ЖЕСТ МИЛОСЕРДИЯ

Поделиться
Пути шедевров так же темны и запутанны, как судьбы их авторов. Книги горят вместе с библиотеками, картины пылятся в запасниках музеев, но все эти печальные детали не омрачают бессмертие искусства...

Пути шедевров так же темны и запутанны, как судьбы их авторов. Книги горят вместе с библиотеками, картины пылятся в запасниках музеев, но все эти печальные детали не омрачают бессмертие искусства. Несмотря на малоприятную участь отдельно взятых шедевров, мы уверены в том, что рукописи не горят. Во всяком случае — они воскресают, когда приходит их время.

Шедевру В.Верещагина — некогда знаменитому, но потом, казалось, безвозвратно утраченному полотну «В турецкой покойницкой. Покойницкая турецкого лазарета в кампанию 1877—1878 гг.» — исполнилось 120 лет. Картина была создана художником в 1881 году, успела побывать на выставках во Франции, Германии и Австрии. Затем ее купил великий князь Михаил Николаевич, и до 1917 года верещагинский шедевр находился в коллекции царской семьи.

После революции начались мытарства картины. Сначала она пылилась в запасниках музеев Санкт-Петербурга и Москвы, а в начале 70-х изуродованное многолетним затворничеством и не подлежащее реставрации полотно передали в Николаевский художественный музей имени В.Верещагина. К тому времени картина представляла собой жалкое зрелище — разорванная, с потемневшим лаком, без подрамника… В таком состоянии она хранилась в запасниках музея около 30 лет.

Но, наверное, справедливо и даже символично, что воскрешение забытого шедевра произошло в Николаеве, том самом городе, в котором незадолго до трагической гибели В.Верещагин оставил свои картины и личные вещи. Как известно, Василий Васильевич Верещагин погиб в 1904 году, во время русско-японской войны, находясь вместе с адмиралом Макаровым на борту броненосца «Петропавловск». Перед отправлением на броненосец художник оказался в Николаеве, где через десять лет после его гибели, в 1914-м, и был основан Музей имени Верещагина.

В 2001 году музей обратился за помощью к спонсору — Николаевскому глиноземному заводу, который выделил деньги на реставрацию верещагинского полотна. И вот, в 2002-м эту работу с успехом выполнили специалисты Национального научно-исследовательского центра Т.Бычко и А.Бескровный, считающиеся лучшими в Украине реставраторами масляной живописи. Но дело не только в деньгах спонсора, а в новейших реставрационных технологиях, которые были применены при спасении картины. Тридцать лет назад, когда изуродованное полотно поступило в николаевский музей, таких технологий еще не существовало.

«Реставрация картины таких размеров ( 450х182 см) — это действительно уникальный и, к сожалению, единственный случай не только для нашего музея, но и для всей страны», — утверждает директор Национального художественного музея имени В.Верещагина С.Росляков. По его же словам, картина будет выставлена на обозрение широкой публике осенью, накануне 160-летия со дня рождения художника. Кстати сказать, спустя год после начала реставрации в правом нижнем углу картины проявилась подпись ее создателя. Своим появлением подпись как бы скрепила успех реставраторов.

Что же представляет собой спасенная картина? Восемь квадратных метров смерти — считали современники Верещагина. В самом деле, на полотне изображена покойницкая турецкого лазарета в Плевне времен русско-турецкой войны 1877—78 гг., и мертвые в этой покойницкой лежат вместе с ранеными и умирающими. На русско-турецкой войне художник потерял брата Сергея, кстати, великолепного рисовальщика, и чуть было не погиб сам. Но даже на фоне страшной плевнинской эпопеи, страданий и крови русских солдат художник проникся участью врагов. В плевнинском лазарете турки были брошены на произвол судьбы. Никто никого не лечил — живые находились рядом с мертвыми и умирающими.

Этот шедевр Верещагина — не только произведение искусства, но и жест милосердия победителей по отношению к побежденным. С ее помощью великий русский художник В.Верещагин сказал то же, что и великий русский поэт Николай Гумилев в Первую мировую войну: «Но тому, о Господи, и силы, () И победы царский час даруй, () Кто поверженному скажет: «Милый! Вот, прими мой братский поцелуй». Так что перед нами не только «восемь квадратных метров смерти», но и восемь квадратных метров милосердия. Хорошо бы усвоить урок…

На сегодня материальная база Николаевского музея имени Верещагина находится в плачевном состоянии. В реставрационных работах нуждаются ценнейшие экспонаты. Например, знаменитая картина Верещагина «Забытый солдат». Плохо обстоят дела и с полотном Репина и Айвазовского «Пушкин на берегу моря близ Одессы», которое реставрировалось в 1949 году и нуждается в повторной реставрации. И это не говоря уже о картинах из индийской и туркестанской серий Верещагина, находящихся не в лучшем состоянии. «Материальная база музея пришла в негодность, — говорит С.Росляков. — Необходима компьютеризация фондов, замена картотек. Наконец, фонды давно не пополняются. От музея уходит современное украинское искусство». Словом, тут не обойдешься помощью одного Николаевского глиноземного завода. Ау, спонсоры, где вы?!

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме