Йорг Карренбауэр: "В Киеве люди довольно расслаблены"

21 июня, 15:39 Распечатать Выпуск №24, 22 июня-25 июня

В Киеве (уже в это воскресенье) — спектакль Remote Kyiv от немецкой театральной группы Rimini Protokoll и  театральной украинской команды UZAHVATI .

Этот проект охватил более двадцати мегаполисов, а его режиссер — Йорг Карренбауэр — один из лидеров этого документального театра Германии. 

Театром Rimini Protokoll можно назвать лишь условно. Здесь нет сцены и зрительного зала. В этом спектакле зритель… одновременно и зритель, и актер. Эта немецкая театральная группа очень известна, они неоднократно становились обладателями различных наград, в том числе Национальной театральной премии Германии "Фауст", Европейской премии "За новые театральные формы", "Серебряного льва", Венецианской биеннале… 

В Киеве Rimini Protokoll создали новую версию одного из своих хитов проекта Remote X, где вместо Х — название города. Таким образом, киевский спектакль называется — Remote Kyiv и реализован в партнерстве с театральной командой U!ZAHVATI. Вместо сценария в Remote Kyiv — рассчитанный на два часа маршрут по городу, который пройдут 40 зрителей, следуя за голосом в наушниках. Это спектакль, экскурсия, компьютерная игра и перформанс одновременно. Постановка превращает город — в сцену с живыми декорациями. 

История Rimini Protokoll начинается с 2002 года, когда трое выпускников Института прикладного театроведения (Гисен, Германия) — Даниэль Ветцель, Хельгард Хауг и Штефан Кэги — объединили свои проекты под общим лейблом.

— Я начал сотрудничать с этой группой в 2005-м, когда учился на театральном факультете Свободного университета Берлина, — рассказывает ZN.UA режиссер Remote Kyiv Йорг Карренбауэр. — Работы нашего театра считаются документальными, ведь они не основаны на уже существующих сценариях. К тому же мы не работаем с актерами, а вовлекаем в процесс реальных людей с их собственными историями. Хотя множество государственных театров Германии и создают свои работы, которые можно назвать документальными, но все же они отличаются от наших перформансов. 

Йорг признается, что он первый раз в Киеве, поскольку украинская театральная команда U!ZAHVATI пригласила создать спектакль Remote Kyiv именно здесь, они вместе изучали локации Киева, чтобы лучше вписать их в сценарий спектакля. 

— По сравнению с другими большими городами у меня сложилось впечатление, что в Киеве люди довольно расслаблены. Даже в метро. Но для меня было открытием — насколько зеленый ваш город и сколько здесь прекрасных мест именно на открытом воздухе! Поэтому Киев — идеальный город для Remote. Ведь мы одновременно путешествуем с 40 людьми, и нам просто необходима надежная система метро, широкие тротуары. Для нас важны также места и учреждения, где все открыты для такого рода спектаклей, где нас будут поддерживать. Наша команда в Киеве из Rimini Protokoll состоит из двух звукорежиссеров и меня, как режиссера и автора проекта. А остальная часть команды — это киевляне, местные жители. 

Режиссер говорит, что звуковая часть спектакля — тексты и звуки — адаптировались к киевскому перформансу три недели. "Это искусственный голос, который направляет людей и пытается стать им "другом". Есть также музыкальное сопровождение, которое следует за ритмом города", — делится автор проекта. 

В процессе подготовки спектакля нужно было найти и "включить" те локации Киева, которые рассказывают что-то конкретное о столице и ее обитателях. Команда также старалась объединить отдаленные тихие места столицы с оживленным шумным центром.

— Скажу, что Киев предлагает все это в довольно небольшом радиусе передвижения. И это прекрасно! — восторженно говорит Йорг. 

Интересно, что каждый спектакль Remote X (а этот проект побывал уже в 50 городах мира) начинает свою прогулку с кладбища, а заканчивает на крыше. И Киев не стал исключением. Потому что маршруты меняются от города к городу, но что-то всегда остается неизменным. Вот и киевский двухчасовой спектакль начнется со Зверинецкого кладбища… под руководством синтетического голоса, знакомого многим по голосовым помощникам и GPS-навигаторам.

— Кладбище — тихое место, немного отдаленное, в то же время — достаточно театральное, — рассказывает немецкий постановщик. — Поэтому, когда мы начинаем свой спектакль-перформанс именно с кладбища, то как бы выводим людей из городской суеты, из их обычного окружения. Я исследовал маршрут будущего спектакля вместе с украинской командой еще несколько месяцев назад. У нас были разные варианты тура. Но мы не смогли найти подходящую церковь, куда участники спектакля могли бы войти и сесть, ведь большинство украинских церквей — православные и не имеют скамеек. Поэтому нам пришлось искать альтернативу, и мы нашли весьма удивительный вариант… 

Что касается финального "прогона", как это практикуется в традиционном театре, то в Remote тоже есть "текстовые прогоны с аудиторией", чтобы понять, насколько точен текст и как 40 человек, которые ходят с разной скоростью, уложатся в хронометраж спектакля. 

— Я еще не очень хорошо знаком с украинской аудиторией, но в целом мне сказали, что этот вид иммерсивного театра, т.е. театра-бродилки, где зритель — не пассивный, а полноправный участник происходящего — не очень хорошо здесь известен. Так что, возможно, украинская аудитория будет открыта для Remote Kyiv и позволит себе руководствоваться голосом из наушников. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №31, 24 августа-30 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно