Чистое искусство скульптора Владимирова

1 октября, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск №39, 1 октября-8 октября

Трудно поверить, но в древнем Китае, подарившем человечеству великое множество образцов высокохудожественной скульптуры, творцов этих шедевров относили к категории ремесленников, а не художников...

Скульптор Алексей Владимиров
Скульптор Алексей Владимиров

Трудно поверить, но в древнем Китае, подарившем человечеству великое множество образцов высокохудожественной скульптуры, творцов этих шедевров относили к категории ремесленников, а не художников. Действительно, если к критериям художественного аристократизма относить бледно-зеленую анемичность и алебастровую белизну рук, настоящим скульпторам в этом элитном салоне места не найдется. Работа с гранитом, мрамором или даже глиной — выбор людей сильных, физически и духовно. Так что скульпторов абсолютно справедливо можно причислить к рыцарскому ордену художественного мира. Кто они? Бесстрашные Ричарды Львиное Сердце или наивные Дон Кихоты?

Поцелуй. 2004 г.
Поцелуй. 2004 г.

Выставка киевского скульптора Алексея Владимирова, открывшаяся в молодой галерее «Арт-Блюз», уникальна по многим параметрам — качеству, объемам, гармоничности. Но особо хотелось бы выделить то, что большинство экспонированных произведений выполнены из мрамора. Казалось бы, что здесь необычного, ведь с античных времен скульпторы активно использовали этот материал. Земные недра как будто специально извергли на поверхность этот спрессованный, кристаллизованный в глубинах известняк, чтобы скульпторы получили шанс приблизиться к совершенству в воссоздании гармонии человека. Недаром существует сравнение: тело белое, словно мрамор; мрамор теплый, словно тело.

То, что нынче немногие скульпторы берутся отсекать лишнее с мраморных глыб, объясняется не только проблемами с добыванием пригодного сырья. Скульптура из камня — это тест на мастерство. Отсутствие чувства гармонии, незнание анатомии сразу проявятся, и никакие выдумки о новизне взгляда и сознательной деформации форм не скроют отсутствие таланта.

Алексей Владимиров счастливо объединяет в своем творчестве две черты, крайне важные для скульптора. Первую четко назвала знаменитая Вера Мухина: «Ремесло с большой буквы: если ты плохой ремесленник, ты — ничто». Вторая — удивительное чувство гармонии, которое словами объяснить невозможно, однако оно сразу проникает в душу при знакомстве с работами скульптора. Правда, художник вовсе не пытается создать вокруг себя ореол гуру, который если и не достиг истины, то уже находится в шаге от нее. Экспонированные в галерее работы Алексей называет чистым искусством, ибо их создание никоим образом не связано с чьим-либо заказом и зарабатыванием хлеба насущного. На стандартный вопрос, как он стал скульптором, художник не говорил о персте Божьем, трансцендентальности, экзистенциализме и тому подобном. А вспомнил, что в детстве делал реалистичные деревянные модели автоматов, с которыми играл в войну.

На выставке Алексея Владимирова я почему-то вспомнил теорию одного серьезного украинского ученого, который был убежден, что мужчина и женщина относятся к разным видам теплокровных, живущим в симбиозе. Во многих композициях выставки я увидел именно это стремление слиться в единое существо, преодолеть барьер, созданный природой. Так живут морские актинии и раки-отшельники. Попробуй объединить их в гибрид — погибнут. Разъедини их — смерть неминуема...

Пигмалион молил богов оживить каменную Галатею. На выставке скульптуры Алексея Владимирова такие мольбы не нужны. Его персонажи и так живые.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №1288, 28 марта-3 апреля Архив номеров | Последние статьи < >
Вам также будет интересно