Юлия Литвинец: "Проект "Энеида" — это эротизм и героика"

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Юлия Литвинец: "Проект "Энеида" — это эротизм и героика"
Музей должен быть похож на древнегреческий храм.

В Национальном художественном музее Украины закончился "Проект "Энеида". Генеральный директор музея Юлия Литвинец рассказала ZN.UA, чем значимо это событие, а также поделилась планами о предстоящей реставрации знаменитого здания на улице Грушевского.

"Проект "Энеида" посвящен 175-летию первой полной публикации знаменитой поэмы Ивана Котляревского. Эта идея начала реализовываться еще в рамках фокус-темы "Книжного Арсенала-2017". А уже в День Независимости,
24 августа, Национальный художественный музей Украины представил впечатляющую экспозицию, которая объединила уникальные артефакты, исторически и генетически связанные с шедевром Котляревского.

Напомним, "Энеида" - первый памятник новой украинской художественной литературы. Она была написана разговорным украинским языком. И символизировала становление нового украинского художественного слова. Первое издание датируется 1842 годом.

В залах Национального музея в течение двух месяцев посетители имели возможность оценить прекрасные иллюстрации к поэме разных художников. Представлены театральные афиши, автографы разных времен. Кураторы проекта: Павел Гудимов, Диана Клочко, Полина Лимина, Данил Никитин. Проект реализован в содружестве с "Я Галереей".

- Визуализация "Энеиды" - дело интересное и сложное, - говорит гендиректор Национального художественного музея Юлия Литвинец. - Тем более что основная функция проекта - именно образовательная. Как вы понимаете, у многих людей отношение к поэме в основном трафаретное и прагматичное: дескать, это же произведение из школьной программы! А здесь "Энеида" раскрывается в разных измерениях - через живопись, анимацию, графику, уникальные артефакты.

- А что прежде всего мотивирует посетителей прийти к вам и ознакомиться с этими экспонатами?

- Приходят люди разного возраста. Конечно, и школьники. И, в принципе, мы нашли довольно пикантный ответ на вопрос "что же мотивирует?"

Думаю, это еще и определенный эротизм темы.

Казалось бы, где там та эротика? Но если посмотреть на произведения разных художников, ответ будет другим. У них прослеживаются эротизм и героика - одновременно.

Это многослойная составляющая, но она есть. И это все апеллирует к украинской истории.

- Известно, что "Проект "Энеида" аккумулировал более 200 выдающихся артефактов: иллюстрации, графика, афиши…

- Да, в проекте приняли участие 11 музеев Украины. Кроме того, мы приобщили и частные сборники, произведения современных художников. Интересно, что произведения находили и после того, как проект открылся…

Например, в Черниговском историческом музее есть рукописная "Энеида" 1802 г. Но мы узнали об этом, когда проект уже был сформирован.

Интересные артефакты находятся сами собой. Ведь, повторяю, это не художественная выставка, а проект. Поэтому и представлено здесь разное искусство.

Например, проект освещает "Энеиду" в театральном и изобразительном искусстве, можно осуществить экскурс в быт и гастрономию.

В связи с проектом в музее была открыта кофейня "Эней". Даже в метро на синей ветке курсирует поезд, посвященный "Энеиде".

- Если составить условный рейтинг наиболее ценных и наиболее эксклюзивных артефактов, попавших к вам в музей в рамках "Энеиды", то что это?

- Древнейшее произведение - античная амфора из Музея Ханенко, ей более 2500 лет. Это греческая керамическая ваза с росписью на тему Трои. Как известно, "Энеида" - прежде всего греческий миф.

Еще одно старинное произведение - икона "Страшный суд" (из сборника нашего музея). Произведение древнее, конец XVIII в.

Впрочем, для меня, как для музейного работника, ценно абсолютно все.

Погружаясь в проект, можно просмотреть историю украинского изобразительного искусства, увидеть многогранность его стилей. Временной промежуток - 150 лет! Стили эти - от реалистических до гротескных и вообще авангардных вещей.

Была создана большая параллельная программа: Artpole "Бесконечное путешествие, или Энеида…" с Юрием Анруховичем, проходили встречи с писателями, художниками. Проводилось много кураторских экскурсий. На "Энеиду" приходили даже целые коллективы предприятий.

- Как пространство вашего музея реагирует на такие масштабные междисциплинарные проекты? Планируете продолжать и развивать это направление?

- Национальный музей - на самом деле сложное пространство. Фондохранилище, административные помещения, реставрационные мастерские, лекторий... И, прежде всего, выставочные залы. Они не такие уж и большие. А "Энеида" - проект-эксперимент, попытка понять, как наш музей может выходить из своих традиционных форм функционирования.

Музей проектировался
118 лет назад. Конечно, тогда никто не думал ни о "кафе", ни о прочих локациях.

Кстати, в связи с этим проектом и состоялось тестирование кафе: в нашем музее это поп-ап-кафе "Эней".

За два месяца оно изменило представление об "идеальной" форме музея. Видим, как работает это пространство, насколько комфортно посетителям.

Поэтому благодаря таким проектам и переформатируем пространство.

Конечно, это не приносит каких-то колоссальных средств, но надо заботиться о комфорте посетителей.

В целом, "Энеида" в самом деле сдвинула определенные "рамки", присущие нашему учреждению. Здесь был рок-концерт, была британская барочная опера "Дидона и Эней" Генри Перселла от OPEN OPERA UKRAINE. Оказалось, у нас - замечательная акустика. Это подтвердили оперные певцы.

- В чем, на ваш взгляд, феномен украинской "Энеиды" - как литературного произведения, как мифа? Как целого художественного направления?

-Думаю, этот феномен прежде всего в юмористической и бурлескной составляющей. Украинский народ любит шутить над собой, над другими. И в произведении Котляревского это реализовано достаточно открыто, самокритично, эмоционально, талантливо.

В бурлеске есть определенные разоблачительные моменты. Но это и определенная открытость, присущая нашему обществу, именно украинцам.

-Хотелось бы уточнить вопрос, связанный с хранением и местонахождением первого, второго и третьего изданий "Энеиды" (1798, 1808, 1809). Есть ли сегодня в Украине какие-то варианты этих первых изданий?

- Вы имеете в виду самые первые издания? Те, что были напечатаны нелегально? Мы их не нашли. Но не могу утверждать, что их вообще нет в Украине.

А различные старые издания искали всюду. В Музее книги и книгопечатания, например. У них брали издание. И в нашей собственной библиотеке.

Кураторы разбирали само произведение в аспекте эротики, в аспекте героики. Также раскрывали визуальную культуру произведения.

Как оказалось, "Энеида" настолько многослойна, что можно сейчас закрыть проект, а через год его снова открыть - и он будет абсолютно другим. Это бесконечное поле для исследований.

В нашей экспозиции 233 единицы хранения. Вот, например, нас заинтересовал экспонат из Литературно-мемориального музея Котляревского в Полтаве. Художника зовут В.Пресыч - и больше о нем ничего не известно! Но у него замечательные иллюстрации к поэме "Энеида" 1951 г.

К "Энеиде" обращались такие выдающиеся художники, как Василий Кричевский, Анатолий Базилевич, Михаил Дерегус, Иван Падалко, Иван Ижакевич, Георгий Нарбут.

- Насчет ближайших арт-проектов Национального музея - чего ждать в ноябре, декабре?

В ноябре открывается выставка Александра Аксинина. Этот художник-график жил и работал во Львове. Его называют "львовским Дюрером" - за совершенное владение техникой офорта.

Его произведения были в экспозиции "Львов. Союзники", представлявшей львовское искусство 70-80-х и начала 90-х годов. Но как отдельный проект - не выставлялись.

И это также вызов.

Выставка Аксинина будет проходить в трех выставочных залах. Работы этого художника небольшие, однако содержат целый космос. И мы также должны открыть для посетителей это пространство.

Дальше - проект харьковской школы - "Город ХА" (Харьковский авангард).

А уже в следующем году будем реставрировать фасад музея…

- Говорят, летом музей на три месяца может приостановить работу именно из-за реставрации. Если можно, подробнее о предполагаемом бюджете такой реставрации и о рисках, связанных с тем, что сооружение - историческое.

- Еще продолжаются экспертизы проекта. Поэтому сейчас не могу говорить об окончательном бюджете. Ориентируемся примерно на 30 млн грн.

И есть подтверждение от Минкульта, что средства должны быть.

Что предусматривает реставрация? Планируем закрепить сооружение. Для этого на стенах будет сделана стяжка.

Также будет полностью заменена крыша - она давно протекает. Мы уже устали бегать с ведрами и заливать силиконом дыры.

Будет отреставрировано скульптурное обрамление фасада. Отреставрировано покрытие стен, так называемая "шуба".

Когда достраивали часть помещения в 1969 г., внешние стены музея обложили серым бетоном, изменив рельеф поверхности. За нашими "половецкими бабами" на фасаде есть оригинальный рельеф стен, который и попытаемся возродить.

И, как показали исследования, цвет здания изначально был не серый, а терракотовый. Светло-серыми должны были быть только колонны, львы и скульптурное обрамление музея. А основное тело музея - терракотового цвета. Попробуем вернуть этот цвет.

Музей должен быть похож на древнегреческий храм.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме