Юрий Башмет: МЕЖДУ ИТАЛИЕЙ И ДНЕПРОПЕТРОВСКОМ

28 февраля, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 9, 28 февраля-6 марта 1997г.
Отправить
Отправить

О приезде в Киев Юрия Башмета с ансамблем «Солисты Москвы» и предстоящем концерте в Национальной опере любители музыки узнали не из афиш, а из рекламного телеролика...

О приезде в Киев Юрия Башмета с ансамблем «Солисты Москвы» и предстоящем концерте в Национальной опере любители музыки узнали не из афиш, а из рекламного телеролика. Слухи среди музыкантов возникли задолго до концерта, и, конечно, были разнообразные версии относительно организаторов гастролей. Обсуждались цены на билеты, оказавшиеся по карману немногим; будоражила воображение эта особенная таинственность, подогревающая интерес к концерту «для крутых».

Если бы не безграничное уважение к прекрасному музыканту, многие коллеги уж навострили бы перья дабы «воздать»...

Появившись на пресс-конференции, на которой не было ни одного представителя фирмы-организатора, маэстро был крайне удивлен очень скромным количеством присутствующих журналистов. И вот все мы словно «на вокзале мечты», именно эта аналогия возникает первой, и уже невозможно от нее отвязаться.

Народный артист Российской Федерации, лауреат Государственной премии, профессор Московской консерватории им. П.Чайковского, в возрасте сорока четырех снискавший мировую славу одного из выдающихся музыкантов нашего столетия. В общении предельно прост, далек от самолюбования, внимателен к собеседнику и благодарен слушателю. Это элементарные признаки интеллигентности без какого-либо минимального превосходства.

Юрий Башмет причастен к судьбе украинского исполнительства и не единожды. Первоначальное музыкальное образование получил во львовской школе-десятилетке и сегодня тепло вспоминает пору юности и город, в котором живут его отец и брат.

«Встав на ноги» как исполнитель, уже во главе своего ансамбля (с его первым составом) он, узнав о том, что у выдающегося скрипача

А.Штерна, жившего в 80-е годы в Киеве, возникли «некоторые проблемы» с властями, приехал специально для того, чтобы дать возможность коллеге и архиталантливому музыканту выступить в Колонном зале Киевской филармонии. «Вторую часть Концерта И.С.Баха он играл так, что в горле ком стоял»... - вспоминает сегодня Ю.Башмет. Идя в концерт, я была готова к предубежденно-критическому прослушиванию.

Программа концерта в Национальной опере стала известна лишь вечером, поскольку вместо концертно-оркестровой версии «альтового» квартета №13 Д.Шостаковича был исполнен Тройной концерт В.А.Моцарта. Сочинение, оставшееся лишь начатым, после смерти композитора дописал один из его современников, но в каталоге оно значится все же под именем Моцарта. Хотя Ю.Башмет и не считает его шедевром, исполнение концерта - это лишняя возможность представить публике высококлассных музыкантов «Солистов Москвы». Творческая политика ансамбля в том, чтобы его участники действительно соответствовали названию. Поэтому в репертуаре шедевр В.А.Моцарта - Концертная симфония для скрипки, альта и струнных. Поэтому маэстро смело берется за очень тонкое психологически и сложное исполнительски произведение - оркестровую версию Г.Малера шубертовского квартета «Смерть и девушка». «Это сделал не просто аранжировщик. Произведение, к которому прикоснулся Г.Малер, выходит за рамки мира Шуберта. Мне всегда интересна не столько определенная эпоха, ее стиль, сколько точки соприкосновения разных стилей», - предварил Ю.Башмет свою интерпретацию.

Наверное, ему было невдомек, что она уже третья за последний месяц в Киеве. Первым в день 200-летия Ф.Шуберта «Девушку и смерть» исполнил Государственный ансамбль «Киевская камерата» под управлением Вирко Балея (США). Вторым был Киевский камерный оркестр под управлением Романа Кофмана. Да простят меня глубокоуважаемые земляки, но, на мой взгляд, и в этом необъявленном конкурсе победил Ю.Башмет. Конечно, он не сможет прибавить эту победу к списку предыдущих, одержанных на международных конкурсах в Будапеште и Мюнхене еще в пору студенчества. Она останется в памяти слушателей.

Фантастическое ощущение стиля, легкость и полезность в сочетании с по-настоящему «вкусным» насыщенным звуком, изящные нюансы и «абсолют» штриха, идеальная аккордовая интонация ансамбля - просто рай для изысканного уха! Юрий Башмет - дирижер: минимальный жест, сдержанность, глубина и тонкость музыкальных образов, потрясающее чувство легкости создаваемого и блеск виртуозной игры - только лишь во имя Музыки.

Театральная публика отводила душу на аплодисментах после каждой части, как после удачно спетой арии. И никого это не шокировало, скорее наоборот. Довольно-таки «растянутое» произведение оставило воспоминание как динамичное и вовсе не длительное по времени.

В.А.Моцарт в его интерпретации предстал в Тройном концерте (солисты Л.Ревич и Н.Солоневич) сентиментальным и романтичным. И хотя Ю.Башмет не считает этот опус равным другим творениям Мастера, что-то особенное ощущается в этой музыке, заставляющей поверить в вечное присутствие духа Гения. Может быть, это «дуэтные соло» и «трио-эпизоды»?

Концертная симфония Моцарта для скрипки и альта явила нам самого «Аполлона от музыки».Того самого, о котором долго говорили как о «лучезарном» и «солнечном», искрометном и беззаботном. Того, который в каждой фразе ухитрялся бросить на это кажущееся веселье тень судьбы и рока. Партнером Ю.Башмета был С.Якович. Пожалуй, это уникальный вариант, когда невозможно сразу понять, кто ведущий. Изначально «скромный» альт, призванный вторить прима-скрипке, мягко, но властно завоевывает главенствующую роль, при этом никоим образом не подавляя партнера.

Ю.Башмет демонстрировал все волшебства своего инструмента - это было «флажолетное» звучание в середине диапазона, «кларнетовое» внизу и невероятное вверху. Теплый завораживающий тембр альта обнимал душу, подхватывал и уносил... Идеальная дуэтная каденция и вдруг - неожиданные романсовые интонации, а в финале - это уже почти «Волшебная флейта». Были неимоверные «pianissimo», обвал и буря аплодисментов, пятиминутные овации и сладостные звуки, головоломные вихри пассажей и музыкантские шутки.

К сожалению, мы не получили даже трансляционной записи этого концерта, поскольку у Ю.Башмета эксклюзивный контракт с фирмой «RCI». Жизнь альтиста расписана до 2000 года, есть один концерт в плане на 2001 год. Сейчас идет подготовка к гастролям по Японии, в концертах будет принимать участие его дочь - 16-летняя пианистка.

За два месяца нынешнего года было 11 концертных выступлений, а прошлый год Ю.Башмет считает очень успешным. Наконец ему покорилась Америка. После большого тура состоялся концерт в Карнеги-Холле, в котором был исполнен вместе с Г.Кремером и М.Ростроповичем Концерт для скрипки, альта и виолончели А.Шнитке. «Под занавес» была исполнена «Неоконченная симфония» Ф.Шуберта в Большом зале консерватории.

24 февраля Ю.Башмет выступал в Москве с дирижером В.Гергиевым, которому в этом году присуждена премия им. Д.Шостаковича, учрежденная Международным фондом Ю.Башмета. После этого маэстро поздравлял в Париже Г.Кремера с 50-летним юбилеем. 27 февраля Ю.Башмет играл И.С.Баха в Берлине. А в марте - концерт в г.Днепропетровске.

И так - до 2001-го и далее...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК