ЗАМЕТКИ ПАРИЖСКОГО ГОСТЯ

Поделиться
Мишель Розию - это имя для киевлян, по крайней мере, не в новинку. Он был среди первых западных худож...

Мишель Розию - это имя для киевлян, по крайней мере, не в новинку. Он был среди первых западных художников, скажем так, нереалистического направления (что, вспомним, достаточно недавно не поощрялось и не пропагандировалось в Украине), чье творчество дошло к нам по неостывшим еще останкам печально известного «железного занавеса». Выставку его работ - кстати, французский живописец считает себя не только стилистическим, а и духовным последователем Фернана Леже, Павла Филонова - в 1991 году устроила в общественно-политическом и культурном центре имени В.И.Ленина (ныне - Украинский дом) отечественная фирма «Бост-арт». Вообще же господин Розию ощущает себя артистом в широком понимании этого определения и ко всему пишет стихи и пьесы, играет на фортепиано, разбирается и любит серьезную музыку. Преподает историю искусств в одном из парижских лицеев. И верит в слова Карла Маркса: в будущем (правда, в каком именно? - И.Р.) все люди станут поэтами.

В течение последних трех лет он - среди постоянных гостей Киева. Чем привлекает маэстро столица Украины и кое о чем ином - в разговоре с ним.

- Мишель, вы в Киеве четвёртый раз. Поделитесь, в первую очередь, впечатлениями от своих посещений.

- Собственно, тут я уже в пятый раз. В 1973 году приезжал по туристической путевке. И если тогда, да и в 1991 году, точно знал, что пребываю в Украине, теперь появились сомнения. Вижу изменения в поведении людей, в их внешнем облике, в общей атмосфере, что не позволяет мне идентифицировать Киев как Киев. Скажем, куда не глянь - вывески на английском языке, рекламы зарубежных фирм: «Кока-кола», «Пепси-кола»... Хотелось же наблюдать, к примеру, лучше оборудованные точки по продаже прекрасного напитка - кваса. Устал от колоссального числа роскошных лимузинов на ваших улицах - отдал бы предпочтение нормальным автомобилям, доступным большему количеству городских жителей.

Надеялся любоваться самобытной, чувственной красотой украинских женщин, а не - как уже произошло, к сожалению, - «целлюлоидными» дамами, подобными безликим героиням американских телесериалов. Не радует факт: вместо того чтобы искать свою настоящую индивидуальность, Украина выбрала путь слепого подражания (со всеми теми же ошибками!) моему миру, миру капитализма. Да, в конце концов, уровень цивилизованности наций, стран определяется не внешним видом людей, не количеством и качеством их автомашин, а духовностью общества. Наша человеческая, духовная зависимость друг от друга намного важнее, чем зависимость от разнообразных технологий, инвестиций, приватизации.

- Мы знаем вас как мастера кисти. Поэтому хотелось бы услышать ваше мнение по поводу состояния киевской художественной жизни.

- Я побывал в мастерских многих живописцев. Но с каждым годом старался делать это все меньше и меньше. Честно говоря, удручен состоянием живописи и образом мышления ваших художников. В частности, не понимаю, как те, кто в продолжении длительного времени жили и работали по одним законам, неожиданно сделали чересчур резкий вираж в творчестве. Смена сознания? Однако художник с юных лет формирует в себе определенное мировоззрение, которое может эволюционировать, но изредка меняется кардинально, какая бы политическая погода ни стояла на дворе. Так что в вышеупомянутом резком вираже вижу стремление следовать моде, что не делает чести творцам, или же желание просто заработать деньги, что также не является главным принципом настоящего искусства. Нужно быть честными по отношению к себе, отсюда - и по отношению к другим.

- Пока трудно понять, что именно заставляет вас возвращаться и возвращаться в Украину.

- Причины, несмотря на все, есть. Во-первых, уверен, существуют-таки высшие, наверное, те самые духовные контакты между Францией и восточнославянским миром, что и подстегивает мое желание очередной встречи с последним. Яркий пример: почему мне, французу, вдруг пришла идея создания «Шостаковиады» - серии из 15 полотен, написанных по мотивам 15 симфоний выдающегося композитора. Между прочим, репродукции серии, подаренные мной вдове Шостаковича Ирине Антоновне, украшают теперь кабинет его музея в Москве.

Во-вторых, в Киеве живет близкий друг - журналист Сергей Полховский. А этот мой визит был несколько необычный. Дело в том, что Сергей - автор и ведущий программы «Музыкальная шкатулка» на «Радио Рокс», пропагандирующей серьезную музыку, я же - ярый поклонник такой музыки. И во время прошлогоднего приезда друга в Париж мы договорились сделать несколько совместных передач. Я привез с собой записи произведений композиторов малоизвестных для большинства населения Украины - таких, как австрийца Эрика-Вольфганга Корнгольда, француза Эрика Сати, немца Макса Регера. Пожелал бы Сергею воплощения его заветной мечты - организации радиостанции серьезной музыки, по примеру «Франс мюзик», вещающей 24 часа в сутки и финансируемой государством! Каждая уважающая себя страна имеет такие радиостанции - своеобразные стержни, вокруг которых формируется колоссальный культурный пласт. Так что на пути международного признания вашей державы подобный шаг стал бы немаловажным объединяющим моментом в отношениях с той же Европой.

В Украину верю. Все мои отрицательные оценки - попытки постороннего (но не безразличного!) наблюдателя обратить внимание: у вас есть достаточно своего, неповторимого, его только нельзя терять, разбазаривать. Та же сильная исполнительская школа. Хочется, чтобы талантливым украинским музыкантам тут, дома, были созданы надлежащие условия для жизни и творчества, и они бы не стремились оставлять родину надолго или даже навсегда, обедняя тем самым ее культуру. Именно эта школа - пожалуй, первая причина и нынешнего моего визита: снова привез 12-летнего сына Янельфина в Национальную музыкальную академию на занятия с замечательными виолончелистами Вадимом и Ириной Червовыми, Иваном Кучером. В свою очередь, с удовольствием организовал выступление киевского струнного квартета «Каприс плюс» в моей парижской мастерской-галерее. Пригласил около 100 человек - и друзей, и тех, от кого зависит развитие целого ряда проектов музыкальных праздников, фестивалей, на которых должны присутствовать и украинские исполнители.

- Значит, и далее не собираетесь прерывать творческие связи с нашей страной?

- Есть во Франции небольшой город Сен-Жуен, где имею дом и где планирую устраивать музыкальные фестивали, семинары. Местные власти с радостью согласились на мои предложения - подобные акции, конечно же, будут способствовать оживлению жизни Сен-Жуена, а самое главное - взаимообогащению и взаимоподдержке культур разных народов. И среди первых приглашенных на них окажутся чудесные киевские артисты: виолончелисты Вадим Червов, Иван Кучер, флейтист Олег Вишневский, квартет «Каприс плюс».

- Что же, остается только пожелать скорейшей реализации вашей мечты.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме