Без комплекса Ван Гога

1 июня, 2007, 11:22 Распечатать Выпуск №21, 1 июня-8 июня

Два художника «из глубины» Нидерландов В Фонде содействия развитию искусств (ул.Фроловская, 1/6) проходит выставка двух самобытных художников из Нидерландов: Жозеван Туберген и Рене Ван Кемпена...

Два художника «из глубины» Нидерландов

В Фонде содействия развитию искусств (ул.Фроловская, 1/6) проходит выставка двух самобытных художников из Нидерландов: Жозеван Туберген и Рене Ван Кемпена. Они живут в Амстердаме, городе, многие улицы которого носят имена великих художников прошлого, прославивших свою родину в истории мирового искусства. Знакомясь с творчеством современных мастеров, невольно задумываешься: «А сохранилась ли у них связь с художественными традициями прошлого? Или, может, в полностью переменившемся мире места этим традициям уже не осталось?»

Думается, связь существует. На первый взгляд она незаметна, глубинна, — недаром художники назвали свою экспозицию в Киеве De profundis (что на латыни означает «из глубины»).

Приглашая именно этих мастеров показать свое творчество, кураторы выставки надеялись, что в украинском культурном пространстве это событие вызовет резонанс. Проект поддержали программа «Матра» (Нидерланды) и лично посол Королевства Нидерланды в Украине Рон Келлер. Дипломат неоднократно выказывал интерес к современному искусству, неординарность которого, по его мнению, «может служить источником вдохновения для сегодняшних реформаторов, даже для политиков и чиновников».

Что же необычного в творчестве Жозеван Туберген и Рене Ван Кемпена? Кого-то может удивить (найдется же, к примеру, такой чиновник), как это художники с академическим высшим образованием (и, кстати, не одним), за плечами которых немало международных выставок, серьезно изучают царапины на стенах, нелепые граффити или неэстетичные фотодокументы. Ради чего они отказываются писать прибыльные пейзажи-портреты, которые до сих пор хорошо кормят многочисленную армию «кистеносцев» по всему миру?

Не стоит думать, что противопоставление художников коммерческих и некоммерческих характерно только для Украины. В Нидерландах такая проблема тоже существует, и художники актуального искусства, которых намного меньше, чем мастеров цветочных натюрмортов и зеленых пейзажей, решают ее по-своему. Там государство, возможно, и больше занимается неординарными чудаками, но на всех не хватает ни средств, ни мест на престижных международных выставках «передового опыта» в искусстве, которые в наши дни нередко превращаются в мощные бизнес-машины.

Что же делать нормальному художнику, жителю тихой страны, который стремится просто творить, а не «проталкивать» свои произведения, раскручивать-пиарить и т.п.? Возможно ли при этом не остаться незаметной посредственностью? Борис Гройс, известный теоретик современного искусства, отмечает, что сегодня в искусстве преобладает статистический подход, когда «критерием успеха становится позиция в чарте... Комплекс Ван Гога больше не действует! Сегодняшнее поражение уже не может быть компенсировано будущим историческим триумфом...» И все же при столь пессимистичном прогнозе именно от этого комплекса страдают многие современные художники, не попавшие в первые ряды престижных рейтингов, причем не из-за отсутствия таланта, а в силу законов статистики. Девиз «если не сейчас, то потом, но признание придет» слабо оправдывает направление избранной деятельности. Коварность его в том, что он не позволяет творить свободно, не оглядываясь на этот опротивевший рейтинг. Силе, с которой художник втягивается в какую-то нетворческую круговерть, может противодействовать только еще большая сила, которую он направляет на само творчество.

Яркий пример такого величия духа, успешно противостоящего тяготам бытия, — творчество «старых» голландцев. Сияние спокойного самоуглубления, которое излучает «Девушка, читающая письмо у окна» Вермейера Дельфтского, — само олицетворение базиса, на котором зиждятся традиции великих мастеров «золотого века». Неподдельный интерес к «маленькому» человеку, уважительное отношение ко всем деталям человеческого бытия характерны для их творчества.

Если внимательно присмотреться к произведениям, привезенным художниками из современного Амстердама, можно заметить продолжение этой же гуманистической тенденции.

Жозеван Туберген всегда открыта людям во всем мире. Она посетила Индию, Непал, Бразилию, Кубу, Западную и Восточную Европу, побывала и в Украине. Ее последняя работа особо тесно связана с историей Восточной Европы. Когда Жозеван Туберген возвращается домой, она преобразует фотографии в рисунок и другие графические техники, проецирует реальность на бумагу, холст или объект. Ее творчество напоминает увлекательную и драматичную игру с использованием языка и образов языков разных народов, таких как граффити на стене и другие знаки (серии «Мировоззрение», «Объявления», «Характеры»).

Жозеван Туберген известна в разных видах визуального искусства: живописи, графике, инсталляциях объектов. «Предметы быта, здания и их детали, переходящие из поколения в поколение, я использую в комбинациях с языковыми посланиями от людей к людям, из прошлого в настоящее, я даю им новую жизнь и с их помощью создаю новые истории. Таким образом я пытаюсь найти ответы на мои вопросы», — говорит Жозеван.

Как настоящий философ, она интересуется самыми сложными вопросами: чем именно наполнены люди и что они выплескивают наружу, почему они воюют, почему существует фашизм и многие другие ужасные явления? Жозеван любит путешествовать и запечатлевать увиденное на фотографиях и в путевых заметках. Ее интересует, как живут люди во всем мире.

Рене ван Кемпен в своих работах выступает как философ-аналитик. Его тревожит то, что человеческая деятельность нередко приводит к деструктивным последствиям. Сейчас доминируют Интернет и телевидение, позволяющие увидеть деятельность человека в прямой трансляции. Художник фиксирует события, делая фотографии с телеэкрана, из Интернета или на улице, а потом преобразует их с помощью компьютера, ручной печати, живописи или рисунка. В сложных композициях (сериях «Анализ», «Уличная жизнь», «Образ») Рене ван Кемпен дает свою характеристику современному обществу.

Он акцентирует внимание на проблематике убедительности образа, различии между образом и реальным фактом. «Изображения лишь имеют место, но не являются фактом», — говорит художник.

Рене рассказывает, в какой шок повергло его жестокое убийство Тео Ван Гога на его родине. «Это произошло спустя несколько часов после того, как на телевидении показывали о нем репортаж. Весь вечер изображения Тео Ван Гога жили на поверхности телеэкрана. А реальность в виде деструкции тем временем заполняла комнату». Художник посвятил этому событию свою работу «Флаг».

В целом, выставка De profundis Жозеван Туберген и Рене ван Кемпена — это исследование реального содержания глубины, существующей за плоскостью телевизионного экрана или же за фасадом стены, покрытой знаками, созданными человечеством.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 7 декабря-13 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно