Арт-сезон: неподведенные итоги

19 июля, 2013, 14:40 Распечатать Выпуск №27, 19 июля-9 августа

По сравнению с былым громким фейерверком многое уже похоже на скромные посиделки в кофейне. Поэтому и субъективные итоги арт-сезона 2012–2013 весьма условны и относительны. Пинзеля в Лувре все равно многим местным арт-подвижникам не переплюнуть!

После отгремевшей год назад (вот время-то летит!) Первой киевской биеннале украинское арт-пространство напоминает мирный пейзаж после ядерной войны. По сравнению с былым громким фейерверком многое уже похоже на скромные посиделки в кофейне. Поэтому и субъективные итоги арт-сезона 2012–2013 весьма условны и относительны. Пинзеля в Лувре все равно многим местным арт-подвижникам не переплюнуть!

В минувшем — условном — арт-сезоне самым заметным событием, формально никак не связанным с государственным финансированием, стал организованный культурным центром PhotoCULT месячный (!) фестиваль визуального искусства "Визии" (май–июнь, Киевская городская галерея искусств "Лавра"). 

Видео, медиа, лекции, конкурсы, творческие встречи с фотографами и медиахудожниками из разных стран мира, помощь некоторых посольств. "Визии" чем-то напомнили украинские арт-фестивали первой половины 2000-х, когда "все только начиналось". И поэтому выглядели несколько нереально: как будто ты не сейчас и не в Киеве.

Впрочем, основная доля арта случилась в столице — благодаря богатым людям. (За пределами Киева наиболее заметны негосударственный "Ермилов-центр" в Харькове, и "Изоляция" в Донецке.) 

Так, если в прошлом году среди частных галерей самой значимой оказалась Mironova Gallery, то после биеннале лидером по количеству и качеству событий стал новорожденный Щербенко Арт Центр. Появление в рамках параллельной программы Arsenale этой совершенно новой арт-площадки, включающей Bottega Gallery, с легким сердцем заносим в плюсы арт-сезона. А пертурбации в ЦСМ М17 — увы, в его большие минусы.

Уже после Arsenale широкая публика заговорила о творческом объединении "Клиника Дорошенко—Грищенко". Кураторский тандем Константин Дорошенко — Оксана Грищенко известен в первую очередь благодаря своей смелости. Даже после скандального закрытия Нацкомиссией по морали "параллельного" киевской биеннале проекта под названием "Апокалипсис и Возрождение в Шоколадном домике" следующую выставку "Сны наяву" в апреле 2013 г. Дорошенко—Грищенко не побоялись провести вНациональном музее Тараса Шевченко. Сокуратором выступил известный российский критик Виктор Топоров. К участию в мультимедийном международном проекте из серии "АУТ" были приглашены питерские художники — Павел Лосев, известный сотрудничеством с газетой "Лимонка", Максим Кантор и работающий в жанре "экзистенциального трэша" член арт-группы "Протез" Григорий Ющенко (заметим, что в России автора проектов "Реклама наркотиков" и "Волшебная психоделическая милиция" обвиняли в пропаганде наркотиков). 

Украину представлял художник Майкл Мерфенко. В отдельном зале на кушетке, в окружении плакатов "Сплю и митингую" спал анархокоммунист Давид Чичкан. "Шевченко попал в компанию аутистов", — флегматично констатировала пресса. Хотя скандала с обвинениями в "поругании святынь" из "Снов наяву" не вышло, проект, безусловно, стал одним из ярких событий сезона.

Пролетая над гнездами негосударственного арт-сектора, не забудем о самых щедрых его представителях — Викторе Пинчуке и Ринате Ахметове. Фонд последнего "Розвиток України" благодаря программам "Динамичный музей" и грантовой программе [i3]стал мощным конкурентом Фонду Виктора Пинчука — с позиций "главного" покровителя искусств в Украине. Работу "Нonoris causa" с полным правом можно считать отдельным ярким феноменом в жизни родины-матери, тем более что именно "Розвиток України" на сегодня едва ли не единственный источник солидных арт-грантов… 

Основанный в сентябре 2006 г. PinchukArtCentre все больше превращается в интересную локальную выставочную площадку. И четыре ярких арт-события Украине он все-таки обеспечил. Это выставка "Китай Китай" (впервые в стране наимоднейшее китайское контемпорари в таких количествах!), первая в наших краях "персоналка" братьев Джейка и Диноса Чепменов "Цыпленок". А в конце июня был обнародован очередной шорт-лист Премии PinchukArtCentre. Ажиотажа, как раньше, это событие не вызвало. (Может, еще и потому, что в топ-20 лучших почти сплошь знакомые все лица?..) 

Особых эмоций внутри страны не катализировал даже "The Future Generation Art Prize @ Venice 2013" — проект-участник официальной параллельной программы 55-й Международной выставки искусств в Венеции. Впрочем, предсказуемая реакция наблюдалась и на газетный шум вокруг очередного участия в биеннале Оксаны Мась. На этот раз — с "Квантовой молитвой" из залитых дорогущим муранским стеклом моторов супердорогих авто в спецпроекте GLASSSTRESS.

Пока избранные олигархи худо-бедно поддерживали экспериментальное искусство (к нему в Украине до сих пор относится и фотография) и просвещали массы на разных курсах по истории арта и в так называемых кураторских школах, само искусство окончательно переместилось в… бюджетные музеи и учреждения.

В этом плане показательна качественная "реинкарнация" Национального музея Тараса Шевченко (на реставрацию которого снова выделено 27,2 млн грн). Для иллюстрации тезиса еще раз вспомним одно из самых главных событий года: участие Украины в основном конкурсе La Biennale di Venezia. Организация Национального павильона Украины была полностью отдана совсем не Пинчуку (какой бы успешной ни была презентация Украины в Венеции-2009), а на откуп людям государевым: комиссаром стал директор Института проблем современного искусства НАМУ Виктор Сидоренко, сокураторами — заместитель директора ГП "Мистецький Арсенал" Александр Соловьев и научный сотрудник Института проблем современного искусства НАМУ, многолетний куратор Малой галереи МА Виктория Бурлака. Обошлось без общественной дискуссии: арт-народ безмолствовал. Построили в Италии "Памятник памятнику" Николай Ридный, Жанна Кадырова и Гамлет Зиньковский — и что?.. Одни только официальные реляции — а в остальном Национальный павильон соотечественников не взволновал. 

Зато перечень фамилий "венецианских" кураторов подтвердил то, что стало общеизвестным: законодателем мод в украинском арт-пространстве с недавних пор является "Мистецький Арсенал". И в самом деле: каждый проект инстутиции под руководством Натальи Заболотной — настоящее мегасобытие в наших анемичных (что касается искусства) широтах. Каждый очередной проект в "Арсенале", в свою очередь, напоминает биеннале в миниатюре: антиквариат, контемпорари, книжная… 

Впрочем, настоящую революцию у Заболотной приберегли на сезон отпусков. Как уже сообщало ZN.UA, 26 июля в "Арсенале" откроется всеукраинский межмузейный выставочный проект "Великое и величественное", в рамках которого будет представлено 1000 образцовых произведений из коллекций 35 ведущих музеев Украины. На сайте "Арсенала" можно прочитать, что это будет ключевое культурное событие официальной программы празднования 1025-летия Крещения Киевской Руси. 

Межмузейная — христианская — биеннале ожидается в 2014 г., когда в музейно-культурном комплексе стартует уже Вторая киевская международная. Именно "Арсенал" стал застрельщиком проявившейся так ярко, как никогда прежде, новой украинской тенденции — моды на межмузейные мегавыставки. И… моды на классику, которую у нас часто подают как переосмысление истории. Впрочем, именно благодаря камбэку для меня лично самыми запоминающимися выставками в "Арсенале" начиная с прошлого лета стали "Арт-Киев" и "Одесская школа" (работала до 30 июня 2013 г.).

Любовь к межмузейным проектам и истории с "Мистецьким Арсеналом" разделяет Национальный художественный музей. Придя в себя после перипетий нешуточной борьбы за директорское кресло (в процессе которой музейщики ухитрились презентовать мегапроект "Миф "Украинское барокко"), эта культурная институция уверенно возвращается на позиции ведущей художественной площадки в Украине. Наиболее яркими ее проектами в минувшем сезоне стали сборные "Искусство как радость жизни. Мыкола Пимоненко", "Ориентация на местности" (современное искусство Украины) и — в рамках "Французской весны" — персональная выставка Жака Шапиро "Жак Шапиро. Киев—Париж". В разгар лета Национальный художественный просто поразил, впервые в истории презентовав постоянную экспозицию ХХ–ХХI вв., а заодно и собственное видение истории современного искусства Украины ("Перегони з часом: Мистецтво 1960-х — початку 2000-х років").

И все же… При всем уважении ко всем без исключения музеям для меня лично номером первым межмузейно-образовательного проекта — с феноменальной живописью и скульптурой, которые, как выяснилось, преспокойно хранятся в областных отечественных музеях, — стала выставка Национального музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко "100 картин старых европейских мастеров из государственных коллекций Украины", организованная в рамках проекта "Европейское измерение". Не менее ярким событием, завершившим сезон на ул. Терещенковской, оказалась и вторая по счету выставка проекта "Европейское измерение" — "Три шедевра классического искусства из музеев Италии".

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно