На страницах ZN.UA уже освещалась проблема т.н. одиозного "Генплана-2025", который уверенно переводит развитие инфраструктуры Киева в плоскость разрушения исторических зон и еще большего беспредела застройщиков. Именно строительная мафия хочет уничтожить предыдущий законный "Генплан-2020". И ради достижения этой "светлой" цели не останавливается ни перед чем.
Недавно научно-методический совет НИИ памятникоохранных исследований Министерства культуры Украины - под явным давлением КГГА - попытался принять "за основу" незавершенный и проблемный историко-архитектурный опорный план Киева, который может легализовать одиозный "Генплан-2025"...
Таким образом, строительные гонки продолжаются, а власть опять не хочет прислушаться к голосу общины.
Уже в начале ІІІ тысячелетия возникла необходимость посмотреть в будущее и определить, как развиваться Киеву дальше.
Итак, в 2000 г. акционерное общество "Киевпроект" Институт "Киевгенплан" получило задачу за два года разработать новый Генплан развития столицы до 2020-го. К работе привлекли лучших из лучших. Коллектив с честью выполнил задачу.
Исходными составляющими разработки нового Генплана-2020 стали историко-архитектурный и историко-градостроительный опорные планы. Без которых о генплане вообще не может быть речи.
Строить новое следует в той же степени, как и сохранять историческую застройку и культурное наследие, оставленное предшественниками. Соблюдать этот баланс призваны историко-архитектурный и историко-градостроительный опорные планы с учетом рекомендаций специалистов и ученых.
В 2002 г. Генеральный план развития Киева и проект планирования его пригородной зоны на период до 2020 г. (далее - Генплан-2020) решением Киевсовета №370/1804 от 28.03.2002 г. вступил в силу. А коллектив отмечен Государственной премией Украины.
Не желая считаться с требованиями профессионалов, застройщики пользуются услугами "клонов" проектных учреждений. Это демонстрирует история провальных попыток застройщиков создать собственную карманную альтернативу Киевпроекту, объявить действующий Генплан-2020 неподходящим, создать ему замену (собственный "генплан", который дает свободу действий и освобождает от ответственности за все нарушения Генплана действующего).
Генплан-2020 не дает застройщикам строить "там" и "так", где и как выгодно денежным мешкам. Особенно там, где сохранилась историческая застройка, а стоимость недвижимости и земли установилась неимоверно высокая, - в исторических центральных районах столицы.
Следовательно, в новом генплане численность охраняемых памятников и площадь охраняемых законом особенно ценных земель историко-культурного назначения должна быть сведена до минимума (!), земля переведена в категорию земель запаса (!) - т.е. земель общей застройки. При этом высотность домов разрешена до максимума, а зеленые зоны и даже кладбища - под застройку...
Чтобы этот план воплотить в жизнь, им надо было захватить в Киеве органы самоуправления, заменить действующий Генплан-2020 - собственным.
Назвали его "проектом нового Генплана развития города Киева и его пригородной зоны до 2025 г." (в дальнейшем - Генплан-2025).
Сегодня, как известно, критическое большинство в земельной комиссии Киевсовета - именно застройщики. Им пока что не удалось избавиться от Генплана-2020, заменив его собственным, прикладным документом.
Причина проста. Нанятым для его создания исполнителям не хватило профессиональности.
Впрочем, пока шаманили с Генпланом-2025, дельцы не терялись. Они взяли фальстарт и творили в Киеве, что хотели, несмотря на Генплан-2020. Преждевременно списав его в небытие.
Захватывали земельные участки, начинали незаконное строительство (рассчитывая со временем узаконить свои действия в собственном Генплане-2025).
Самозахват земельных участков, придомовых территорий, зеленых зон, снесение памятников истории и культуры под новые застройки, к сожалению, стали повседневным явлением. Как и массовое стихийное сопротивление киевлян, как и бездеятельность прокуратуры.
С 2004-го по 2006-й в действующий Генплан-2020 (пока его неукоснительно соблюдали) было внесено несколько уточнений. Как только кресло мэра занял Л.Черновецкий, началась земельно-строительная вакханалия, которая не останавливается до сих пор.
С 2006-го по 2008-й откровенных нарушений застройщиками действующего Генплана-
2020 насчитывались сотни. С этими варварами нужно было что-то делать - либо узаконивать нарушения в действующем Генплане-2020, либо отправлять "собирателей земель" и застройщиков под суд.
У застройщиков окончательно вызрела консолидирующая идея - создать собственный "генплан", который узаконил бы нарушения, освободил застройщиков от ответственности, открыл новые возможности для наращивания активности.
Для этого через депутатское лобби было проведено решение Киевсовета №262/262 от 18.09.2008 г. о разработке Генплана-2025.
Без проведения конкурса на разработку "нового" Генплана-2025 дело поручили новообразованной КО "Центр градостроительства и архитектуры", которую возглавил человек без архитектурного или строительного образования.
При этом коллектив Киевгенплана не получил от Киевсовета предложений принимать участие в конкурсе.
За период с 2008-го по 2011-й создать Генплан-2025 так и не удалось. Из-за этого произошла фатальная неприятность. 17.02.2011 г. был принят ЗУ "О регулировании градостроительной деятельности" №3038-VI. Этот закон готовился для узаконения Генплана-2025, а сработал наоборот. На выполнение пункта 4 Заключительных положений этого закона все действующие по состоянию на 2011 г. в Украине генеральные планы городов были официально провозглашены бессрочными. А поскольку Генплан-2025 так и не был создан, то бессрочным в Киеве стал действующий Генплан-2020.
Это должно было поставить точку на авантюре. Но ни один закон, как выяснилось, варварам не указ.
Несмотря на установление бессрочного действия Генплана-2020, финансирование, разработка и продвижение незаконного альтернативного проекта КГГА из бюджета Киева не прекращаются. Бюджетное финансирование противоправной разработки Генплана-2025 превысило 20 млн грн. Столько же якобы израсходовано и привлеченных средств. А результата нет.
На сегодняшний день в Киеве совершено от 2 тыс. нарушений действующего и бессрочного Генплана-2020…
Договором от 15.11.2008 г. Главное управление градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды исполнительного органа Киевсовета - КГГА (тогдашний начальник В.Присяжнюк) выступило заказчиком, а созданная для замены Киевпроекта коммунальная организация исполнительного органа Киевсовета - КГГА "Центр градостроительства и архитектуры" (директор С.Броневицкий) выступила подрядчиком-исполнителем разработки Генплана- 2025.
В задаче на разработку Генплана-2025 значится только историко-градостроительный опорный план. Историко-архитектурный опорный план (ИАОП) в задачу не внесен. О нем вспомнили тогда, когда на промах указали специалисты.
Когда же опомнились, подрядчик делать ИАОП не стал, а перезаказал его субподрядчику в лице Научно-исследовательского института памятникоохранных исследований (далее - НИИ ПОИ) Министерства культуры Украины (далее - МКУ), у которого не было ни лицензии, ни специалистов для выполнения таких работ (директора Е.Сердюк и Г.Завиряка).
Сделанную пародию на ИАОП Минкультуры согласовало, по решению научно-методического совета МКУ, приказом №912/0/16-11 от 21.10.2011, устранив таким образом препятствия для подачи Генплана-2025 на экспертизу.
И только когда после событий на Майдане на короткое время изменилось высшее руководство МКУ и всплыли сведения о коррупционных связях должностных лиц с заказчиками, подрядчиками и субподрядчиками - разработчиками ИАОП, пришлось спешно отменять скандальный приказ о согласовании ИАОП и освобождать с руководящих должностей двух основных лоббистов застройщиков в МКУ.
7 ноября 2014 г. министр культуры Украины Евгений Нищук сообщил о позиции относительно утверждения историко-архитектурного опорного плана г. Киева: "Министерство культуры четко подчеркивает - приостановление действия пятого пункта приказа Минкультуры
№ 912/0/16-11от 21.10.2011г. - это не зеленый свет застройщикам, как об этом говорят некоторые СМИ, а наоборот - исправление ситуации с застройкой...
Результат с халтурным историко-архитектурным опорным планом говорит сам за себя, как и ситуация с аналогичным Генпланом-2025 в целом. Время, установленное договором на исполнение ИАОП, исчерпался, бюджетные средства, выделенные заказчиком через подрядчика субподрядчику на разработку ИАОП в сумме, которая превышает 1,5 млн грн (по курсу до девальвации), на 93% потрачены, работа сделана непрофессионально, что не подлежит даже анализу.
19.06.2015 г. в 12.00 на Лаврской, 9 состоялось заседание научно-методического совета Минкульта. Дату заседания, официально назначенную на 23.06.2015 г., втайне перенесли на 19.06.2015 г., чтобы появились только заранее отобранные лица.
Повестка дня состояла из одного пункта - "Об историко-архитектурном опорном плане г. Киева". Во вступительном слове и.о. директора НИИ ПОИ О.Пламеницкая изменила тему. Она сообщила членам научно-методического совета, что сам ИАОП они изучать не будут, не будут рассматривать, не будут обсуждать и рекомендаций давать не будут, поскольку того, чего не существует, обсуждать нет смысла, а речь пойдет о положении, в котором оказался институт.
Взяв на себя обязательства в сжатые сроки за 7% средств сделать то, чего ее предшественники на руководящей должности не могли сделать в течение четырех лет за 93%, она фактически дала сигнал членам научно-методического совета брать пример - и принимать ИАОП без обсуждения под гарантии ее обещания.
Для чего нужно было собирать научно-методический совет, если ИАОП снят с рассмотрения, окончательно выяснил в своем выступлении заместитель председателя КГГА П.Рябикин. Он прямо сказал, что КГГА не может направить Генплан-2025 на экспертизу без ИАОП, поэтому просит членов совета принять ИАОП в таком виде, в котором он есть (под обязательство О.Пламеницкой его доработать).
Не обошлось и без популистской демагогии: дескать, пенсионеры и бюджетники ждут инвестиций, которые не идут, поскольку КГГА не может утвердить ИАОП и Генплан-2025.
Удивляет, как продвижение противозаконного Генплана-2025 объединяется с обязанностью неуклонно придерживаться Конституции и законов Украины.
Совет созвали не для анализа ИАОП и рекомендаций, как его улучшить, а для того, чтобы "наехать" на него - и выжать формальное принятие ИАОП, которого, ни для кого не секрет, на самом деле не существует!
Разговор ведется средствами шантажа и давления. Мнение профессионалов откровенно игнорируют. Проблема Генплана-2025 неожиданно была разрешена ценой бесчестной уступки членов научно-методического совета Минкульта. Их не остановило сделанное перед голосованием сообщение председателя общественного совета при ГУ МВД Украины в г. Киеве, председателя комиссии по вопросам охраны памятников истории и культуры общественного совета при МКУ
Т.Шевчук, которая с документами доложила о незаконности какого-либо содействия разработке Генплана-2025 при действующем и бессрочном Генплане-2020, а также одобрения ИАОП, которого вообще не существует, а также предостерегла членов совета от соучастия в преступлении, на которое их подстрекают застройщики.
Предложение известного архитектора Елены Олейник быть более взвешенными и не принимать преждевременно ИАОП не было услышано. Она единственная проголосовала против того, чтобы в угоду КГГА фиктивно принять "за основу" продукт, которого де-юре и де-факто не существует.
В Генплане города обязательно наличествует историко-архитектурный опорный план, а Минкультуры в этом процессе утверждает границы территории памятников, их зоны охраны, границы исторических ареалов города и режимы использования этих территорий. Хотя Минкультуры не выступает ни заказчиком, ни исполнителем, ни заинтересованной стороной, а лишь исполняет возложенную на него государством обязанность.
Следовательно, точка в скандале вокруг "генпланов" пока не поставлена. И уже когда застройщики, прикрываясь чиновниками, такую "точку" поставят, киевлянам будет не до шуток, - их родной город пойдет под топор.