Юлия Литвинец: Проект Энеида — это эротизм и героика - Культура - останні новини театру, кіно, музики і мистецтва - zn.ua

Юлия Литвинец: "Проект "Энеида" — это эротизм и героика"

5 ноября, 2017, 11:57 Распечатать

Музей должен быть похож на древнегреческий храм. 

© Василий Артюшенко, ZN.UA

В Национальном художественном музее Украины закончился "Проект "Энеида". Генеральный директор музея Юлия Литвинец рассказала ZN.UA, чем значимо это событие, а также поделилась планами о предстоящей реставрации знаменитого здания на улице Грушевского. 

"Проект "Энеида" посвящен 175-летию первой полной публикации знаменитой поэмы Ивана Котляревского. Эта идея начала реализовываться еще в рамках фокус-темы "Книжного Арсенала-2017". А уже в День Независимости,
24 августа, Национальный художественный музей Украины представил впечатляющую экспозицию, которая объединила уникальные артефакты, исторически и генетически связанные с шедевром Котляревского. 

Напомним, "Энеида" — первый памятник новой украинской художественной литературы. Она была написана разговорным украинским языком. И символизировала становление нового украинского художественного слова. Первое издание датируется 1842 годом. 

В залах Национального музея в течение двух месяцев посетители имели возможность оценить прекрасные иллюстрации к поэме разных художников. Представлены театральные афиши, автографы разных времен. Кураторы проекта: Павел Гудимов, Диана Клочко, Полина Лимина, Данил Никитин. Проект реализован в содружестве с "Я Галереей". 

— Визуализация "Энеиды" — дело интересное и сложное, — говорит гендиректор Национального художественного музея Юлия Литвинец. — Тем более что основная функция проекта — именно образовательная. Как вы понимаете, у многих людей отношение к поэме в основном трафаретное и прагматичное: дескать, это же произведение из школьной программы! А здесь "Энеида" раскрывается в разных измерениях — через живопись, анимацию, графику, уникальные артефакты. 

Энеида_2
Василий Артюшенко, ZN.UA

— А что прежде всего мотивирует посетителей прийти к вам и ознакомиться с этими экспонатами? 

— Приходят люди разного возраста. Конечно, и школьники. И, в принципе, мы нашли довольно пикантный ответ на вопрос "что же мотивирует?" 

Думаю, это еще и определенный эротизм темы. 

Казалось бы, где там та эротика? Но если посмотреть на произведения разных художников, ответ будет другим. У них прослеживаются эротизм и героика — одновременно. 

Это многослойная составляющая, но она есть. И это все апеллирует к украинской истории. 

Энеида_3
Василий Артюшенко, ZN.UA

— Известно, что "Проект "Энеида" аккумулировал более 200 выдающихся артефактов: иллюстрации, графика, афиши… 

— Да, в проекте приняли участие 11 музеев Украины. Кроме того, мы приобщили и частные сборники, произведения современных художников. Интересно, что произведения находили и после того, как проект открылся… 

Например, в Черниговском историческом музее есть рукописная "Энеида" 1802 г. Но мы узнали об этом, когда проект уже был сформирован. 

Интересные артефакты находятся сами собой. Ведь, повторяю, это не художественная выставка, а проект. Поэтому и представлено здесь разное искусство. 

Например, проект освещает "Энеиду" в театральном и изобразительном искусстве, можно осуществить экскурс в быт и гастрономию.

В связи с проектом в музее была открыта кофейня "Эней". Даже в метро на синей ветке курсирует поезд, посвященный "Энеиде". 

Энеида_4
Василий Артюшенко, ZN.UA

— Если составить условный рейтинг наиболее ценных и наиболее эксклюзивных артефактов, попавших к вам в музей в рамках "Энеиды", то что это? 

— Древнейшее произведение — античная амфора из Музея Ханенко, ей более 2500 лет. Это греческая керамическая ваза с росписью на тему Трои. Как известно, "Энеида" — прежде всего греческий миф. 

Еще одно старинное произведение — икона "Страшный суд" (из сборника нашего музея). Произведение древнее, конец XVIII в. 

Впрочем, для меня, как для музейного работника, ценно абсолютно все.

Погружаясь в проект, можно просмотреть историю украинского изобразительного искусства, увидеть многогранность его стилей. Временной промежуток — 150 лет! Стили эти — от реалистических до гротескных и вообще авангардных вещей. 

Была создана большая параллельная программа: Artpole "Бесконечное путешествие, или Энеида…" с Юрием Анруховичем, проходили встречи с писателями, художниками. Проводилось много кураторских экскурсий. На "Энеиду" приходили даже целые коллективы предприятий.

Энеида_5
Василий Артюшенко, ZN.UA

— Как пространство вашего музея реагирует на такие масштабные междисциплинарные проекты? Планируете продолжать и развивать это направление? 

— Национальный музей — на самом деле сложное пространство. Фондохранилище, административные помещения, реставрационные мастерские, лекторий... И, прежде всего, выставочные залы. Они не такие уж и большие. А "Энеида" — проект-эксперимент, попытка понять, как наш музей может выходить из своих традиционных форм функционирования. 

Музей проектировался
118 лет назад. Конечно, тогда никто не думал ни о "кафе", ни о прочих локациях. 

Кстати, в связи с этим проектом и состоялось тестирование кафе: в нашем музее это поп-ап-кафе "Эней". 

За два месяца оно изменило представление об "идеальной" форме музея. Видим, как работает это пространство, насколько комфортно посетителям. 

Поэтому благодаря таким проектам и переформатируем пространство. 

Конечно, это не приносит каких-то колоссальных средств, но надо заботиться о комфорте посетителей. 

В целом, "Энеида" в самом деле сдвинула определенные "рамки", присущие нашему учреждению. Здесь был рок-концерт, была британская барочная опера "Дидона и Эней" Генри Перселла от OPEN OPERA UKRAINE. Оказалось, у нас — замечательная акустика. Это подтвердили оперные певцы.

Энеида_6
Василий Артюшенко, ZN.UA

— В чем, на ваш взгляд, феномен украинской "Энеиды" — как литературного произведения, как мифа? Как целого художественного направления?

—Думаю, этот феномен прежде всего в юмористической и бурлескной составляющей. Украинский народ любит шутить над собой, над другими. И в произведении Котляревского это реализовано достаточно открыто, самокритично, эмоционально, талантливо. 

В бурлеске есть определенные разоблачительные моменты. Но это и определенная открытость, присущая нашему обществу, именно украинцам. 

—Хотелось бы уточнить вопрос, связанный с хранением и местонахождением первого, второго и третьего изданий "Энеиды" (1798, 1808, 1809). Есть ли сегодня в Украине какие-то варианты этих первых изданий?

— Вы имеете в виду самые первые издания? Те, что были напечатаны нелегально? Мы их не нашли. Но не могу утверждать, что их вообще нет в Украине. 

А различные старые издания искали всюду. В Музее книги и книгопечатания, например. У них брали издание. И в нашей собственной библиотеке. 

Кураторы разбирали само произведение в аспекте эротики, в аспекте героики. Также раскрывали визуальную культуру произведения. 

Как оказалось, "Энеида" настолько многослойна, что можно сейчас закрыть проект, а через год его снова открыть — и он будет абсолютно другим. Это бесконечное поле для исследований. 

В нашей экспозиции 233 единицы хранения. Вот, например, нас заинтересовал экспонат из Литературно-мемориального музея Котляревского в Полтаве. Художника зовут В.Пресыч — и больше о нем ничего не известно! Но у него замечательные иллюстрации к поэме "Энеида" 1951 г. 

К "Энеиде" обращались такие выдающиеся художники, как Василий Кричевский, Анатолий Базилевич, Михаил Дерегус, Иван Падалко, Иван Ижакевич, Георгий Нарбут. 

Энеида_7
Василий Артюшенко, ZN.UA

— Насчет ближайших арт-проектов Национального музея — чего ждать в ноябре, декабре? 

В ноябре открывается выставка Александра Аксинина. Этот художник-график жил и работал во Львове. Его называют "львовским Дюрером" — за совершенное владение техникой офорта. 

Его произведения были в экспозиции "Львов. Союзники", представлявшей львовское искусство 70—80-х и начала 90-х годов. Но как отдельный проект — не выставлялись. 

И это также вызов. 

Выставка Аксинина будет проходить в трех выставочных залах. Работы этого художника небольшие, однако содержат целый космос. И мы также должны открыть для посетителей это пространство. 

Дальше — проект харьковской школы — "Город ХА" (Харьковский авангард). 

А уже в следующем году будем реставрировать фасад музея… 

Энеида_8
Василий Артюшенко, ZN.UA

— Говорят, летом музей на три месяца может приостановить работу именно из-за реставрации. Если можно, подробнее о предполагаемом бюджете такой реставрации и о рисках, связанных с тем, что сооружение — историческое. 

— Еще продолжаются экспертизы проекта. Поэтому сейчас не могу говорить об окончательном бюджете. Ориентируемся примерно на 30 млн грн. 

И есть подтверждение от Минкульта, что средства должны быть.

Что предусматривает реставрация? Планируем закрепить сооружение. Для этого на стенах будет сделана стяжка. 

Также будет полностью заменена крыша — она давно протекает. Мы уже устали бегать с ведрами и заливать силиконом дыры. 

Будет отреставрировано скульптурное обрамление фасада. Отреставрировано покрытие стен, так называемая "шуба". 

Когда достраивали часть помещения в 1969 г., внешние стены музея обложили серым бетоном, изменив рельеф поверхности. За нашими "половецкими бабами" на фасаде есть оригинальный рельеф стен, который и попытаемся возродить. 

И, как показали исследования, цвет здания изначально был не серый, а терракотовый. Светло-серыми должны были быть только колонны, львы и скульптурное обрамление музея. А основное тело музея — терракотового цвета. Попробуем вернуть этот цвет. 

Музей должен быть похож на древнегреческий храм. 

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Вам также будет интересно