Богдан Анткив: В АНГЛИИ И БЕЛЬГИИ НАМ АПЛОДИРУЮТ СТОЯ

26 января, 1996, 00:00 Распечатать

Трудно что-либо новое написать или сказать об известнейшем коллективе Украины - Государственной мужской хоровой капелле имени Л.Ревуцкого...

Трудно что-либо новое написать или сказать об известнейшем коллективе Украины - Государственной мужской хоровой капелле имени Л.Ревуцкого. Казалось бы, капелла - вне всяческих проблем, жизнь и деятельность гарантированы самим статусом. Наверное,уж тут-то все в порядке как с концертами,гастролями, так и с записями.

Недавно был выпущен двойной компакт ансамбля «Боян» при капелле с программой украинской ортодоксальной духовной музыки и народных песен. Из рассказа об этой работе и началась беседа с художественным руководителем мужской хоровой капеллы им.Л.Ревуцкого,народным артистом Украины Богданом Анткивым.

- У этого проекта длительная предыстория. Когда Европейское сообщество объявило столицу Бельгии Антверпен культурной столицей Европы, мы выступали с концертом на торжествах. Это был заключительный концерт в одном из крупнейших соборов города. После этого на торжественном приеме в Пушкинском центре, где собралась знать мировой столицы ювелирного производства, мы познакомились со многими представителями крупных фирм.

Все началось с предложения нам помощи в организации записей. Когда возникла идея создания студии в нашей капелле, нам дали понять, что оборудование, которое реально может быть предложено,не удовлетворяет современным требованиям и не соответствует высокому уровню капеллы. По их мнению, коллектив достоин записываться в лучших европейских студиях. Выбор пал на новую студию, строительство которой заканчивалось в это время. «VTM» - бельгийская студия, принадлежащая частной прессе. Она находится в окрестностях Брюсселя,и рядом с ней нет никаких трасс, аэродромов, туда проложены дороги, по которым нет движения. Там - тишина. Студия «начинена» высококлассной аппаратурой, там огромнейшие тон-ателье. То, в котором записывались мы, - около 900 кв.м. Освещение прекрасное, но не дающее лишнего тепла. Первым вопросом,с которым обратились ко мне организаторы записи,был: «Маэстро, какую вы предпочитаете температуру воздуха в помещении?» Я не ожидал подобного вопроса, но решил, что 19 градусов будет достаточно. Для голоса плохо, когда жарко, так же, как и холодно. А вот на второй вопрос - о влажности - опять-таки, не показывая своего удивления, я ответил: «Около 80%». До сих пор не уверен в точности, но работать было комфортно.

Условия работы во время записи - просто блестящие. Видеосвязь с группой звуковиков,возможность тут же прослушать любой дубль во время перерыва - они стараются обеспечить все условия технически и физически, чтобы как можно лучше показать возможности коллектива.

Не вмешиваясь в творческий процесс, они ждут решения: «Маэстро, вы удовлетворены?» Мы записали большую часть своей программы,и тут же был изготовлен компакт-диск для прослушивания. Этот диск - первый в нашем тираже. Мы его тут же прослушали и увезли с собой.

- Этот диск теперь висит в рамке на стене в Государственной мужской капелле в Киеве. Конечно, с одной стороны, грустно, что наши коллективы ценят далеко от Украины, записывают и издают в Бельгии. Но радует то, что ради записи украинской традиционной музыки люди из центра Европы берут на себя все расходы по проезду и содержанию государствен- ного коллектива Украины.

- Это была первая студийная запись на «VTM» a'капельной хоровой музыки. Вся студия слушала нас - и высоко оценили работоспособность и профессионализм певцов ансамбля «Боян». И высшей оценкой было сравнение: «Вы - настоящий оркестр».

- Вы записывали в студии программу обоих дисков?

- Два дня мы работали в студии, это был фольклор. Ортодоксальную духовную музыку мы записывали в церкви, поскольку они справедливо считают, что тут должна быть натуральная реверберация в естественных акустических условиях. Ведь, как ни ухищряйся, голос в студии звучит не так, как в храме. Для нас арендовали церковь, расположенную вдали от дорог, вот только не учли соседства со школой.

Было несколько курьезных случаев. Выпал ранний снег, стояла солнечная погода, дети на переменах радостно кричали, и церковные стены не смогли воспрепятствовать проникновению посторонних шумов. Были и другие помехи: стеклянный купол облюбовали голуби, они часто стучали клювами. А как-то, в момент общего «пиано», мы вдруг услышали громкий звук клаксона автомобиля. Вот из-за таких неожиданностей приходилось делать лишние «дубли». Об этой работе приятно вспоминать и можно много рассказывать.

- Богдан Богданович, а имеют ли возможность певцы во время гастрольных путешествий посмотреть мир?

- Мы уже давно имеем такую возможность, поскольку в течение четырех лет регулярно ездим в Англию и Бельгию. Поскольку концерты происходят вечером, днем музыканты свободны. Картинные галереи, музеи,архитектурные памятники нам всегда показывают.

- Чем запомнился вам год ушедший?

- Мы были в 55-дневной гастрольной поездке по Англии и Бельгии. Ансамбль «Боян» - 24 певца, дирижеры, солистка В.Иваненко. Наша предыдущая солистка - А.Кравчук - вышла замуж и осталась в Лондоне, во время гастролей мы пригласили ее выступить в концерте. На всех концертах были аншлаги,в конце - 4 - 5 минут оваций. Это неправда, что англичане - «холодные» люди. Один старенький священник говорил мне: «Маэстро, знаете ли вы, что делают англичане, когда им понравился концерт? Они аплодируют. А что они делают, когда им очень понравился концерт? Аплодируют. А что они делают,когда просто поражены и не ожидали ничего подобного? Аплодируют. Маэстро, мне 67 лет,и сегодня я впервые аплодировал СТОЯ.»

Ансамбль «Боян» дал в Англии более 100 концертов, и практически все они заканчивались овациями, публика приветствовала украинских артистов стоя. Это просто чудо, что делает украинская народная и духовная музыка с этими англичанами!

- Чем, по-вашему, это можно объяснить?

- У них просто нет ничего подобного. Религиозная музыка в католической традиции - всегда с сопровождением, православная ортодоксальная музыка имеет особенную теплоту. В нашем репертуаре - славянская музыка: украинская, болгарская, сербская, русская, а также грузинская и армянская, т.е. мы создаем своего рода антологию мировой ортодоксальной православной музыки.

- Последние годы мы наблюдаем настоящий «бум» украинского хорового искусства: наши коллективы побеждают в престижных международных конкурсах и фестивалях, порой уже конкурируя друг с другом. Наши музыканты, порой не имеющие средств к существованию (если сравнивать их с зарубежными коллегами), побеждают их. Только минувшим летом пять украинских хоров привезли на родину высшие награды. Чем это можно объяснить?

- Думаю, тут дело в качестве украинской музыки. Если соединить прекрасные украинские голоса с музыкой, которая многие годы была запрещена и нигде не изучалась, - в результате - публика стоя приветствует исполнителей. А ведь они сами в течение долгих лет разыскивают эти шедевры в архивах,спецхранах, в церковных библиотеках.

Мир этой музыки не знает и открывает ее для себя. В течение четырех лет мы слышим от наших «заказчиков»,что в программе должна быть музыка украинская - ортодоксальная и народная. Мы прекрасно исполняем и классику,но слушатели в Бельгии и Англии «идут» на духовную музыку и фольклор.

Ансамбль «Боян» не работает на диаспору, в Бельгии мы выступаем для бельгийцев,в Англии - для англичан и, конечно, всегда приглашаем украинцев.

- В каких залах выступает ансамбль и где вам лучше работать?

- Практически всегда - в храмовых сооружениях. Бываем и в концертных залах. Но певцы с большей отдачей поют в соборах.

- А в каких залах в Киеве и в Украине выступает капелла и ансамбль «Боян»? Эта проблема известная, не будем сейчас сравнивать залы «там» и «здесь». Последнее время не часты ваши концерты, с чем это связано?

- Вопрос затрагивает многие проблемы нашей жизни, и, в частности, концертной жизни столицы Украины. Не секрет, что нет залов с хорошей акустикой.Филармония в ремонте, новые залы просто не имеют акустики, необходимой для хора. Отсутствием акустики уничтожается вся художественная палитра его звучания. И по этой причине также мы редко выступаем. У меня - своеобразное отвращение к залам без акустики. Вторая проблема - реклама. Концертные организации ее не обеспечивают. Часто наши выступления проходили без тех любителей, что не узнали о них вовремя.

Конечно, это - не оправдание тому, что капелла не выступает в Киеве. Но не секрет, что порой нет средств для аренды помещений.

Сейчас у нас - 25-й концертный сезон.Мы планируем осуществить постановку оратории И.Стравинского «Царь Эдип» в юбилейном концерте в оперном театре. Но ведь только его аренда в выходной день - это около 800 млн.крб. Плюс - оплата солистам, симфоническому оркестру, плюс - афиши, их размещение. То есть набегает такая сумма, что пугает даже тех спонсоров, которые хотели бы нам помочь.

Пока государство и его руководители не осознают, что такие коллективы, как Мужская хоровая капелла им.Л.Ревуцкого, мужской ансамбль «Боян», и такая музыка, которую мы исполняем, - это наш «золотой запас» страны,ничего хорошего у нас не будет. Люди будут уезжать за границу, удивляя весь мир своими талантами.

У государства, не заботящегося о духовном мире молодежи, нет будущего.

- И все же, в капеллу приходит молодежь? Несмотря на все проблемы и трудности, ваша смена подрастает?

- Хормейстеры Юрий и Владимир Курачи работают у нас уже 11 лет, есть молодые певцы с прекрасными голосами, на Западе они были бы солистами. Мужская хоровая капелла - единственный в Украине профессиональный мужской хор. И сегодня мы «существуем» лишь благодаря тому, что находимся в подчинении у городской администрации, только поэтому мы вовремя выплачиваем своим певцам зарплату.

Капелла за минувший год дала 67 концертов в Украине, все - в Киеве, многие из них - участие в торжественных вечерах, юбилеях и концертах. Ведь имея такую музыку, видя, как ее принимает публика, нельзя не работать.

Но вот удастся ли нам осуществить постановку «Царя Эдипа»?

- 21 января совместным концертом мужского ансамбля «Боян» и камерного хора «Киев» в киевском Театре юного зрителя завершился цикл праздничных зимних рождественских концертов, организованных городской администрацией. Видимо, можно надеяться и на достойный юбилей Государственной мужской хоровой капеллы им. Л.Ревуцкого?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно