясь от итогов конкурса. 

— Это изменения, связанные с безбарьерным пространством. Безбарьерная среда — это пространство, которое дает возможность человеку использовать его с максимальной доступностью. Мы живем в одном городе, но все разные. Сегодняшний Киев — это Киев для молодых, здоровых и сильных. Безбарьерная среда дает возможность детям, пожилым людям, людям в колясках, родителям с маленькими детьми свободно чувствовать себя в таком пространстве. Лестницы заменяют пандусами. Производится понижение бордюрного камня. То есть акцент на том, чтобы уменьшить количество перепадов и преград, которые мешают передвигаться по определенной территории. И реализация этих планов возможна. 

— Еще одна номинация в рамках "Території гідності" — "Меморіалізація подій Революції Гідності та увічнення пам'яті Героїв Небесної Сотні". Все понимают, насколько это тонкая и даже болезненная тема, ведь речь идет о погибших украинцах, о нашей новейшей истории. 

— Необходимо увековечить память погибших. В связи с этим и появилась такая номинация. Именно мемориализация, а не возведение определенного памятника.

Многие люди говорили, что нам необходимы музей Майдана, музей Свободы. Но не как "музей", где хранятся каски или шины, а как центр развития украинской демократии. Это, скорее всего, и должен быть культурный центр, нежели музей в классическом его понимании. 

С упомянутой вами номинации и начинался конкурс. По этому поводу было много вопросов, шла длительная дискуссия. На все вопросы нет ответа даже сегодня. Еще 24 февраля 2014 года был подписан меморандум между Национальным союзом архитекторов и городом — о конкурсной основе. Это был март, Майдан еще стоял. Уже тогда мы получали огромное количество писем. Люди обращались с просьбами срочно "поставить что-то". Чаще предлагали свои эскизы. 

Единственный способ понять, как вычленить правильное решение — это конкурс. Общемировая практика. 

Мы вышли на публичную дискуссию. Хотели узнать: что сами люди думают о мемориализации драматических событий, как они сами видят увековечивание памяти погибших героев? 

Были вопросы: а где ставить памятник? А кому он будет посвящен? Если это мемориал, то где он должен быть расположен? На Институтской, то есть на Аллее Небесной Сотни или на улице Грушевского?

Во время Майдана мы уже опросили около 1000 человек. Были живые анкеты, почти половина ответивших считает, что на самом деле памятник должен быть посвящен "всем людям", которые гибли по разные стороны баррикад. 

16% опрошенных граждан высказались за памятник Героям Небесной Сотни. 32% — героям Евромайдана: и живым и погибшим. 40% — всем погибшим в центре столицы. 

На этот счет историки говорят: должно пройти не менее пяти лет, и лишь тогда можно объективно и взвешенно написать "историю Майдана". Чтобы объяснить всему миру, что произошло. 

В этой же номинации мы получили наибольшее количество проектов — 87. Большинство из них — некий памятник советского образца. Памятник неизвестному солдату в его классической форме. 

Но я помню, как сами люди часто говорили нам: хватит уже памятников в центре… 

В итоге победил проект итальянцев, который предполагает высадку красных кленов в местах, где гибли люди. С одной стороны это аллея — Аллея Героев Небесной Сотни, что соответствует сегодняшнему названию. С другой стороны — это и дерево жизни. Авторы из Италии (Андреа Маттейни, Бьянка Бардуччи, Элизабет Габриелли, Матио Бигуцци, Фабио Ре) тонко прочувствовали эти идеи. Они говорили: "Мы следили за вашими событиями. Сопереживали вместе с Майданом. В Италии мы слишком часто работаем с историей города и понимаем, что город не может перестраиваться после каждой революции, потому что город — не книга, которую можешь переписать. Нельзя игнорировать прошлое, каким бы оно ни было…" 

— Анна Вячеславовна, а если при реализации проекта клены не приживутся?

— Почему?

— Была же в Киеве история с каштанами, превратившаяся в скандал с горьким осадком.

— Если возвращаться к той истории, то каштановую моль никто не отменял. Каштан должен быть с прививкой. Но клен не поражает каштановая моль. Для нашего климата клен — прекрасное дерево, и ему ничего не угрожает. 

В итальянском проекте предусмотрено мощение почвы и высадка кленов. "Мощение" — наподобие вен. По территории революционных событий. Это дорога жизни, баррикады. Места, где погибли люди.

Повторюсь, итальянские архитекторы в качестве ключевого образа взяли дерево, дерево как символ жизни — живой мемориал. 

Но чтобы реализовать эту и другие идеи, нужен трехсторонний договор — между государством, городом и общественностью.

— Конкурс "Територія гідності" завершился еще в начале лета. Что дальше? Какие шаги реализации всех этих проектов? Или же наоборот — это только смотр достижений без обязательств что-либо обновлять?

— В ближайшее время планируется встреча по этим вопросам в Буковеле. Буду там представлять результаты конкурса семьям погибших. Услышим их мнения, проведем анкетирование. И далее, в любом случае, нужна поддержка государства. Потому что Революция Достоинства — событие национального уровня. 

— Есть мнение, что не совсем патриотично, когда главную площадь Украины могут преобразовывать иностранцы, пусть даже очень талантливые. Естественно, и в Украине есть много интересных творческих людей в архитектурной среде. 

— Дело в том, что, согласно закону, иностранцы просто так не могут проектировать в Украине. Им нужно найти адаптаторов. То есть выбрать одно из украинских архитектурных бюро, которое знает все нормы и у него есть сертификат на проектирование. 

Теперь по поводу патриотизма и этики. Почему же тогда наши "светлые умы" не выиграли конкурс? Они не выдержали конкуренции. Уточню: конкурс предполагал анонимность, то есть незаангажированность. 

Во всем мире работают разные архитекторы. Почему Ренцо Пьяно строит в разных городах мира? Потому что он востребован. 

Чем жестче конкуренция, тем выше качество архитектуры. 

— Одна из номинаций касается важного строения — "Міжнародного культурного центру "Український дім" на Європейській площі". Какова его судьба? 

— Здесь как раз победили украинские архитекторы (Антон Олейник, Андрей Шуляр, Мария Пахомова, Сергей Ферлей, Елена Орап, Алексей Пахомов, Дмитрий Спесивцев, Денис Матвиенко, Юрий Игнатенко). Это молодое и перспективное архитектурное бюро. Напомню, что "Украинский дом" — государственная собственность. Но конкурс дал возможность переосмыслить значение этого сооружения и прилегающих к нему территорий. Как мы знаем, сегодня Украинский дом выполняет достаточно размытую функцию. Изредка там проходят выставки промышленных товаров, другие мероприятия. Помещения сдаются под собрания. 

Но в целом миссия этого здания не осмыслена. Мало того, оно еще и достаточно затратно для государственного бюджета. 

Украинские архитекторы предложили не только своеобразное видение этого интерьера, то есть красивую архитектурную картинку. Они бережно отнеслись к самому объекту, потому что это памятник архитектуры. То есть сохранили элементы, являющиеся предметом охраны — геометрические объемы, мрамор, несущие конструкции. Работали они только с внутренним пространством. В результате предложили многофункциональный комплекс — и кинотеатр, и мастерские, и выставочные помещения, многое другое. Они же предложили и финансовую модель — как это здание могло бы работать, приносить прибыль — своеобразный эндаумент, когда любой горожанин может стать акционером Украинского дома. 

— Мне кажется, больше всего споров и разногласий в отношении четвертой номинации конкурса — "Багатофункціональний музейний комплекс "Музей Свободи/Музей Майдану". Здесь, судя по всему, нужно будет строить с фундамента — отдельный музей? Где его можно и нужно возвести? 

— Здесь присуждено две третьих премии. 99,9% проектов предложили сделать музей Майдана отдельным зданием. До этого действительно было много споров, наподобие: "В Украинском доме?" — "Нет!", "В Доме профсоюзов" — "Нет!", "В экс-Октябрьском дворце?" — "Нет!". В результате будущий проект предусматривает музей Майдана на свободном участке Аллеи Небесной Сотни (Институтская 3-5), недавно возвращенном в коммунальную собственность. 

Предложили место музея именно там, ввиду важности самой улицы. 

Мемориальный комплекс мог бы быть размещен на этой улице и в силу того, что это некое место, простите за пафос, "просветления". Аллея Героев Небесной сотни — украинская Голгофа: туда шли безоружные — вверх, ввысь, под пули. Поднимаясь через Аллею, мы попадем в музей, где должно быть просветление, где может быть разговор о родине, о достоинстве. И это кардинально новое видение невозможно вместить в старую форму. Она будет трещать по швам. 

— Есть видение, каким может быть само здание для музея? 

— По всей вероятности, у будущего музея может быть подземная и наземная части. Но это лишь первый шаг для дальнейшего осмысления рабочей группой концепции будущего проекта. 

Не исключено, что по этой номинации необходимо будет провести еще один конкурс. Как раз сейчас этим вопросом и занимается Министерство культуры. 

— Допустим, уже утверждена проектная документация, в таком случае, Майдан станет пешеходной зоной (как предлагают некоторые архитекторы)? Или по-прежнему, проезжей? 

— "Пешеходный Крещатик" вряд ли возможен в связи с особенностью городского рельефа и уличной дорожной сети. Крещатик — автомагистраль, объединяющая не просто Подол с центром города, но и Троещину, то есть север Киева с юго-западом города и страны. Но мы сделали вариант транспортной модели — "Крещатик в вакууме". Крещатик — широкая улица, упирающаяся в два "бутылочных горлышка". Поэтому если сузить проезжую часть Крещатика на две полосы — ничего не изменится. 

Такое сужение не повредит скорости движения. За счет этого расширится пешеходная зона. Опыт других городов говорит, что чем больше и чаще возникают пешеходные зоны, тем более активна городская жизнь. 

Все это налоги, бюджет. Люди выходят на улицу, общаются, пьют кофе, что-то покупают. Местная жизнь приносит доход. 

— Что можно, хотя бы предварительно, сказать о бюджете в связи с реализацией проекта "Територія гідності"? Понятно, что никаких четких очертаний здесь нет, но хотя бы перспективные? 

— Еще раз уточню, результаты конкурса — это только видение. И каждая номинация должна финансироваться из разных источников. На проведение самого конкурса денег из бюджета выделено не было. Но нашлись меценаты, которые помогли сделать выставку, которая экспонировалась на Майдане. Остальное — волонтерская работа. 

Будет принято политическое решение о будущем Майдана — тогда и появятся средства из бюджета. Пока подобного решения не принято. 

Если речь идет о Мемориале Памяти, то средства должны поступать из разных источников — город, общественность. Если не будет материального участия общественности, то люди будут думать, что это что-то навязанное властью. По Украинскому дому вопросы решает Госуправление делами. А Музей Майдана — очень долгая история, поэтому и говорить о бюджете рано. 

— Относительно жюри конкурса. На этот счет тоже есть замечания….

— Жюри конкурса формировалось непросто. С одной стороны, должна быть большая квота международного жюри. С другой стороны иностранцам сложно заниматься вопросами национальной памяти. Ведь особенность конкурса в том, что здесь — революция, коренные изменения в обществе, а не просто в архитектуре.

Но по международному законодательству в жюри обязательно должны быть иностранцы. Глава жюри Carl Fingerhuth — архитектор, писатель, урбанист, профессор Технического университета в Дармштадте. Это профессионал из Швейцарии, под руководством которого было проведено более 100 конкурсов в Европе. 

В состав жюри также вошли Василий Рожко, Сергей Целовальник, Петр Мартман, Лесь Подервянский, Игорь Кульчицкий, Александр Зинченко, Микола Вересень. 

Общественные эксперты присутствовали на всех заседаниях жюри. Замечаний не было. Работа жюри зафиксирована на аудио и видеоносителях. Так что все 149 представленных проектов были рассмотрены взвешенно и объективно. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 6
  • IGOR52 IGOR52 12 вересня, 13:08 Прес-конференція: «Простір безчестя і обличчя столиці України» Павло Мовчан Анатолій Гайдамака Ігор Свистун архітектор Організатор: Укрінформ, Товариство «Просвіта» Розглядалися питання: 1. Провал конкурсу «Територія гідності» – злочин перед пам’яттю «Майдану». Підсумкові матеріали: У "Просвіті" розкритикували результати конкурсу "Територія гідності", їх не можна втілювати в життя, бо вони працюватимуть не на увічнення пам'яті про події на Майдані, а на якнайшвидше їх забуття. "Цей конкурс, що називається конкурсом "Територія гідності", в результаті є безчестям і ганьбою нашою. За умовами, за доцільністю він мав увічнити пам'ять тих, хто повстав проти режиму, який зневажає честь, свободу, вірність, право на свою культуру і перспективу, а фактично він зроблений для того, щоб ми швидше забули подію, яка мала історичне значення не лише для українців",- сказав Мовчан. Хоча конкурс був відкритий, А.Гайдамаку не пустили на конкурс, як і багатьох інших українських авторів. согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно