Анна КАМЕНКОВА: «ИНОГДА НАДО ПУГАТЬСЯ ТОГО, ЧТО С ТОБОЙ ПРОИСХОДИТ»

27 августа, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №34, 27 августа-3 сентября

Анна Каменкова была гостем Международного фестиваля детского кино «Артек» и стала всеобщей любимицей...

Анна Каменкова была гостем Международного фестиваля детского кино «Артек» и стала всеобщей любимицей. Поколение зрителей-тинейджеров, в отличие от их родителей, знающих Каменкову с детства, - впервые она появилась на экране в возрасте восьми лет в белорусской картине «Девочка ищет отца», - открывало ее для себя через «Золотую фильмотеку» и интересные мастер-классы, которые она вела в «Артеке».

После окончания театральной школы Анна Каменкова много лет работала в Театре на Малой Бронной с великолепным мастером Эфросом, работу с которым вспоминает с нежностью, восторгом и трепетом. Роли, сыгранные ею в кино, всегда обращали на себя внимание высокой профессиональной культурой, вдумчивостью и интеллигентностью. Недавняя премьера - главная роль в картине «Тесты для настоящих мужчин», из серии «Русский проект», показанная на Кинотавре, - еще раз подтвердила ее великолепную актерскую мощь и умение «найти черную кошку в темной комнате».

- Анна, очень многие дети, снимаясь в кино, не становятся потом профессиональными актерами, хотя в психологическом плане это очень влияет на их дальнейшую жизнь. У вас стаж актерской работы почти равен физическому возрасту. Каким был путь из детства во взрослую актерскую жизнь? Это был осознанный выбор или сила инерции?

- Думаю, что очень разумно поступили родители. Картина была заметная, мое поколение этот фильм хорошо знает, но родители меня больше не отдавали в кино. Мудро поступили - осталось ощущение сказки, работы в каком-то другом мире. Детей на площадке обожали, вся группа окружала любовью - это было что-то удивительное. Снимали в белорусских лесах. Вот весь этот восторг остался во мне и в то же время был как бы запрет. Было много предложений и, возможно, все сошло бы на нет, получи я разрешение родителей сниматься снова. А так внутри все осталось, я трепетала и к этому стремилась. А дальше было все как у всех - кружки, лучшие театральные спектакли. Даже был пробный шар - в девятом классе я поступала и прошла, но без документов стать студенткой было нельзя. Мамы уже не было, она ушла очень рано, когда мне было девять лет, а отец был против моих театральный штудий. Он - крупный, талантливый педагог и очень хотел, чтобы я продолжила его дело. Но потом, когда я уже работала в театре, он ходил на спектакли и очень гордился. Кстати, с детства в театр водил меня папа.

- Абитуриенты театральных вузов в Москве ходят толпами из одного вуза в другой, вы были в этой стае или был какой-то осознанный выбор театральной школы?

- Конечно, не было, какой может быть осознанный выбор в семнадцать лет?! Пришла в Щукинское, увидела там армию людей, испугалась и ушла. Меня всегда пугает, когда надо делать решительный ход, на сцене чувствую себя лучше, чем в жизни. У меня муж - человек сильный, и я очень благодарна ему за это. В общем пошла во МХАТ и Щепкинское. Там, в училище Малого театра как-то сразу обратили внимание. Это судьба, которой я благодарна. К школе Щепкинского многие относятся снисходительно - не МХАТ, не Щукинское, но, мне кажется, там есть достоинства, которые очень важны. Отношение к профессии, например. Думаю, это очень важный момент - там где-то внутри что-то созревает. Ведь недаром выпускники этой школы - и Инна Чурикова, и Олег Меньшиков, и Женя Глушенко - блистательные, глубинные актеры.

- Аня, долгое время был театр, кино - достаточно много, разнообразно и ярко. Вдруг вы уходите из театра, в кино снимаетесь крайне скупо (хотя не думаю, что нет предложений), вы ушли в заэкранье, в дубляж - это ниша, которую вы выбрали для себя? Надо сказать, что работаете вы великолепно даже в непрямом дубляже, но у меня ассоциация - вы напоминаете потрясающе красивую женщину в парандже, но европейская женщина неорганична в парандже, не хочется ее сбросить?

- Вопрос достаточно больной. Мне кажется, что я нашла достойный выход, уйдя из театра. Это очень больно и страшно, когда после 17 лет работы в театре с великим мастером, - лучшее в сегодняшнем театре, а может, и в кино от него пошло, - работа с ним - счастье моей жизни. Но все заканчивается и от его театра остались, образно говоря, руины. Я задержалась, надо было уйти еще года на три раньше. Был период очень тяжелый, ведь еще как бы и возраст подступает, в это время надо работать, а работы не было. Я ушла на волю, стала свободной, но, Боже, как это сложно! Это пустыня, где ты одинок и беспомощен, и абсолютно никому не нужен. Мне говорили: будешь свободной, сразу посыпятся предложения. Ничего подобного. Было два-три просто неинтересных. А дублировать я начала еще на втором курсе, первая работа - Джульетта в известном фильме. Люблю работу на дубляже - очень интересную и очень неблагодарную, черную, но абсолютно актерскую. Здесь главное - тонко, мягко уйти в тень. Высший пилотаж, когда зритель видит актера на экране и у него остается ощущение, что он сам переводит. В общем, уход в заэкранье считаю очень честным, достойным, рабочим ходом.

А сейчас я очень медленно «снимаю паранджу». Почти одновременно вышли три театральные премьеры. В театре «Бенефис» мы играем «Ночную ласточку». И в антрепризе вышла потрясающая, на мой взгляд, работа. Пьеса сложнейшая, психологическая, драматическая. Радует, что молодые люди дают деньги на некоммерческий спектакль, глубокий, сопереживательный. Зритель скучает по таким спектаклям и смотрит его удивительно. Мы играем полтора часа без антракта, раньше играли бы часа три. Ставил спектакль мой муж. Северная драматургия, скандинавский Достоевский. Такую роль нельзя играть каждый день, из вечера в вечер, ее нужно работать три-четыре раза в месяц, но уж так, чтоб все отдать.

- А как же кино?

- Есть предложения, но такая странность - очень хороший сценарий и даже роль, но разное видение с режиссером - а это предрешенный неуспех. А ведь на экране ты «светишься», а не режиссер.

- Семейный союз двух творческих людей в наиболее распространенном варианте - жесткая конкуренция, где каждый пытается доказать свою «самость», часто за счет другого. Как развиваются ваши взаимоотношения, ведь вы сейчас играете в спектакле, поставленном вашим мужем?

- Думаю, мне очень повезло. Толя Спивак - актер Театра на Малой Бронной и режиссер. Мы вместе ушли из театра. Он очень сильный и талантливый человек. Так что, с одной стороны, нам легко, но с другой, отношения Пигмалиона с Галатеей не всегда ровны и безоблачны, мы тоже переживали это. Потом, представьте себе сцену быта: я нависаю над ванной, поглощенная в стирку, а он в это время «долбает» - это неверно, то неправильно: работает со мной над ролью. Но он очень талантливый человек и очень надежный человек, и эти два момента закрывают все остальное. Это потрясающе, когда знаешь, что бы с тобой ни случилось, тебя никогда не предадут.

- Ваше природное желание свободы творчества ограничивает возможности работы, как решается эта проблема?

- Как ни странно, не думаю, что это ограничивает творческие возможности. Да, был тяжелый период. Но живя в свободе определенное время, начинаешь воспринимать не только ее ужасы, но и достоинства. Сейчас ни за что не соглашусь работать в стационарной труппе. Я свободна в своем выборе. Конечно, выбор будет все меньше и меньше - возраст другой. Ближайшая работа - вечер памяти Иванова. Мне предложили - ужаснулась вначале - сложнейшая поэзия, серебряный век. Я и понимаю-то эти стихи с восьмого раза, даже не с третьего! А читать со сцены с симфоническим оркестром. Но очень интересно - нервничаю, волнуюсь, учусь. Недавно предложили потрясающий сценарий, комедию, что я тоже никогда не делала. Попробую, рискну, ведь в нас во всех есть смешное.

- Что главное для Анны Каменковой - дом или работа?

- Тут все связано: когда работа есть и дома все крутится.

- У каждого из нас в жизни бывают темные и светлые полосы, как найти ту точку опоры, которая не даст сорваться в пропасть цинизма и бездушия?

- Все равно хуже становишься, иногда это вижу и чувствую в себе. Надо пугаться того, что с тобой происходит, замечать - это держит на плаву. Ну и книги, хотя читаю мало, уж больно много текста на дубляже, хорошее кино, музыка. Недавно села за руль, в тяжелый момент стала учиться водить машину, зубрила правила - очень отвлекало. Сейчас получаю невероятное наслаждение, когда после тяжелого дня катаюсь по Москве, которая очень хороша сейчас, с хорошей кассетой. Это может быть и джаз, и Моцарт. И мне так хорошо, мысли хорошие приходят и понимаешь, что жизнь прекрасна.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно