ЗАКАЗЫВАЕШЬ МУЗЫКУ? ПЛАТИ!

19 марта, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 11, 19 марта-26 марта 2004г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

Появившаяся в начале текущей недели информация о том, что Министерство образования и науки Украин...

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

Появившаяся в начале текущей недели информация о том, что Министерство образования и науки Украины определило две структуры — объединения предприятий «Украинский музыкальный альянс» и «Украинская лига музыкальных прав» — уполномоченными организациями коллективного управления, которые осуществляют сбор и распределение вознаграждения за использование опубликованных с коммерческой целью фонограмм и видеограмм, всколыхнула и мир правообладателей, и мир пользователей. А это весьма значительное количество субъектов — и физических, и юридических лиц. Без преувеличения каждый, кто легитимно выпустил фонограмму либо хочет использовать ее, не выходя за границы правового поля (то ли в качестве ненавязчивого звукового фона в супермаркете, кофейне или на транспорте, то ли транслируя в эфир — в авторской программе или по заявкам радиослушателей, то ли еще каким-нибудь образом), должен будет за это платить. «Либо люди создают музыку — либо они за нее платят», — несколько жестко, но вполне обоснованно заявил представитель одного из учредителей новоуполномоченных структур, директор ООО «Лавина Мюзик» Эдуард Клим. Такая позиция абсолютно правомерна, она базируется на существующем законодательстве Украины, международных договорах и, в конечном итоге, вводит нашу страну в цивилизованное правовое поле в самом, пожалуй, сложном и противоречивом сегменте рынка — интеллектуальной собственности.

К сожалению, правосознание в этой сфере в нашей стране пока находится в плачевном состоянии: нарушения авторских и смежных прав повсеместны; судебная защита малоэффективна (несмотря на то, что действующее законодательство вполне соответствует мировым стандартам), а реализация имущественных прав — проблематична. Если правообладатель (композитор, артист, музыкант) начнет отслеживать каждое коммерческое использование продукта своего творческого труда, у него не останется времени на творчество. А результат может разочаровать — несмотря на существующие и утвержденные Кабинетом министров ставки авторского вознаграждения, поднаторевшие в налоговых кульбитах пользователи (субъекты хозяйствования, умело оптимизирующие налоги, хронически не имеющие прибыли и процветающие, несмотря на декларируемое близкое к краху финансовое положение) смогут тянуть с выплатами роялти до бесконечности. А размеры отчислений — уменьшать до мизерных. Поэтому появление новых структур, собирающихся упорядочить ситуацию и делающих это динамично, заинтересованно и эффективно, можно только приветствовать. Точнее, следовало бы, если бы не некоторые детали-непонятки.

Непосвященному в тонкости авторских и смежных прав сообщение о том, что эти два объединения имеют право собирать вознаграждение за 100% фонограмм, используемых хозяйствующими субъектами Украины в своей деятельности, может показаться нонсенсом. Ведь доля компаний — основателей этих структур и тех правообладателей, которые передали в управление Альянсу и Лиге каталоги смежных прав, составляет, по официальным данным, всего лишь около 83% зарубежного и отечественного репертуара. На самом же деле даже эта декларированная цифра выглядит весьма подозрительно. Что такое «отечественный и зарубежный репертуар»? Кто и руководствуясь какими критериями определял его объем? Как быть с теми исполнениями, которые появились после составления каталогов? А с теми, которые появятся после внесения уточнений? И, наконец, как быть правообладателям 17%, не вошедшим (и по каким-либо причинам не желающим входить) в каталоги-списки?

На эти и множество подобных вопросов пресс-конференция, проведенная в агентстве «Укринформ», ответов не дала. Более того, вопросы (отнюдь не риторические!) лишь умножились. Да, конечно, такие украинские исполнители, как Катя Чили, Руслана, Алена Винницкая, Ани Лорак, группы «ВВ», «Скрябин», передали Лиге и Альянсу управление своими имущественными смежными правами. Да, подписаны договора о сотрудничестве с государственным «Украинским агентством авторских и смежных прав». Да, общественная организация «Агентство охраны прав исполнителей» передало новоуполномоченным структурам права более шестисот украинских исполнителей. Но это ведь — капля в море! Упомянутое «Агентство охраны прав исполнителей», существующее на рынке Украины с 1996 года, имеет в управлении права ста народных артистов Украины, девяноста пяти заслуженных деятелей искусств и двухсот десяти заслуженных артистов Украины. Но и это — небольшая толика реально существующего рынка. Для сравнения всего лишь одна цифра: клиентами аналогичной структуры России — Российского авторского общества — являются более двенадцати тысяч (!) субъектов-правообладателей…

О чем свидетельствует право собирать авторское вознаграждение за 100% использованных в хозяйственной деятельности фонограмм? Думаю, об агрессивной политике выхода на рынок новоуполномоченных структур. Руководствуясь соответствующими положениями Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» и постановления №71 Кабинета министров «Об утверждении размера вознаграждения (роялти) за использование опубликованных с коммерческой целью фонограмм и видеограмм и порядка его выплаты» от 18 января 2003 года, Лига и Альянс заявляют о своем намерении — и могут ввести исполнителя и правообладателя в заблуждение о действительном объеме своих прав. Они собирают 100% вознаграждения. А уполномачивал ли правообладатель их на это? Может быть, иная структура предложит более совершенный механизм защиты его имущественных интересов? Пока что о механизме упоминается только относительно пользователя (субъекта хозяйствования) и уполномоченной организации (Лига или Альянс). А правообладатель? Он как бы в стороне — и ставится перед фактом. Практически, ему навязывается (или может навязываться) услуга. А если он уже заключил договор с другой аналогичной структурой? Впрочем, существуют ли таковые в Украине? Насколько эффективна их деятельность?

Отдельного разговора заслуживает в данном контексте положение первичных субъектов авторского права — авторов. Закон гласит, что смежные права не должны ущемлять прав авторских. Значит ли это, что Лига и Альянс будут также заниматься имущественными правами создателей произведений? Поделив сферы влияния («Украинский музыкальный альянс» распространяет свою деятельность на телерадиовещание, а «Украинская лига музыкальных прав» — на заведения общественного питания, бытового обслуживания и транспорт), обе структуры, стремясь к монополии (право собирать 100% вознаграждения) провозгласили курс на диалог, взаимопонимание и сотрудничество. Благие намерения — при соответствующем их исполнении. И при наличии здоровой конкуренции, ведь диалог можно вести не только с потенциальными и реальными клиентами, но и с конкурентами. Равно как и искать взаимопонимание и сотрудничество.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК