| ||
Композиция «Спартак» |
Русы роста высокого и стройны, словно пальма; у каждого топор, большой нож и меч; они никогда не ходят без оружия...
Ибн-Фодлан,
арабский историк средневековья
Он всегда был осторожен, боялся за свои творения. И тогда, когда познавал азы оружейного дела на заводах Ижевска в послевоенные годы, и после возвращении в Украину. Время было такое. Но наконец-то коллекция народного мастера из Северодонецка Луганской области Григория Купченко обрела своего признательного зрителя и почитателя в залах Львовского исторического музея как первая ласточка, известившая о праздновании 800-летнего юбилея князя Даниила Галицкого.
— Влюбленность господина Купченко в исторические памятки из металла на протяжении десятилетий кропотливого труда вылилась в ряд выразительных по смыслу ассоциативных композиций, — рассказывает Ростислав Шмагало, декан факультета истории и теории искусства Львовской академии искусств (ЛАИ). — Это композиции из каменного, медного, бронзового, железного веков — «Спартак», «Киевская Русь», «Запорожская Сечь»... Еще и сегодня расхоже мнение, что народное искусство существует на уровне декоратизма и бытовизма. Купченко же является примером того, как обычный любитель может выразить свое философское видение мира. Посетителям представлено более 50 работ. Казацкую тематику (ведь родители автора — потомки казацкого рода, да и археологический металл собирал на могилах славных воинов) продолжают чеканенные латунные барельефы в кованых картушах портретов гетманов, гербы украинского казацкого войска Запорожской Сечи. Украинскую тему венчают оригинальные по исполнению, обозначенные оттенком театральности атрибуты украинской монархии «Посвящение королю Даниилу»: королевские мечи, флаг, булава, клейноды в виде короны и скипетра.
Кстати, именно благодаря факультету ЛАИ и удалось (бывает же так, что запад и восток нашли общий язык) привезти во Львов за собственные средства уникальную коллекцию. А уже прийти к соглашению с бесплатным помещением для экспозиции и вопросов не было! Директор музея Богдан Чайковский готов всегда открыть дверь настоящему искусству.
Интересное мнение после осмотра выставки выразил член Союза художников Украины, мастер по металлу Василий Качмар. Он один из инициаторов реконструкции казацкой чайки, которая уже несколько раз обошла по морю Европу, льет колокола, пушки, способен воссоздать дамасскую сталь, сделать кольчугу, меч, полностью соответствующие определенной исторической эпохе.
— Многие посетители замечали, что, скажем, топорики Купченко программно антифункциональны, хотя хранят логику, мощную внутреннюю и внешнюю динамику первобытной формы. То есть эти и прочие металлические изделия существуют в качестве украшения, а не оружия. Что же, нельзя забывать, когда именно господин Купченко начинал свое творчество. Шаг влево, шаг вправо и... Если с обеих сторон заточенный ножичек уже считался холодным оружием и «подпадал» под уголовщину (любопытно, что едва не метровые кухонные ножи были всего-навсего домашней утварью. — М.П.), то разве имел возможность что-то противопоставить этому мастер? Где-то я вычитал, что алебарду тоже нельзя было иметь дома, дескать, с ее помощью несложно ограбить банк.
Это табу на «остроту» и размеры совершенно не помешали Купченко открыть в произведениях новые композиционные ходы, усиливая выразительность воплощенных образов и тем. Тут назначение предмета — быть прежде всего соответствием образов и философских ассоциаций. Да и, наконец, вспомним: оружие в руках наших предков было прежде всего носителем иерархии, отличия, власти, чести, благородных мужских черт той или иной эпохи. И лишь затем — собственно оружием.
К сожалению, мастер не приехал во Львов. Годы берут свое, 74 за плечами. Учеников-последователей у него нет, да сейчас уже и быть не может. Посмотрят в городе Льва экспозицию в честь 800-годового юбилея Даниила Галицкого, а дальше? Снова придется искать меценатов, чтобы как можно большее количество людей смогло познакомиться с творческим наследием Григория Купченко. А может, многие сумели бы увидеть в суровом металле красоту и вдохновение, создать собственными руками что-то подобное произведениям мастера. Ведь его девизом остается известное высказывание: «Я сделал, что смог. Кто может, пусть сделает лучше».