Кто бы ни готовил телепередачу, он должен ориентироваться на женское одобрение. Потому что, если женщинам передача придется не по вкусу, они и сами ее смотреть не станут, и мужьям не дадут. И даже мне, независимому критику, ссориться с женой из-за внешности новой телеведущей не с руки. Ведущая промелькнет и исчезнет, а с женой жить. И потом, что я понимаю в макияжах и прическах, в длине платьев и высоте каблуков? Смотрю на бесконечную всемирную демонстрацию мод, а в голову лезут вопросы. На кого, кроме манекенщицы, оно налезет? Куда в нем идти? Кому оно по карману? Спасибо, специалисты объясняют, что мои вопросы неуместны, что это зрелище, искусство и смысл его - постичь основные тенденции, а вовсе не бежать все это покупать и напяливать на себя. И жена с ними согласна. Ведь смотрел же я вчера целый час международную драку-бушидо не для того, чтобы самому состязаться с бушидистами.
Есть передачи, которые мужчинам смотреть вообще запрещается. Эксклюзивные. Только для. Зачем нам, к примеру, знать, что лучшие маски получаются из картофеля, моркови, фасоли, что именно этот винегрет делает женское лицо неотразимым («Полдень»). А прически надо сочинять не просто так, а исходя из своего знака Зодиака - водолейную, скорпионью или козерожью («Женский клуб»). А украшения сегодня нужно искать на острове Бали, потому что именно их пояски и сережки «сексуально-изысканны» («В вихре моды»). И, не дай Бог, забыть о колготках, ибо «женщина без чулок или колготок - не женщина» («Пані»).
Нам же остается только вывести страну из кризиса, а когда это произойдет, наши жены и дочери взлетят на подиумы мира, не ударят в грязь фейсом и скажут «спасибо» нашему ТВ за то, что в трудные годы оно исподволь готовило их к победам на суше и льду, на воде и под водой.
Что касается духовной пищи, которую экраны предлагают труженицам и домохозяйкам, то тут правят бал сериалы. Если бы женщины имели время и охоту заняться политикой, то они, вероятно, разделились бы на партии «Тропиканок», «Ящериц», «Мятежных духом», «Дерзких и красивых» и пр. О «Санта Барбаре» судить не берусь - ее смотрит теща. Вообще же для меня ясно, что основная цель создателей этого жанра - заработать деньги, а потребителей - убить время. Но я этого не напишу, памятуя признание Белинского: «Несмотря на всю запутанность и неправдоподобие, они так хорошо идут на сцене, что бранить их не подымается рука». Неистово-принципиальный Виссарион писал это о переводных французских пьесах на русской сцене. Это вполне относится и к большинству сериалов.
Доверясь марке «1+1», начал смотреть «Династию» и сразу же был покорен высоким литературным, режиссерским и актерским уровнем этого телегиганта, черной завистью завидовал зарубежным мастерам, обладающим средствами и умением создавать подобные ленты. Но постепенно в строго реалистический телероман стали врываться мотивы арабских, индийских и латиноамериканских поделок. Украденный ребенок, подслушанный разговор, женщина-вамп, коварный соблазнитель, нелепые смерти и столь же нелепые воскрешения. И, наконец: «Папа! Я твой сын!» Артисты купаются в этих сценах - они разыгрывают пошлую мелодраму по системе Станиславского; зрители, как наркоманы, не в силах оторваться от экрана. Что говорить, я - человек стойкого литературного вкуса и прочных киноубеждений, попав на ленту-липучку, сдался и искренне волнуюсь за судьбу нефтяных магнатов и их состояний. Что уж говорить о слабых, беззащитных женщинах-телезрительницах. А вдруг это и впрямь культура века приходящего, когда семейное чтение у каминов кануло в прошлое, когда книга настойчиво выписывается из интерьера. (Заметьте, в десятках серий «Династии» в кадре не промелькнула полка с книгами.) Грустно, девушки...
Но есть, верно, Всевышний Режиссер, который не забывает напомнить о вечных ценностях, рожденных на нашей земле. Тихим шуршанием страниц в телеэфире, картинами весенне-пробуждающейся природы, мелодичными звуками украинского языка напомнить о Лесе Украинке, явившейся в мир всего 125 лет назад. Ежедневные передачи, посвященные ей, стали уроками мудрости и мужества, женственности и величия.
Вот рояль, на котором она играла в доме Н.Лысенко, вот сорочка, вышитая ее руками, вот листки со списком семидесяти (!) писателей мира, которых Леся собиралась перевести на украинский.
За короткую жизнь она побывала в Киеве, Одессе, Тбилиси, в Египте, Италии; поэтическое воображение вело ее в Испанию и древнюю Иудею...
Как удивительно рифмуются ее идеи с сегодняшней жизнью! Как «телевизионны» ее лирико-драматические этюды! Закарпатский телецентр показал хороший фильм «Горит мое сердце». Там, в сюжете «Айша и Мохаммед» герой убивается, что его жена унесла на тот свет свое духовное богатство, нечто непостижимое и вечное. Его новая возлюбленная, обворожительная красавица, мучится вопросом:
- А те вічне є в мені, коханий?..
...В полночь умные и красивые девушки и юноши под неумолчный визг зрителей участвуют в заводной игре ОРТ «Любовь с первого взгляда». После привселюдного знакомства они в обнимку отправляются в ночной ресторан, а погодя и в романтическое путешествие за горы и моря. Не стоит сталкивать разноплановые передачи, каждая хороша и слаба по-своему. Но все же хотелось бы, чтобы девушки, влюбившись, спросили у избранников:
- А те вічне є в мені, коханий?..
Или что-нибудь в этом роде...