Музыкальный вечер, посвященный 90-летию со дня рождения выдающегося композитора Георгия Свиридова, состоялся в Посольстве РФ. Украшением концерта стал солист нашей Национальной оперы (а также Большого театра России) Тарас Штонда.
Сегодня Штонда — один из самых презентабельных басов на музыкальных подмостках. На свиридовском вечере он выступил с необыкновенным шаляпинским артистизмом. В его исполнении прозвучали «Петербургская песенка» на стихи А. Блока и «Слеза» на народные слова, пушкинские «Зимняя дорога» и «Роняет лес багряный свой убор…». Когда слушаешь таких мощных исполнителей, как Штонда, понимаешь, что музыка Свиридова стала классикой искусства XX века благодаря ее глубине, гармоничности и тесной связи с богатыми традициями русской музыкальной культуры.
Наследие Свиридова огромно. Но главное в нем — вокальная музыка: песни, романсы, вокальные циклы, кантаты, оратории, хоровые произведения. А Пушкин и Есенин — поэты, обладающие пророческими чертами, — занимают центральное место в творчестве композитора. Поэтому в исполнении хора Киевского муниципального академического театра оперы и балета для детей и юношества (худ. руководитель А. Масленникова) прозвучали произведения из «Пушкинского венка», хоры на слова Есенина и Блока. В интерпретации украинских музыкантов подчеркнуты кристальная ясность музыки и философская глубина поэзии. Ведь ученик Шостаковича Георгий Свиридов, получивший образование в Ленинградской консерватории, был замечательным знатоком поэзии и живописи, органично соединившим в своем творчестве духовную мощь и философскую глубину.
Также в концерте прозвучали два хита: «Романс» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» в проникновенной трактовке пианиста Дмитрия Таванца и романс «Маритана» из музыки к спектаклю «Дон Сезар де Базан» в исполнении Тараса Штонды. Эти два произведения — блестящая стилизация эпохи и жанра, и широкая публика часто не подозревает, что слышит не аутентики XIX века, а произведения композитора XX века — Свиридова. Немудрено, ведь искусство композитора опирается на такие истоки, как духовное православное песнопение, русский фольклор… и вместе с тем на интонационный язык городской светской песни, марша, ораторских речей, т.е. звуковой материал XX века.