Бытие и фантазии Марии Примаченко

5 февраля, 2016, 22:04 Распечатать

С 9 февраля "Мистецький Арсенал" презентует, как утверждают релизы, самую масштабную выставку произведений Марии Примаченко. Проект так и называется — "Мария Примаченко. Непостижимое". Экспозиция объединит более трехсот произведений легендарной художницы из коллекции Национального музея украинского народного декоративного искусства. 

 

 

 

С 9 февраля "Мистецький Арсенал" презентует, как утверждают релизы, самую масштабную выставку произведений Марии Примаченко. Проект так и называется — "Мария Примаченко. Непостижимое". Экспозиция объединит более трехсот произведений легендарной художницы из коллекции Национального музея украинского народного декоративного искусства. Ее произведения — фантастический мир, в котором живут удивительные образы, созданные гениальной народной художницей. 

Нельзя сказать, что выставки Примаченко в Украине — редкость. Последняя знаковая экспозиция (в 2009-м) была приурочена к 100-летию со дня рождения художницы. В Национальном музее украинского народного декоративного искусства тогда экспонировалось более 100 произведений из его собрания. 

— Наша коллекция работ Марии Примаченко насчитывает около 650 единиц хранения, — предваряя проект в "Арсенале", рассказывает ZN.UA заместитель генерального директора по научной работе Национального музея украинского народного декоративного искусства Людмила БИЛОУС. — Это  выполненные в технике гуаши на бумаге декоративные и сюжетные композиции и около 40 произведений на керамике и дереве (вазы, скульптура, тарелки). А на выставке в "Арсенале" будет представлена 331 работа художницы.

 

Это далеко не первый опыт нашего сотрудничества с другими музейными учреждениями. Часто работы Примаченко экспонируются в других городах и странах. Например, во время проведения Дней украинской культуры в той или иной стране. Выставки проходили в Берлине, Тбилиси, Харькове и других городах. 

В нашей коллекции есть работы раннего периода творчества художницы — 30-х – 40-х годов ХХ века. Тогда она только начинала создавать фантастические образы животных и птиц. Эти работы — небольшого альбомного формата. Более поздние произведения художницы выполнены на больших листах ватмана.

В целом творчество Марии Примаченко — это фантастический мир, навеянный, очевидно, мифологическими образами давних полесских легенд и сказок.   

Стиль художницы очень узнаваемый. Похожих композиций мы не увидим в творчестве других мастеров "наивного" искусства, ярким представителем которого является Мария Примаченко. 

Работы её всегда вызывают большой интерес у посетителей музея, особенно иностранных гостей.  Музей готов представить творчество нашей выдающейся художницы и за рубежом, но, к сожалению, не можем этого себе позволить из-за отсутствия финансирования, ведь такие проекты требуют больших расходов. 

* * *

Напомню, первое серьезное международное признание (Золотая медаль) пришло к Примаченко в 1937-м году на Всемирной выставке в Париже. Пабло Пикассо тогда назвал ее произведения "Прекрасными роботами гениальной женщины". 

В середине ХХ века Примаченко создает уникальную серию рисунков "Звери в Болотне" (1935–1941). Для этих произведений характерен белый фон, темные изображения зверей и птиц, тесно переплетенные со сказочными растениями. 

Творчество художницы заметно диссонировало с идеологическими клише официозной советской живописи. Только в 1959-м она стала членом Союза художников. В тот же период художница рисовала преимущественно "цветочно-птичьи" композиции. 

Новый всплеск ее творчества — 70-е. Она создает "бытовые" сценки: "Свадьба", "Екатерина поет песню", "Роман и Оксана", "Галя на свадьбу приглашает", "Сватовство", "После свадьбы крестного отца и мать крестную везут в магазин". 

Но даже в элементах ее "бытописательства" на разных картинах просвечивает подлинная фантастика! 

Некоторые исследователи Примаченко даже находят пророческие знаки в ее живописи. Например, в связи с Чернобылем. Родное село художницы расположено в 30 км от зоны. Художница вроде предчувствовала трагедию. В 1971-м она написала картину "Солдатские могилы". Ее можно трактовать и как скорое приближение катастрофы: именно в 1971-м начали строительство ЧАЭС с четырьмя реакторами. На той картине — лес, где "светятся" четыре могилы,

Спустя 15 лет (в 1986-м) она создает ошеломляющую "чернобыльскую" серию.

* * *

Ее родное полесское село Болотня — всего в 80 километрах от Киева. Здесь, в январе
1909-го, она родилась. Ее отец занимался столярством и резьбой по дереву (создавал дворовые ограды в виде древнеславянских изображений). А мама была признанным мастером вышивки: сама одевалась и одевала всю семью в собственноручно вышитые сорочки. Бабушка Марии, в свою очередь, делала писанки. 

В раннем детстве Мария Примаченко рисовала цветы на песке, после — расписывала хаты синим глеем. Будущая художница использовала естественные краски. В ее доме пели жар-птицы и цвели фантастические цветы. Синие цветы, расцветавшие на стенах и печах, нравились односельчанам. 

Так появились первые заказы: ее стали приглашать соседи, чтобы и у них "было также красиво". Посмотреть на ее рисунки приезжали даже жители соседних сел. 

Как известно, детство Марии было омрачено страшной болезнью — полиомиелитом. Это повлияло и на судьбу художницы (Мария передвигалась с палкой и на костылях), и на особенности ее авторской живописной манеры. Сильная физическая боль посредством ее творческой фантазии и воли к жизни трансформировалась в вычурные образы. Сейчас это называют арт-терапией. Борьба радости и боли, света и темноты присутствует в каждой картине Марии Примаченко.

Интересно, что рисовала Примаченко только левой рукой. Возможно, подсознательно отделяя таким образом творческую работу от будничной (для которой была правая рука).

Примаченко отличал достаточно суровый характер, но людей она любила. Приветливо встречала их в своем жилище и иногда дарила некоторые работы. 

В Марии сошлись два мира. Мир, в котором "жили все" и мир внутренний, принадлежавший только ей.

В этом "ее" мире существовали фантастические звери, пели дивные птицы, летали рыбы и кони, паслись разноцветные коровы с человеческими глазами, а добрый сильный лев защищал всех от врагов. 

Даже в ее мыслях о смерти просвечивал фантастический оптимизм: "Я там очутюсь, где живут мои звери и цветут мои цветы!.." 

* * *

Примитив — Art Naif — искусство людей, не утративших в своей душе Ребенка. Это "срединное искусство", оторвавшееся от фольклорной земли и не поднявшееся до артистического неба.

Украинский примитив, в отличие от европейского Art Naif, теснее связан с фольклором. Но и здесь творчество Примаченко — уникальное явление. Оно хранит память о временах, когда звери были нашими братьями, а люди после смерти уходили в страну предков-животных.

Звери и цветы на ее картинах страшно далеки от реальности: лягушка играет на золотой трубе, жирафа — толстая, слон ходит в сталинском картузе, мартышка живет с крокодилом, а лев отдыхает на кровати. Самолет — с крыльями жар-птицы, а у поезда — вагоны с глазами. Объясняла: "В дороге интересно, поезд себе едет и все разглядывает".

Всесоюзная пресса называла ее "Маруся Примаченко, молодая колхозная художница из солнечно-радостной Украины". Но в ее картинах все гораздо сложнее, нежели на официозных полотнах, изображающих счастливую колхозную жизнь. Например, на картине 1936 года "Звериный суд" — черная мартышка за столом пишет протокол, а двое волков стоят перед ней на цыпочках

А буквально перед Второй мировой войной Марии снилось, что ее весенний сад "перевернулся": цвет на земле, а корень в небе… 

* * *

Особый интерес ценителей Примаченко всегда вызывают авторские подписи под ее живописными сюжетами. "Лежень ліг під яблунею, щоб яблуко саме упало в рот, а воно його в лоб"; "А я гусей пасу. Чую — "чигирк", це крокодил під сороку. Дивлюсь — верба схилилась, на вербі крокодил. А біля крокодила — мартишка, жінка його. Він — у нірку, а вона — на вербі. Отак, коли за звіра заміж підеш, — у нього своє, а в тебе — своє". "Кобра як устане, то і небо достане, а до Сонця достать — треба кобрів п'ять"; "Три буслики у горосі живуть у нас і досі...".

Когда Юрий Гагарин отправился в космос, художница создала серию рисунков: "Перший птах відлетів в космос", "Космічний кінь", "Квіти-ракети".

В 2006-м (спустя 9 лет после смерти художницы) из ее дома в Болотне было украдено 77 картин. Воры выбрали время, когда ее сына Федора не было дома (он находился в больнице). Вскоре картины и злоумышленников (работавших по заказу частного коллекционера) нашли правоохранители. Страховая стоимость каждой из ее картин — около 10 тыс. долл. Общая стоимость картин, возвращенных семье художницы, составляет почти 1 миллион долларов.

Очередная волна популярности Примаченко пришлась на конец 2013 г., когда в новой коллекции известного финского бренда Marimekko, изготавливающего товары для дома, искусствоведы увидели лес с картины Примаченко "Щур у дорозі". Финны признали факт плагиата. И на некоторое время Примаченко стала одной из самых популярных художниц Финляндии. Северный народ почувствовал ее теплоту. 

В свое время она говорила: "Я делаю солнечные цветы потому, что людей люблю. Творю на радость, на счастье людей, чтобы все народы друг друга любили, чтобы жили они, как цветы по всей земле".

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно