Бункерный маньяк и политический мошенник: Национальный театр имени Ивана Франко готовит две летние премьеры в период военно-театрального сезона

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Бункерный маньяк и политический мошенник: Национальный театр имени Ивана Франко готовит две летние премьеры в период военно-театрального сезона Сцена из спектакля "Авантюра Никодима Дизмы", Национальный театр имени Ивана Франко © Юлия Вебер/Национальный театр имени Ивана Франко
Пока франковцы не могут играть спектакли в родных стенах.

5, 6 июля Национальный театр имени Ивана Франко анонсирует на Камерной сцене показ "Калигулы" Альбера Камю в постановке Ивана Урывского, а 15, 16 июля - новый спектакль франковцев на большой сцене: "Авантюра Никодима Дизмы" по произведению польского классика Тадеуша Долен в постановке режиссера Дмитрия Чирипюка.

В условиях военного времени, из-за правил безопасности для зрителей, франковцы пока не могут играть свои представления на родных сценах по адресу площадь Ивана Франко, 3, хотя репетиционный процесс продолжается в родных стенах. Поэтому покажут две новые постановки в гостях, у соседей – на двух сценах Киевского Национального театра имени Леси Украинки, расположенного рядом с метро "Театральная", которое используется как укрытие и способствует правилам безопасности зрителей во время возможных воздушных тревог – все же время военное.

Премьера большой сцены - "Авантюра Никодима Дизмы" - перенесет зрителей в Варшаву 20 годов ХХ века, именно в то время и решает сделать молниеносный "путь наверх" по социальной лестнице политический мошенник Никодим Дизма (в этой роли в очередь популярные актеры: Назар Заднепровский и Андрей Романий), использующий коррумпированность политических институций, открывающих "путь наверх" разным мошенникам и авантюристам.

"Украинский зритель должен распознать в польской истории столетней давности о политическом мошеннике и наши, домашние, реалии начала ХХІ века, когда, например, свадебные фотографы и другие аферисты разной масти мгновенно оказываются в Верховной Раде и пытаются диктовать политические правила игры", - говорит вперед премьеры "Дизмы" театральный критик Олег Вергелис.

"Обращение к "Калигуле" Альбера Камю - это исторически первое обращение киевских франковцев к одной из самых значительных пьес ХХ века об абсолютной власти диктатора, как абсолютном Зле, непременно порождающем безумие, хаос и смерть, - продолжает комментировать летние премьеры Олег Вергелис. - Над "Калигулой" режиссер Урывский и художник Богомазов начали работу еще до полномасштабного вторжения РФ в Украину. И уже весной, когда актеры впервые обыгрывали металлическую декорацию сценографа Петра Богомазова, то сценическое пространство мгновенно, заиграло новыми смыслами. Я и сказал тогда режиссеру и художнику, мол, ваш римский император-диктатор будет существовать не посреди древних римских руин, а в герметичном пространстве современного бункера для сумасшедшего диктатора. То есть, будет бункерный маньяк, которым является на самом деле один известный современный Калигула. Но режиссер Урывский не любит лобовых политических аллюзий, тем более, он не любит современного карикатурного политического театра в стиле стендап-камеди. Поэтому тему абсолютной власти сумасшедшего диктатора как абсолютного Зла стремится раскрыть через образные символические сценические средства и через актерскую природу молодых актеров-неврастеников. Калигулу в новом спектакле по очереди будут играть две молодые звезды Театра имени Франко - Виталий Ажнов (фильм "И будут люди") и Александр Рудинский (фильмы "Первые ласточки" и "Носорог")

Недавно перечитав пьесу "Калигула", я был поражен ее открытым финалом. Когда, кажется, абсолютное ЗЛО, то есть самого Калигула, мятежники уже сто раз прикончили тесаками, как он, однако, говорит: "Я еще жив!" Камю, таким образом, будто намекает на наследственность и бесконечность абсолютного ЗЛА в подобии политической власти - то ли в римской империи, то ли в середине ХХ века, то ли в наше с вами трагическое военное время...".

Предварительно франковцы проведут технические и генеральные репетиции двух своих новых спектаклей на сценических площадках Киевского Национального Театра имени Леси Украинки. В этом вопросе коллеги из "Леси" проявляют понимание и поддержку своих театральных соседей из центра театральной столицы.

"Может, это и не так очевидно для рядового зрителя, но каждый театральный профессионал знает, что сценическое пространство, свет, пространство зрительного зала – неотъемлемая часть художественной ткани спектакля, - говорит ZN.UA главный режиссер Национального театра имени Ивана Франко Дмитрий Богомазов, - Конечно, новая сценическая площадка вносит свои коррективы, но франковцы – актеры, режиссеры, техники – имеют большой опыт выступлений на различных фестивалях и гастролях и поэтому умеют приспосабливать спектакли к новым театральным площадкам так, чтобы не терялся их художественный уровень. Это если говорить о переносе премьер на сцены Театра имени Леси Украинки. Хотя подготовка новых спектаклей проходит на франковских сценах, режиссеры безусловно заранее учитывают, что премьеры придется показывать «в гостях». Хорошо, что параметры двух сцен Театра имени Леси Украинки не отличаются от наших, поэтому, к счастью, существенных изменений в предыдущий авторский замысел режиссерам вносить не пришлось.

Скорее, некоторые акценты в новых спектаклях изменили наши нынешние военные реалии. И это понятно, ведь эти три с лишним месяца перевернули каждого из нас. А создание спектакля – живой процесс. Хочешь-не-хочешь, а в нем запечатлевается и мироощущение, и самочувствие, и даже ежедневное настроение его создателей – режиссеров и актеров. Но классические произведения потому и остаются интересными десятилетиями, даже веками, заложенные в них экзистенциальные смыслы резонируют в любое время. «Авантюра Никодима Дизмы» по роману Тадеуша Доленги-Мостовича, например, затрагивает важный сегодня вопрос: где предел компромисса, как в погоне за собственным благополучием не потерять честь и достоинство? Думаю, дальше следует проявить дипломатичность и не уточнять сегодняшние параллели по отношению к некоторым из наших европейских соседей. А знаменитая пьеса «Калигула» А. Камю, как анатомия тирании, вообще оказывается сегодня столь актуальной, будто написана по нашему заказу.

Следующим новым спектаклем нашего Национального театра имени Ивана Франко станет «Карьера Артуро Уи» – известная пьеса Бертольда Брехта – пьеса-предупреждение, написанная в 1941 году и попытка объяснить миру природу и путь возвышение к власти Адольфа Гитлера. Думаю, что актуальность этого материала вполне очевидна. И хотя театр, не имея возможности играть представления на собственных сценах, сейчас находится в сложнейших финансовых условиях, мы уже начали работу над спектаклем и планируем осенью показать премьеры".

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме