ЖАННА БОДНАРУК: ВЕРЮ В СВОЮ ЗВЕЗДУ

Поделиться
Предопределенность или выбор? Поначалу жизнь Жанны была благополучной, и, более того, все шло «как по нотам»...

Предопределенность или выбор?

Поначалу жизнь Жанны была благополучной, и, более того, все шло «как по нотам». В благополучной интеллигентной семье (мама - журналист, редактор Черниговского облтелерадио, отец - хормейстер, заслуженный работник культуры Украины) родилась музыкально одаренная девочка, которая с 5-ти лет (как Моцарт!) уже играла на фортепиано. Играла, пела и никак не могла решить, что же интереснее, что важнее в ее жизни. Решали родители, которые, естественно, со своей точки зрения, представляли себе, насколько нелегок хлеб эстрадного музыканта. Как выясняется теперь, в наше время нелегким стал хлеб любого музыканта, любого артиста, не имеющего благодателя-мецената.

Если правда то, что каждого человека ведет по жизни его звезда и оберегает ангел-хранитель, то звезда Жанны (родившейся под знаком Козерога) еще в юности предрекла ей судьбу.

Увлечение джазом, любовь к музыке «диско», в которой царила Донна Саммер, новые кумиры в поп-музыке 70-х - «АББА» - и несмотря на родительский запрет, желание петь на эстраде победило. Черниговский джаз-оркестр под управлением Д.Егорова стал первым коллективом, с которым Ж.Боднарук впервые вышла на сцену как певица. Музыкальное училище, четвертый курс фортепианного отделения: академическая методика обучения - классика, крупные формы, этюды и гаммы, технические зачеты и чтение нот с листа - и вдруг - Жанна на сцене с «Дымом» Дж.Керна! Наверное, для многих ее педагогов это было настоящим шоком. Лишь теперь, когда Ж.Боднарук, по окончании фортепианного факультета Киевской государственной консерватории им.П.Чайковского (класс О.С.Ткач), стала солисткой Государственного эстрадно-симфонического оркестра Украины, многие понимают, что это не случайность, скорее - закономерность, точнее - предопределенность. Вот только не так это все представлялось в юности... Мечталось о прекрасной музыке, о творческой работе, о коллективе единомышленников, о «крепком тыле» за спиной, о совместных проектах - да мало ли о чем... Взамен - пока лишь недопонимание, чего хочет эта новая солистка: и оркестровки-то у нее непростые, нестандартные, и гастроли-то у нее свои, и песни...

Воспоминания

Все начиналось с диплома радиоконкурса «Новые имена» в 1987. А затем, в то время, когда наметился некоторый вакуум в современных направлениях украинской эстрады, возник воистину национальный, альтернативный, Всеукраинский фестиваль «Червона Рута». Решимости принять участие в конкурсе 1989 г. рядом с В.Жданкиным, В.Морозовым, сестричкой Викой и «Братьями Гадюкиными» студентке консерватории Жанне Боднарук не хватило. Последующие два года перед «Червоной Рутой-91» уже были подготовкой к ней, уже начались поиски своего имиджа, своего музыкального стиля, «своих песен». В них-то и была основная проблема: надежды на сотрудничество с братьями Мельниками в этом направлении не оправдались. За два месяца до фестиваля, когда наступила «точка принятия окончательного решения», Жанне предложил свои песни «Приворожи» и «Нам бути!» Андрей Шусть. Этот самобытный автор с индивидуальной, неповторимой (насыщенно-смысловой, эмоциональной, гармонической, мелодической) стилистикой и определил в итоге место Ж.Боднарук на фестивале, а впоследствии - на украинской эстраде вообще. Эта неожиданность, этот мощный сплав эмоций и загадочной, по сути, языческой силы, то, чем изначально богато национальное искусство, и позволило Жанне, неопытной, начинающей вокалистке, «заворожить» публику и жюри фестиваля. За неделю практически «сделана» песня «Нам бути!», впервые исполненная Жанной под фонограмму, своими руками сшит концертный костюм (кому из начинающих артистов это незнакомо!), и дебют состоялся. К этому моменту родители Жанны уже поняли, что судьба дочери решена. К этому дню - 12 августа 1991 г. - звезды сошлись так, что все предвещало значительное событие в ее жизни (но об этом Жанна не знала в тот момент, когда выходила на сцену).

Это было как в тот самый, особенный и неповторимый «момент истины», называемый «звездным часом» артиста. Дебют, первый выход на большую сцену, конкурс - и никакого страха, и то особенное состояние души - «на взлете», и бесстрашие, и счастье, и настоящая жизнь. Первое серьезное выступление Ж.Боднарук стало ее первой победой. В тот раз первую премию в жанре поп-музыки жюри не присуждало. Второе место разделили с Жанной группа «Плiч-о-плiч» и В.Хурсенко. И вот тогда и начались ее настоящие проблемы.

Внешне жизнь лауреата «Червоной Руты» Ж.Боднарук прекрасна.

1992: гастроли по Европе в составе группы лауреатов фестиваля (Франция, Бельгия, Германия, Польша, Словакия).

Далее - фестивали, один за другим: «Вивих» (Львов), «Золотий тiк» (Бурштин).

1993: «Тарас Бульба» (Дубно) - лауреат, «Вiтер зi Сходу» (Донецк) - лауреат, «Мария» (Трускавец) - гость.

1994: «Успех-2000» (Харьков) - победа в двух номинациях: лучший магнитоальбом и вокал, «Песенный вернисаж» (Киев) - лауреат, «Новая генерация» (Львов), «Мария» приглашает» (Трускавец), «Анна-Мария» и друзья» (Тернополь), и, наконец, главное в этом году - «Славянский базар», третий Международный музыкальный фестиваль в Витебске (Беларусь).

Одна из немногих украинских эстрадных артистов - Ж.Боднарук - музыкант с высшим образованием. Как сопрягаются в ее творчестве понятия формы и стиля (классической и эстрадной музыки)? Думаю, что и в том, и в другом жанре они имеют все же общие принципы. А главное ведь в любом виде искусства - профессионализм, искренность, высокие принципы музыканта. Это они не позволяют «расслабиться» и остановиться, в развитии поддаться соблазну максимального упрощения жизни. Именно эти принципы, наверное, и помогли Ж.Боднарук, вместе с Моникой, О.Кулаковой, и группой «Анна-Мария» добиться «живой» работы на концертах фестиваля «Вiтер зi Сходу» (Донецк, 1993). Всем известная редакция зрелищных программ УТ-1, стремясь к наилучшему, гарантированному результату качества при наименьших затратах энергии и средств, ставит условия участникам подобных «тусовок»: работа «под+» (т.е. - под фонограмму с записанным голосом), минимальное количество движений на сцене (шаг влево, шаг вправо - и артист выпадает из фокуса объектива камеры). Так вот, лишь отчаянные и непримиримые позволяют себе рисковать не попасть в кадр УТ-1 и остаться верным принципу работать «живьем». И среди них - Жанна Боднарук.

«Не унывать!» - это кредо жизни

Тут логично следует небольшое лирическое отступление, своеобразный «эскиз к портрету» личности Жанны. Начать, пожалуй, следует с того, что общеизвестно: характер формируется обстоятельствами жизни. А они таковы, что состоят, как, наверное, ни у одного из артистов - из сплошных проблем и трудностей. Солистка Государственного эстрадно-симфонического оркестра Украины (зарплата - как у среднего клерка), лауреат Всеукраинских фестивалей, Ж.Боднарук, пока еще не имеет собственного жилья. Лишь благодаря расположению к ней как к своей выпускнице руководства Киевской госконсерватории им.П.Чайковского, она имеет место в общежитии «альма матер».

Функции костюмера, стилиста, менеджера и продюсера, а с ним - и агента по рекламе при Жанне Боднарук выполнять приходится ей самой.

Профессиональная работа в шоу-бизнесе требует больших материальных средств, либо - верных друзей. Жанне пока приходится рассчитывать лишь на второе. Благодаря поддержке А.Карпенко (композитора, аранжировщика большинства ее песен), поэта Н.Бровченко и звукорежиссера И.Примы, записаны новые песни, практически завершена работа над вторым магнитоальбомом. Первый - «Приворожи мене», в который вошли песни, созданные и записанные в период с 1991 по 1993 гг., и который уже давно мог бы украсить коллекции любителей украинской эстрадной песни, все еще ждет своего тиража в Национальной аудиокомпании. Трудно себе представить в наше время нарушения договоренностей и отсутствия уверенности в исполнении обещаний, что когда-то все же наступит эпоха развитого шоу-бизнеса в Украине, о которой мечтают сегодня многие артисты, в том числе и Ж.Боднарук.

Готовясь к этой новой эпохе своей жизни, она постоянно ставит себе планку, поднимая ее на новую высоту. Первые песни, родившиеся в вихре «Червоной Руты-91» - это был поп-фолькстиль, очень быстро закрепившийся за Жанной как актерское амплуа. А она - неожиданно для всех - вдруг делает поворот: это - записи и выступления с группами «Анна-Мария» и «Нiчлава-блюз» с новыми композициями («Згуба-блюз», «Твiр моўх мрiй», «Свято»). Их пока что трудно подвести под черту стилевой определенности, это - сплав ностальгии по джазу, по красивой мелодике, по роскошным оркестровкам с «живыми» инструментами, по интересным аранжировкам. И пускай спорят знатоки от эстрады, стоит ли Ж.Боднарук писать песни, петь джаз, блюз, рок - это ведь вторично. А первично - неодолимое желание певицы постоянно избавляться от штампов амплуа, и непреодолимое стремление - «вперед и вверх». Главное - это то, что сегодня она не может назвать песню, когда-либо исполненную, которую хотела бы забыть, хотя времени на пробы и ошибки у нее практически не было. Главное - это ее принцип: никогда не копировать. Его можно расшифровать так: исполняя «чужие» песни, следует максимально приближаться к оригиналу, а в своих - не повторять чужие.

Идеалы в музыке, на которых выросла и сформировалась Ж.Боднарук, - это Э.Фитцджеральд и Л.Армстронг, М.Равель и К.Дебюсси, а также - солидный фундамент академического образования позволяют доверять ее музыкальному вкусу. Она украинка, и на каком бы языке не пела, всегда остается ею, даже исполняя шлягеры своих кумиров (Ш.О’Коннор и У.Хьюстон), утверждая, что даже не стремится делать это по-американски.

Из наших многочисленных бесед на околомузыкальные темы я вынесла самые серьезные и глубокие впечатления от личности музыканта Ж.Боднарук. Цельная натура, целеустремленная и отнюдь не сразу раскрывшаяся в общении, оставляющая какую-то недосказанность, как повод продлить размышления на тему... Ее отношение к шлягеру как понятию и определению особенного типа песен, - как к настоящему шедевру. Ведь шлягер по ее мнению - это то, что должно нравиться всем: и обывателю, и музыканту, и публике, и исполнителю. И здесь возможно - и должно вспомнить шлягеры прошлых лет, возрождая их к новой жизни (как «Черемшину» Юрийчука или «Коли заснули синi гори» Кос-Анатольского). И здесь не помешает некоторая сентиментальность (в лучшем своем проявлении), только не «размытая», «никакая» лирика!

Как ни странно, но при всех размышлениях о песне, о шлягере, о романтике и лирике - остается еще и неосуществленная мечта певицы Ж.Боднарук: петь рок-музыку, для полнейшего самовыражения, как конгломерат экспрессии, высшего проявления эмоций, как стрессовое откровение на эстраде, и здесь ее кумир - Т.Тернер.

Что дает силы Жанне? Осознание того, что наша Украина всегда - и сейчас - сильна была музыкой и музыкантами (ну, просто - по Т.Шевченко: «Осьде, люди, наша слава, слава Украўни!»).

Что позволяет Жанне не унывать? (Принцип, к которому приходят не вдруг, и не случайно!) Вечное стремление к новому открытию себя - для себя и для публики, к новым вершинам в творчестве, и, наконец - вера в то, что все в конце концов сбудется (в будущем, по звездам), вера в свои силы и в своих друзей (в настоящем, в реальности), и, конечно - вера в свою звезду.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме