...Пою перед тобою в восторге похвалу
Не камням дорогим,
Не злату, но стеклу.
М.Ломоносов
Каждая эпоха оставила самобытные изделия из стекла - египетские флаконы, римские вазы с фантастическими переплетениями цветного узора, византийские эмалевые мозаики, мозаики из смальты Киевской Руси, венецианские бусы и зеркала, бокалы с так называемой венецианской нитью, толстостенные изделия богемского хрусталя, причудливые формы испанского стекла. И... наше украинское гутное стекло. Каждая эпоха создала в области художественного стеклоделия что-то свое, не похожее на предыдущее.
XX век открыл стекло как новый отделочный материал в архитектуре. Используемое в решении интерьеров, оно по функциональному назначению разделяется на несколько видов: стекло как отделочный материал и как материал для декоративных панно; стекло, участвующее в создании отделяющих пространство стен и перегородок; светильники; объемные декоративные композиции и фонтаны; утилитарные изделия из стекла. Все! Как будто все уже создано, все познано. Можно ли что-либо еще придумать? Да и техники, казалось бы, уже все познаны, открыты все нюансы технического исполнения.
Выставочная деятельность Музея народного и декоративного искусства Украины в 1999 году началась с прекрасной выставки стекла заслуженного художника Украины Франца Черняка, а в 1998 году этот же музей (кстати, почему-то до сих пор не национальный, хотя этот музей - гордость Украины, а не только города Киева, который насчитывает более 74 тысяч экспонатов всех регионов Украины) экспонировал выставки стекла художников Е.Косаковской-Шемоняк и В.Гиндзбурга из Львова, С.Голембовской, О.Гущина и Л.Митяевой из Киева. Творчество каждого из перечисленных - это яркие страницы истории уникального искусства Украины. Самое интересное, что творчество каждого отличимо, индивидуально и неповторимо.
Можно уловить общие тенденции в художественном направлении украинского искусства стекла, можно найти характерные технические приемы в творчестве этих художников. Но все же главное - это индивидуальность каждого. По всей вероятности, индивидуальность творчества выявляется индивидуальностью характера каждого, которая рождается и окружающей средой, и приобретенным профессионализмом.
Светлана Владиславовна Голембовская - заслуженный художник Украины, родилась в Одессе. Училась в Одесском художественном училище им М.Грекова.
Почти все произведения С.Голембовской лиричные, теплые, и эти особенности определяют их индивидуальность в истории украинского искусства.
С.Голлембовская - одна из первых художников Украины обратилась к забытой технике миллефиори (от итальянского millefiori - тысячу цветов) - способ декорирования. Этот способ широко использовался венецианскими мастерами. Именно эту технику возродила С.Голембовская, создав изысканные питьевые наборы «Курочка ряба» и «Рябушка». Позже многие художники Львова, Киева, Москвы, Таллинна будут применять эту технику, вносить свои детали. Но все же первенство возрождения этой техники принадлежит Голембовской.
С.Голембовская создала прекрасные произведения в технике гравировки. В этой технике исполнены декоративные вазы, свадебные и юбилейные наборы - «Весна», «Белый цветок». Эта техника позволила ей особенно проявить чувства тонкости рисунка.
В 70-е годы художники все больше обращаются к так называемой гутной технике (от немецкого Hutte - стеклодувная мастерская). Гутные изделия изготавливаются способом свободного дутья. Украинское гутное стекло развивалось на традициях ремесла Киевской Руси.
И вот в эпоху индустриализации применения гигантских линий производства штампованных изделий гутная техника получила новую жизнь благодаря талантливым украинским художникам. В 1961 году во Львове был создан при художественном фонде Союза художников на львовском комбинате цех художественного стекла. Здесь работали мастера-исполнители и художники-профессионалы, причем не только Украины, а России, Белоруссии, Эстонии. Среди них заслуженный художник Украины Франц Черняк, который прошел прекрасную школу от ремесленника-исполнителя до художника-творца. Яркие, талантливые произведения созданы художником. Его работы представляют сложные образования, богатые по цвету, ассоциативно-образные.
Первые работы 70-х годов проявили нестандартность мышления автора, его произведения несли определенный натурализм («Горох», 1989 г., «Колоски», 1980 г.), заигрывание с народными мотивами («Олени», 1969 г.), но намечалась новая, индивидуальная трактовка образов. Пожалуй, открытием нового направления в творчестве Ф.Черняка можно считать композицию «Космос». Именно гутная техника «родила» эту композицию, а позже все остальные. Его все больше привлекает свободная пластика - та, что выражает мысль средствами, достойными стекла, как материала. В работах «Птицы» (1980 г.), «Пингвины» (1980 г.) выявление пластики, но цвет вводится робко. Тогда как композиция «Весна» (1982 г.) покоряет буянием цвета - использование цветных лент и налепов в объеме стекла. В то время эти приемы нашли широкое применение в творчестве мастеров и художников-профессионалов. Вспоминаю, как однажды известный художник Москвы Д.Шушканов сетовал на то, что «его» авторство применения сульфидного стекла оспаривают львовские мастера Ф.Черняк (тогда еще мастер), В.Валько, М.Тарнавский и др. Львовский цех художественного стекла в те годы был союзной творческой базой. Художники Москвы занимали производство на 80-90%. Художники Украины, имея у себя базу, с трудом выбивали места для творческих экспериментов. Но главное - ни один художник Москвы не мог осуществить свои работы без мастеров; украинские мастера по сути были соавторами творческих работ. Они осуществляли и находили новые технические приемы в стекле. Франц Черняк, будучи мастером-выдувальщиком, не только виртуозно владел всеми загадочными техническими приемами, но он их еще и создавал, фантазировал. Вот почему его произведения покоряют нас необычной образностью, применением новых материалов.
Произведения Франца Андреевича глубокие, философские, они заставляют анализировать его настрой, восприятие явлений. В его произведениях нет случайностей. Казалось бы, причем в композиции «Портреты стеклодувов» объемы песчаника? В стеклянные формы органично вошел металл, но небольшой объем песчаника в композиции? А ведь наличие его как бы раскрывает суть искусства стекла, составной частью которого и есть песчаник. И так во всем. Каждая деталь композиции - металл, дерево, камень, веревка - это составные части раскрытия глубокой мысли, идеи автора.
Я не случайно попыталась проиллюстрировать творчество двух украинских авторов, каждый по-своему интересен.
В творчестве С.Голембовской привлекают артистизм, особая легкость, грациозность, пластичность и, я бы сказала, женственность. Работы художницы отмечены логичностью форм, сдержанностью и изысканностью гутного декора. Голлембовская - лирик, тонко, поэтически чувствующий природу. Лирический склад характера не мешает ей экспериментировать, возрождая несколько забытые приемы народного стеклоделия.
Произведения Ф.Черняка представляют сложные пространственные образования, богатые по цвету, ассоциативно-образные. Его больше привлекает свободная пластика в стекле - та, что выражает мысль средствами, достойными стекла как материала.
Часто художники называют стекло черным материалом. Черный потому, что чертовски трудный, горячий. Но если выполнить то, что задумал, - стекло «заговорит». Огонь и стекло - союзники, но эти союзники должны участвовать едино с душой и физической силой автора, только тогда, на одном дыхании, рождается произведение.
Но... для рождения произведения еще необходима база. Львовским художникам легче. Там печи еще горят, а вот в Киеве на экспериментальном заводе художественного стекла печи даже не тлеют и талантливый коллектив художников страдает в полном смысле этого слова - это народные художники Украины А.Балабин, И.Зарицкий, заслуженные художники С.Голембовская, С.Смеян и др. А ведь их творчество - золотая валюта нашего государства. К сожалению, наше правительство этого не понимает, способствуя наводнению наших рынков так называемой социальной макулатурой. Страшное явление наблюдается у нас - искусство становится товаром.
Коммерческий критерий к художнику в нашем обществе - гибельное явление. Для того, кто направляет критику и рекламу, самое главное суметь сделать деньги на художнике. Художник под влиянием такой критики для выживания находит «свой штамп». Затем найденный «талант» рекламируют, цены на его работы подскакивают. Те, кто организовал рекламу, делают деньги. «Талантливую серость» художник продает за неплохие деньги. Но цена, которую он получает, - это цена за отказ от самого себя.