Британский Атлас на Певческом поле

14 июля, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск №27, 14 июля-21 июля

Хедлайнером третьего международного этнического фестиваля «Країна Мрій», который проводит Олег ...

Наташа Атлас
Наташа Атлас

Хедлайнером третьего международного этнического фестиваля «Країна Мрій», который проводит Олег Скрипка (в Киеве на Певческом поле) стала британская певица Наташа Атлас — в восприятии европейцев эдакий «синтезатор» западной и восточной культур.

На Певческом поле в этот раз по большей части выступали знакомые по предыдущим фестивалям коллективы и исполнители. Причем почему-то преимущественно с киевской пропиской. Так, из всего прошлогоднего разнообразия аутентичных украинских народных ансамблей (то бишь, «настоящих» сельских старушек, распевавших народные песни в компании с детьми-внуками-правнуками и при этом еще и лихо отплясывающих) до Киева добрались, кажется, всего два — из сел Вовче Туркивского
р-на Карпат и Переброд (Ривненское Полесье.) Этнорок, по традиции, воспринимающийся киевской публикой более чем благожелательно, на «КМ» тоже отчего-то исчерпался: если не учитывать самого Скрипку, отработавшего в финале третьего дня с оркестром, де-факто музыкальное направление представляла единственная, хорошо известная в Украине группа «Гуцул Калипсо». (Замечу при этом, что в реальности, в связи с мировой модой на этнику, количество групп, экспериментирующих или просто эксплуатирующих фолк, в стране только растет.) Ироничные комментарии может вызвать попытка организаторов сделать платным вход на фестиваль, между прочим, включенный в перечень акций Государственной программы охраны и сохранения нематериального культурного наследия на 2004—2008 гг. (Постановлением КМУ от 23.12.2004 р. №1732): судя по информации на сайте Центральных театральных касс, предполагалось, что присутствие на «КМ» в течение одного дня обойдется в 150 грн. с человека, абонемент на все три — в 400 грн. Наиболее заметным событием по «КМ-2006» стало присутствие участников-британцев. Увы, при всей очевидной важности этого прецедента для страны и этнофестиваля, выступление единственной общеизвестной мировой суперстар Наташи Атлас скорее надо заносить в список «минусов» организаторов.

Знаете ли вы, кто такая г-жа Атлас и какое место певица занимает в табели о рангах шоу-бизнеса?

Родившаяся в марокканском квартале Брюсселя в семье араба–выходца из Египта (тиражируя опровергнутые самой Атлас слухи, официальный буклет фестиваля называет отца певицы евреем) и мусульманки-англичанки и в возрасте восьми лет переехавшая в Великобританию, Наташа Атлас считается первой в истории мусульманкой арабского происхождения — звездой мировой — а не локальной или даже в целом ближневосточной — поп-сцены. Известность Наташи связана с ее сотрудничеством с основателями ворлд-мьюзик Джа Уобблом и, особенно, со знаменитым электронным мультикультурным мегапроектом Transglobal Underground. Познакомившись с участниками TGU на студии Nation Records в начале 1990-х, в качестве вокалистки Атлас участвовала в записи уже самого первого альбома группы One Hundred Nations (1991), исполняя песни в индийском стиле. В дальнейшем как солистка, а кроме того, исполнительница танца живота, Наташа стала одним из ключевых участников TGU и оставалась в группе вплоть до выхода альбома Rejoice Rejoice. В то же время не без помощи музыкантов «трансглобального андеграунда», в том числе и в качестве продюсеров, уже в 1995 г. вышел первый сольный альбом певицы. Diaspora произвела эдакую мини-революцию в умах британских прочитателей ворлд-мьюзик, ведь в впервые здесь объединялся новаторский global-dance/world-beat а-ля Transglobal Underground и традиционные арабские мелос и гармония в стиле таких музыкантов, как известные тунисский певец и композитор Walid Rouissi, египетский композитор Essam Rashad. После выхода второго сольного альбома Halim (он посвящен великому египетскому певцу Абделю Халиму Хафезу) и третьего — Gedida (1997) Атлас стала знаменитостью во Франции, где и сегодня выступает часто. К тому времени она не только экспериментировала со смешением музыкальных стилей — при том, что в основе все равно лежали экзотические для уха европейца арабские мелодии. («Та музыка, которую я записываю, в некоторой степени отражает стиль египетского шааби. Шааби — более уличный стиль, можно даже сказать, что это музыка рабочего класса. Она напоминает блюз, она несколько более традиционна в том смысле, что в ее основе лежат старинные арабские гаммы». Наташа увлеклась созданием «арабизированных» клубных кавер-версий европейских и мировых суперхитов. Наиболее удачными и популярными сегодня остаются ее I Put A Spell On You, где клубный бит дополняют струнные инструменты. (Украинским меломанам песня авторства Скримина Джея Хоукинса («Screaming» Jay Hawkins) больше известна благодаря каверу The Сreedance) Наташа признана певицей года на церемонии награждения престижнейшей Victoire de la Musique Awards. (Кстати, свои «хрестоматийные» кавер-версии Наташа исполнила и на киевской «Країні Мрій».) Атлас записывала арабоязычный рэп и увлекалась — и увлекается — традициями суфизма. («Один из моих альбомов — Foretold in the Language of Dreams — основан на фильме Питера Брука «Встречи с замечательными людьми» по одноименной книге Георгия Гурджиева», — охотно объясняет она.) Вопреки условностям цитирует в своих «светских», клубных арабоязычных песнях Коран, а священный для мусульман призыв к молитве Adhan положила на музыку еще в самом первом альбоме Diaspora. Для европейцев Атлас символизирует едва ли не эталонный пример интеграции культур западной и восточной. Сами мусульмане — впрочем, на родине, в Египте, творчество певицы стало известно позже, чем в Европе, — оценивают ее как эдакого популяризатора ценностей исламской цивилизации, доказательство ее прогрессивности вопреки современной западной пропаганде. Последний по времени (и седьмой по счету) альбом Атлас Mish ma’lou вышел весной 2006 г. и включает 10 песен на арабском. «Во мне всегда будут жить две индивидуальности: арабская и европейская, — подчеркивает сама певица. — Я вижу сны на двух языках, и не придет тот день, когда я перестану говорить по-арабски.» В том же, что касается специфики работы с разными — западноевропейской и мусульманской, — аудиториями, констатирует: «Когда слушатели — арабы, я точно знаю, что они понимают, о чем я пою. Европейцы выглядят загипнотизированными, но я могу сказать, что они не понимают до конца. Вот почему я решила использовать больше английских текстов в своих песнях».

Гопак под восточные, спетые глубоким гортанным голосом, хиты Атлас на Певческом поле в Киеве — это еще полбеды. Все дело в том, что, как бы там ни было, а музыка, которую пишет и исполняет Наташа, — сугубо клубная. И вне специфического клубного контекста, а тем более на фоне самой что ни на есть музыкальной архаики (помимо Атлас, «электронной» музыки на «Країні Мрій» не было), просто не смотрелась. И не слушалась. «Интересно, конечно, было лично оценить. Но как-то это… слишком дистиллированно, что ли?» — суммировал впечатления Сашко Ярмола, лидер небезызвестной украинской этнороковой группы «Гайдамаки». И я согласилась. «Разочаровали однотипные сэмплы. А вообще, мне кажется, это только у нас такая музыка может считаться «восточной». На Востоке, скорее всего, с тем же успехом назовут «западной», — добавил чуть позже еще один музыкант, лидер клубного электронного проекта Blamish Виктор Пушкар. И я снова согласилась. М-да, хороша, конечно, Наташа. Да не наша. Пока, во всяком случае. Вот только вряд ли это — наташина проблема.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 14 сентября-20 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно