ЯРОСЛАВНА И ЕЕ КНЯЗЬ

Поделиться
Осенний выставочный сезон в квартире-музее П.Тычины продолжается экспозицией рисунков и пастелей супругов - Владимира и Аллы Скофенко...

Осенний выставочный сезон в квартире-музее П.Тычины продолжается экспозицией рисунков и пастелей супругов - Владимира и Аллы Скофенко. Киев, с его высоким уровнем изобразительной культуры, трудно удивить выставкой, однако, эта не останется незамеченной. Ее авторы - уникальны, Алла Анисимовна - микробиолог, Владимир Федорович был выдающимся дипломатом. Он выполнял посольские миссии в Канаде, США, во Франции, был заместителем Постоянного представителя Украины при ООН, работал в Совете Безопасности ООН, занимал ответственный пост Постоянного представителя Украины при ЮНЕСКО. Этим перечнем не исчерпываются служебные назначения В.Скофенко, так много сделавшего для развития дипломатической службы Украины, упрочения ее репутации в самых высоких международных институциях. Владимир Скофенко много преуспел в популяризации отечественной культуры за рубежом. Ему принадлежит идея публикации молодой украинской поэзии 70-х годов: Л.Костенко, Н.Винграновского, И.Драча, В.Коротича на американском континенте.

Природа щедро одарила Владимира Федоровича. Профессионал-дипломат, он обладал несомненными способностями вокалиста. Достаточно вспомнить, что Давид Ойстрах нашел возможным их совместное участие в концерте. Глава конгресса украинской интеллигенции поэт Иван Драч поделился воспоминаниями о первой встрече с Владимиром Федоровичем. Знакомство состоялось в 1977 г. в Канаде. На поэтическом вечере в Манитобском университете посол исполнил, на свою музыку, три романса Н.Винграновского в 70-е годы не весьма почитаемого официальным Киевом. В.Скофенко не был типичным дипломатом. В советское время, в условиях строгого протокола и ограничений, налагавшихся служебным положением, посол, вместе с молодым тогда И.Драчом и другими участниками делегации, энергично до экстравагантности популяризировал Украину, даже распространял проукраинские листовки в университетах Канады. И это в 70-е годы - во времена национального уничижения и арестов интеллигенции. Владимир Скофенко был живой, творческой личностью. Шахматист, удостоившийся партий с А.Карповым, талантливый журналист, ученый, наконец, а вернее, прежде всего - художник. Чем не Грибоедов нашего времени? Верный его друг - жена Алла тоже под стать Нине Чавчавадзе. Может быть, вернее здесь будет увидеть образ Ярославны XX века. Не может примириться она с уходом Князя. Все окликает его: издает оставленные им рукописи, одну за другой открывает выставки его графики и живописи, вчитывается в бисерный шрифт его дневниковых записей.

Целомудренные и гармонические работы выставки, где В.Скофенко представлен пейзажами Киева, Франции, Канады, а «Ярославна» - натюрмортами с цветами, открывают нам лирическое дарование этой лебединой четы. Если бы не знать о профессионализме В.Скофенко - дипломата, крупного общественного деятеля, то войдя в квартиру Аллы Анисимовны можно быть уверенным - это обитель художника. В этом доме царствуют папки с рисунками, акварелью, пастелями. Кажется, автор лишь на мгновение оторвался от листа с намеченной там композицией, чтобы вскоре вновь окунуться в любимое дело. В картинах, украшающих стены квартиры, в набросках в едином хоре сошелся весь мир. Пейзажи Канады и околиц Киева, Кавказ, архитектура Парижа, образы негритянских женщин - делегатов ООН, портреты известных общественных деятелей. Все зафиксировал, сохранил, привез в Украину дипломат-художник. Во многих работах есть наивность любительского рисования, в иных - поразительное качество профессионализма. Если это художественное наследие неровно, то неизменной была страсть Владимира Скофенко к искусству. Его альбомы говорят о том, что с карандашом и кистью он не расставался никогда. Дай Боже такой страсти профессионалам. В дневнике 1972 года есть запись: «По субботам вместе с художником Серевилем ездили в район Пигаля (Пляс Пигаль), где в ателье рисовали обнаженную натуру. Только тогда почувствовал уверенность в своих художественных силах. Стало досадно, что живя в Париже, занимался незащищенными... диссертациями, а не рисованием». (1972).

Современные средства коммуникации почти что упразднили жанр эпистолярии. А жаль. Что могли бы, не имевшие счастья личного знакомства с Владимиром Федоровичем, сказать о самом главном в его духовном мире, не будь в дневниках его взволнованных признаний в любви к красоте, свидетельств о его глубоком постижении законов искусства. Он его искал и повсюду находил. «Нигде, никогда не видел таких пурпурных закатов, таких чистых цветов. И, само собой разумеется, клены осенью. Желтые и множество красных, редкостных в других краях пород. Таких, как на канадском флаге. Понимаю Томаса Томпсона и художников «Группы семи», которые... использовали широкий мазок и яркие контрастные цвета». (Язык дневника - украинский). В записях мелькают названия американских и европейских музеев: Прадо, Лувр, дом Рубенса в Антверпене...

Вновь запись о друге-художнике Мишеле де Серевиле и о совместном посещении музея - ателье Огюста Ренуара. От дипломатической службы, бесчисленных докладов, заседаний, конгрессов душа отдыхала в искусстве. «Вдохновителем своим считаю Анри Матисса», - записал Владимир Федорович, хотя учителями почитал друзей - Анатолия Базилевича, - автора иллюстраций к украинской «Энеиде» и Мишеля де Серевиля. В искусстве более всего ценил экспрессию лаконичного, точного матиссовского рисунка. Графика В.Скофенко - тому подтверждение. «Я отдаю предпочтение лицам. Например, ораторов, которые выступают с трибуны. В ООН это особенно интересно. Разные расы, разные типы. Это нередко помогает запомнить докладчика и содержание его речи... Я давно понял, что рисование помогает в дипломатии. Подарил кому-то из коллег его изображение... и уже приобрел... собеседника, с которым можно потом обсуждать и решать деловые вопросы. Понятно, это не тот масштаб и уровень, что у художника-дипломата Питера Пауля Рубенса, - он был послом Нидерландов в Испании, но принцип тот же: талант художника... может очень способствовать многогранной профессии дипломата».

Дневники, страницы, размышления, диалоги со своим вторым «Я», сомнения, но нигде не встретим признаков высокомерия, ощущения собственной значимости, столь свойственной людям элитного круга. Перед нами интеллигент чеховского типа. Потому его так недостает друзьям, что пришли на открытие выставки 3 октября. Потому такими теплыми, искренними были слова памяти В.Скофенко и благодарности Алле Анисимовне, сказанные сотрудниками МИД Украины: экс-послом Украины во Франции Ю.Кочубеем, послом России в Украине Ю.Дубининым, В.Ткаченко, В.Липовецкой, Т.Сосновской. Открытие выставки состоялось на высоком государственном уровне.

Глава Национальной комиссии по вопросам возвращения в Украину культурных ценностей А.Федорук говорил о В.Скофенко как о зачинателе национального собирательства в сфере культуры. Иван Драч обратил благодарную память к годам юности.

Владимир Федорович Скофенко не ушел, как не ушел никто из тех, чей дух запечатлен в искусстве. В конце концов, смертна только плоть, но не любовь и не дела окрыленной души.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме