Натюрморт - один из излюбленных жанров киевского художника Валерия Литовченко. Но, как говорит сам автор, ему неинтересно отображать просто мир «мертвой натуры», ставя перед собой чисто формальные задачи поиска комбинаций абстрактных плоскостей, объемов, выгодной композиции или эффектных цветовых сочетаний. Его полотна привлекают внимание зрителя в первую очередь необычностью толкования темы, зародившейся в фантазии живописца. При всей добротной натурности, они не являются «репортажем с места события». Уже на начальном этапе работы присутствует художественный отбор и стремление не только к передаче вещей самих по себе, но и к выражению отношения к ним современника, а через них - к окружающему миру вообще. Наблюдения и зарисовки Валерия - итог серьезной, вдумчивой работы. Наряду с живописными задачами Литовченко явно интересует смысловая, философская сторона. Она, пожалуй, и является главной.
Порой в своей суетности мы утрачиваем способность замечать предметы обихода и окружающего мира, пользуемся ими чисто механически. Однако Валерий, как человек, обладающий чувством юмора (кстати, он - художественный редактор журнала «Перець»), подмечает комические ситуации нашего быта, по-доброму подсмеиваясь над ними, и предоставляет такую же возможность нам с вами. Казалось бы, он пишет обыкновенные, привычные атрибуты: обувь, снедь, книгу, современные, столь быстро менявшиеся доселе купюры, антикварную посуду и бутылки из-под спиртных напитков, вешалку в прихожей. Но речь здесь идет не просто о предметах, несущих на себе печать прикосновения человека, а об очеловеченных вещах. Поэтому перед нашими глазами разворачиваются настоящие житейские драмы. Скажем, полотно «Супруги». Ну чем не оригинальная интерпретация пукиревского «Неравного брака»? Или - «Завтрак на фоне голландского натюрморта»: чем не правдивый портрет нашей не всегда привлекательной действительности?
Строя свои небольшие по размерам композиции на контрастных сопоставлениях, проводя интересные параллели, автор добивается выверенности и точности прочтения сюжета. Для него обыкновенные, повседневные предметы обихода - приметы времени, определяющие черты характера человека - их хозяина, - его профессию, интересы и даже окружение. Мы видим, как разнообразны могут быть приметы времени, как непрерывно, в чередовании эпох, меняются наши представления о нем.
В картине «Антикварная посуда» запечатлен миг ее падения со стола. Время как бы остановлено «стоп кадром». Старинная утварь готова многое поведать о вкусах и привычках былых поколений людей. Но всего лишь одно неверное движение - и все эти изящные вещи, несущие на себе такой ценный багаж, превратятся в осколки. И художник не позволяет им коснуться пола, тем самым предоставляя возможность полюбоваться их красотой и задуматься нe об изображенных на холсте конкретных бокалах, статуэтке или супнице, а о красоте вообще. О том, что она необходима нам в жизни и как легко ее разрушить. Так, исследуя в своих натюрмортах антитезу «прошлое - настоящее», Литовченко стремится показать духовное значение временных связей, заостряя внимание на их культурных аспектах.
Валерий Литовченко оказался последовательным в реализации творческих замыслов и в наши дни сумел найти свою тему, сохранить собственное творческое лицо.