Пути шедевров так же темны и запутанны, как судьбы их авторов. Книги горят вместе с библиотеками, картины пылятся в запасниках музеев, но все эти печальные детали не омрачают бессмертие искусства. Несмотря на малоприятную участь отдельно взятых шедевров, мы уверены в том, что рукописи не горят. Во всяком случае — они воскресают, когда приходит их время.
Шедевру В.Верещагина — некогда знаменитому, но потом, казалось, безвозвратно утраченному полотну «В турецкой покойницкой. Покойницкая турецкого лазарета в кампанию 1877—1878 гг.» — исполнилось 120 лет. Картина была создана художником в 1881 году, успела побывать на выставках во Франции, Германии и Австрии. Затем ее купил великий князь Михаил Николаевич, и до 1917 года верещагинский шедевр находился в коллекции царской семьи.
После революции начались мытарства картины. Сначала она пылилась в запасниках музеев Санкт-Петербурга и Москвы, а в начале 70-х изуродованное многолетним затворничеством и не подлежащее реставрации полотно передали в Николаевский художественный музей имени В.Верещагина. К тому времени картина представляла собой жалкое зрелище — разорванная, с потемневшим лаком, без подрамника… В таком состоянии она хранилась в запасниках музея около 30 лет.
Но, наверное, справедливо и даже символично, что воскрешение забытого шедевра произошло в Николаеве, том самом городе, в котором незадолго до трагической гибели В.Верещагин оставил свои картины и личные вещи. Как известно, Василий Васильевич Верещагин погиб в 1904 году, во время русско-японской войны, находясь вместе с адмиралом Макаровым на борту броненосца «Петропавловск». Перед отправлением на броненосец художник оказался в Николаеве, где через десять лет после его гибели, в 1914-м, и был основан Музей имени Верещагина.
В 2001 году музей обратился за помощью к спонсору — Николаевскому глиноземному заводу, который выделил деньги на реставрацию верещагинского полотна. И вот, в 2002-м эту работу с успехом выполнили специалисты Национального научно-исследовательского центра Т.Бычко и А.Бескровный, считающиеся лучшими в Украине реставраторами масляной живописи. Но дело не только в деньгах спонсора, а в новейших реставрационных технологиях, которые были применены при спасении картины. Тридцать лет назад, когда изуродованное полотно поступило в николаевский музей, таких технологий еще не существовало.
«Реставрация картины таких размеров ( 450х182 см) — это действительно уникальный и, к сожалению, единственный случай не только для нашего музея, но и для всей страны», — утверждает директор Национального художественного музея имени В.Верещагина С.Росляков. По его же словам, картина будет выставлена на обозрение широкой публике осенью, накануне 160-летия со дня рождения художника. Кстати сказать, спустя год после начала реставрации в правом нижнем углу картины проявилась подпись ее создателя. Своим появлением подпись как бы скрепила успех реставраторов.
Что же представляет собой спасенная картина? Восемь квадратных метров смерти — считали современники Верещагина. В самом деле, на полотне изображена покойницкая турецкого лазарета в Плевне времен русско-турецкой войны 1877—78 гг., и мертвые в этой покойницкой лежат вместе с ранеными и умирающими. На русско-турецкой войне художник потерял брата Сергея, кстати, великолепного рисовальщика, и чуть было не погиб сам. Но даже на фоне страшной плевнинской эпопеи, страданий и крови русских солдат художник проникся участью врагов. В плевнинском лазарете турки были брошены на произвол судьбы. Никто никого не лечил — живые находились рядом с мертвыми и умирающими.
Этот шедевр Верещагина — не только произведение искусства, но и жест милосердия победителей по отношению к побежденным. С ее помощью великий русский художник В.Верещагин сказал то же, что и великий русский поэт Николай Гумилев в Первую мировую войну: «Но тому, о Господи, и силы, () И победы царский час даруй, () Кто поверженному скажет: «Милый! Вот, прими мой братский поцелуй». Так что перед нами не только «восемь квадратных метров смерти», но и восемь квадратных метров милосердия. Хорошо бы усвоить урок…
На сегодня материальная база Николаевского музея имени Верещагина находится в плачевном состоянии. В реставрационных работах нуждаются ценнейшие экспонаты. Например, знаменитая картина Верещагина «Забытый солдат». Плохо обстоят дела и с полотном Репина и Айвазовского «Пушкин на берегу моря близ Одессы», которое реставрировалось в 1949 году и нуждается в повторной реставрации. И это не говоря уже о картинах из индийской и туркестанской серий Верещагина, находящихся не в лучшем состоянии. «Материальная база музея пришла в негодность, — говорит С.Росляков. — Необходима компьютеризация фондов, замена картотек. Наконец, фонды давно не пополняются. От музея уходит современное украинское искусство». Словом, тут не обойдешься помощью одного Николаевского глиноземного завода. Ау, спонсоры, где вы?!