Живописное путешествие — из Украины в Польшу

13 октября, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск № 39, 13 октября-20 октября 2006г.
Отправить
Отправить

В выставочном зале «Хлібня» Национального заповедника «София Киевская» прошла выставка «Украинская классическая живопись»...

В выставочном зале «Хлібня» Национального заповедника «София Киевская» прошла выставка «Украинская классическая живопись». Экспозиция стала своеобразным отчетом международного пленэра «Киев—Ченстохова—Кальвария Зебжидовская—Киев», который проводился летом 2005-го галереей современного украинского искусства «А-Хаус» (при содействии корпорации «Индустриальный союз Донбасса» и Посольства республики Польша в Украине).

В путешествие по святым местам Польши тогда поехало девять известных украинских художников — Петр и Юрий Басанцы, Николай Попов, Георгий Зайченко, Борис и Иван Михайловы, Николай Кононенко, Светлана Галдецкая, Александр Крюк.

В ходе выезда на натурные зарисовки наши художники создали целый ряд заметных произведений искусства. Святые места тогда их очень вдохновили. Ведь они значимы не только для польской, но и мировой истории. Так, Ченстохова — один из главных центров паломничества в мире, а всемирную известность городу принесла древняя чудотворная икона Богородицы. Согласно церковному преданию, эта икона была написана в Иерусалиме евангелистом Лукой незадолго до Успения Пресвятой Девы Марии и особенно помогает парализованным и страдающим болезнями ног. А расположенный близ Кракова небольшой городок Кальвария Зебжидовская также славится всемирно известным сакральным католическим центром, который занесен в список памятников ЮНЕСКО как место культа Богородицы и страстей Христовых. В одной из боковых капелл собора находится чудотворная икона Кальварийской Матери Божьей.

Символично и то, что украинские художники отправились в святые места, чтобы создавать работы, которые экспонируются также в святом месте — галерее «Хлібня» на территории Софийского заповедника. Почти все картины написаны с натуры в святых местах — либо Ченстоховы, либо Кальварии Зебжидовской. Некоторые художники дополнили свои полотна также впечатлениями из Кракова — как, например, «Краковский мотив» Виктора Козика (на картине — церковный дворик и три куда-то спешащие монашки с зонтами…).

«В Кракове была выставка наших работ. И вот в один из дней я оторвался от коллектива и путешествовал по Кракову с альбомчиком. В результате чего сделал несколько набросков, потому что там множество красивых уголков, где можно стать и работать», — поведал «ЗН» художник Виктор Козик. Среди его работ здесь экспонируются «Ольштын», «Руины замка», «Кальварийская базилика», «Вечер» и другие.

У каждого художника здесь свой «почерк». Но все же живописную манеру большинства участников пленэра можно назвать академической. Например, народный художник Украины Петр Басанец преподает мастерство живописи в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры. Он принадлежит к той плеяде деятелей украинского искусства, чьи произведения в нашем современном восприятии отображают определенный художественный пласт… Может, потому что Басанец начинал свой творческий путь, когда живая традиция украинской реалистической живописи была нерушима. На польском пленэре он создал «Ясну Гуру», «Дорогу на Голгофу», «Кальварию», многочисленные виды Польши.

«Там очень красиво — архитектура, природа, люди, вы бы знали, какие они хозяева! Жаль только, что было очень мало на все времени», — говорит художник.

Из слов живописцев, путешествующих по святым местам Польши, можно сделать вывод, что тамошние мастера живописи отдают предпочтение авангардной манере письма, у нас же тяга к консервативному реализму. В то же время живопись сына Петра Басанца — Юрия — отличается небывалой выразительностью. Он сам признался: «Я люблю яркие краски, и, думаю, по моим работам это видно. В живописной манере именно цветом нужно привлекать зрителя. Работа не должна быть вялой. Когда она захватывает дух, взгляд на жизнь становится радостным. Я писал исключительно с натуры. Был в восторге от увиденного. Вот прошел почти год, и эта восторженность не проходит. Даже по приезде домой мне не хотелось ничего доделывать, чтобы не убить яркое впечатление. Потому что только начинаешь приводить работу в порядок, что-то уточнять — и свежесть сразу исчезает. Для меня в Польше самое главное было — это нарисовать картину за два часа восприятия».

В поездке художники старались не терять ни минуты для работы, потому что это грозило потерей вдохновения. На прошедшей же выставке в галерее продемонстрирован полный спектр их впечатлений от соседней страны. К тому же кто-то заметил: «Мне бы очень хотелось, чтобы сюжет об этой экспозиции хоть один день был показан перед рейтинговым проектом «Дом-2».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК