В нашем кинематографическом сообществе на этой неделе сразу два концептуальных казуса. Первый — уход Халпахчи с «Молодости» (об этом отдельно). Второй — еще один поход за «Оскаром». На этот раз коней в киноакадемию запрягает режиссер и продюсер Оксана Байрак — с фильмом «Аврора» (бюджет 1, 5 млн. долл.).
То, что в отечественном кино «удивительное рядом», уже аксиома. Но все равно приходится каждый раз доказывать какие-то «теоремы». Ну, например, вот как доказать, смотрел ли этот фильм хоть кто-нибудь из уважаемых киноакадемиков и какой вердикт вынес в итоге. Так же непросто объяснить, почему лента, ни дня не бывшая в отечественном прокате, сразу же попала в список «оскаровских» претендентов (условия проката на территории страны-производителя предполагаются, собственно, положениями престижной премии). Ну и уже просто бессмысленно доказывать, что «Оскар» в нашем случае — это странные игры кинотусовки, которой давно нет дела до чистых эстетических восторгов и до самодостаточного художества: «Ах, «Оскар»? Захотим — прикоснемся и к этой позолоте!» — «А как же творческий результат?» — «Главное, зиму пережить, пиаром утеплиться — раздача статуэток все равно в конце февраля!» Иногда, на досуге, так и тянет снять домашнее видео — и сразу на «Оскар» (а что, может, поощрят?).
Но отчего я думаю, что художественный результат в случае Байрак будет скверным? Может быть, он будет выдающимся, гениальным, потрясающим. Даже такая вероятность существует. Хотя, помня о титрах (режиссер, сценарист и т.д.), оптимистические предвкушения стремительно приближаются к нулю. «На ялині не ростуть мандарини».
Напористый, пробивной, сверхактивный и сверхреактивный темперамент кинопроизводителя Оксаны Байрак отмечен в массовой культуре несколькими телефильмами — «Тебе, настоящему», «Женская интуиция», «Снежная любовь», «Летучая мышь»… (Последнее произведение — за гранью добра и художественного терпения.) В одних случаях это были крепко сбитые «лав стори», в других — просто «актерско-пейзажная лирика». Дежурные блины из каждодневного телеменю. Но тут тема непроходная. Чернобыль. Трагедия. Да еще очень деликатный мотив — судьба ребенка на фоне катастрофы. А на этом канате нельзя «плясать» без страховки, иначе можно упасть в спекулятивную пропасть. И вообще, обращаясь к таким темам, неплохо хотя бы год-два «попоститься», отложить в сторону дежурное полумыльное производство, а окунуться в драматичную атмосферу того времени если не с головой, то хотя бы войти в реку печали… ну… по колени. Это во-первых. Во-вторых, Оксана Байрак, при всей симпатии к этой трудоголичной женщине, пока никак не подтвердила репутацию и квалификацию режиссера, умеющего обращаться со сложными социальными темами. А тут сразу «светлый путь» на «Оскар».
Можно, конечно, понять наше киноначальство. «Кого послать?» Это тоже вечная теорема (похлеще Ферма). Но в некоторых случаях и ее лучше не доказывать. Претендовала было на командировку по американским холмам во всех отношениях удивительная лента «Прорвемось!» Ивана Кравчишина (произведенная совместно с «5 каналом»). Но, слава небу и земле, пыл остудили. Иначе что бы после просмотра подумали об украинском кинематографе вообще (и оранжевой революции в частности) мэтры мировой киноиндустрии. Это трудно предположить.
Возможно, «Аврора» в сто (или в двести) раз лучше «Прорвемось!» Хотя не думаю, что уж до такой степени. Но тогда почему картину скрывают от народа? Шедевр — в массы! Вон «9 роту» Ф.Бондарчука (она тоже претендует на «Оскара»), прокрутили по всем горным аулам, обсудили на всех круглых и квадратных столах и только потом выписали ей путевку — на холмы.
Анна Павловна Чмиль, не последний человек в нашей иерархии киноценностей (глава кинодепартамента при Министерстве культуры и туризма) призналась «ЗН», что видела «Аврору» своими глазами. «Не верю!» — парирую. А она: «Так эта же лента поддержана еще и американской гильдией киноактеров, так как в фильме снимался известный в мире Эрик Робертс — брат популярнейшей Джулии Робертс»
— Вам-то персонально, как начальнику и как зрителю, фильм понравился?
— В ленте выигрывает социальная проблематика — это чернобыльская тема. Но в целом спасает картину игра девочки — юной Насти Зюркаловой. Она фактически и вытягивает фильм.
— Очень интересно… А как же Робертс? Как Харатьян?
— Игра американского актера никудышняя. То же самое можно сказать и о российском.
— Хорошо, о режиссуре не спрашиваю… Но почему фильм, который не имел у нас проката, практически с разбегу транспортируете на «Оскар»? Не могли подождать до следующего года, если это такой беспроигрышный вариант?
— Ну тут, в принципе, есть нюансы — у создателей еще остается определенный промежуток времени, когда они смогут показать свой фильм широкой аудитории, так что с этим, полагаю, проблем не будет.
— В таком случае будем ждать… Победных результатов.