«…вы словно две большие птицы» Руки французских писателей: открытые подтексты

Поделиться
Выставка французского фоторепортера Анни Ассулин «Руки писателей» проходит во Французском культурном центре...

Выставка французского фоторепортера Анни Ассулин «Руки писателей» проходит во Французском культурном центре. Экспозиция включает снимки рук семидесяти писателей и философов Франции: от Франсуазы Саган до Клода Леви-Стросса. Сама мадам Ассулин прибыла в Украину в рамках своего мирового турне. До этого она представляла фототворчество в Мюнхене. Следующая ее фотовыставка (после Киева) — уже в Москве.

Вообще-то не одну Анни интересуют… руки. Существует такая наука, как хирогномония, или хирогномия, которая изучает внешний вид руки — ее форму, окраску, плотность ладони, длину пальцев. А о хиромантии так и вовсе все наслышаны.

Впрочем, француженка-фотограф предсказаниями будущего по линиям на руке не увлекается. Зато она разбирается в пропорциях рук, в их форме, в длине пальцев. И полагает, что по жестам, напряжению и даже манере держать сигарету, ручку или стакан воды о хозяине тех или иных рук можно сказать очень многое. Поэтому, изучая руки писателей, можно смело перефразировать мудрое высказывание о том, что глаза — зеркало души.

Действительно, 70 известных французских литераторов, «представивших» на киевской выставке свои руки, и впрямь рассказали о себе гораздо больше, даже если бы мы всматривались в их глаза.

Фотограф Анни Ассулин
Рядом с изображением рук того или иного писателя — его портрет. Целая галерея знаменитостей: Франсуаза Саган, Филипп Супо, Жан Бодрийяр, Альберто Моравиа, Пол Боулза, Юрген Хабермаса, Паскаль Киньяра, Клод Леви-Стросс, Режи Дебре, Юрген Хабермаса, Эмманюэль Левинас… Все эти личности на какое-то время оставляли свою работу лишь для того, чтобы «отдать» свои трудовые ладони фотографу. Писательские руки могут быть нервно стиснуты в кулак… Или безвольно повиснуть с дымящейся сигаретой (как у Франсуазы Саган). Или застыть в процессе сочинительства… Или задумчиво прижаться к подбородку — с отличным маникюром или без оного. Они могут отражать возраст и образ того или иного человека. Или же совершенно отличаться от этого образа (хрупкое телосложение и мощные кисти).

— Руки писателей не всегда тонки и изящны, — говорит мадам Ассулин. — Часто у этих людей руки такие, как будто они работают не со словом, а с необработанным деревом! Руки писателей заметно отличаются от рук скрипачей или пианистов. Хотя, казалось бы, все должно быть иначе — люди интеллектуального труда многим представляются с длинными пальцами и утонченными ладонями. Сейчас почти все литераторы работают с компьютером. Но, тем не менее, когда я предлагаю им провести такую необычную фотосессию, все они механически хватаются за ручку…

Анни Ассулин также заметила, что разительное отличие наблюдается даже в самом процессе фотосъемки рук писателей и писательниц. Мол, дамы зажаты, напряжены. И вроде бы это связано с моментом интимности. Но в одном они правы — по рукам можно легко определить возраст.

Идея «фиксировать» руки творцов пришла к Анни Ассулин 23 года назад. В 1984 году ее отправили делать репортаж на завод в горном селении Франции. Там она снимала сначала портреты рабочих. Только их лица почему-то не получались так выразительно, как хотелось. И тогда Анни обратила внимание на то, как трудящиеся готовились к своей работе. Они оборачивали свои руки марлей, смоченной в растительном масле, — так легче было управляться с железом... Именно тогда ее впервые и привлекли человеческие руки как объект фотографии.

Ее начинанием в этой серии (в литературной «нише») стали руки поэта Филиппа Супо. В 1984 году Анни должна была запечатлеть портрет сюрреалиста, но именно его руки поразили больше всего, когда в знак симпатии он предложил молодой журналистке (Анни тогда было 20 лет) шоколадку.

Действительно, на снимке руки Супо — большие, жилистые, похожие на руки земледельца. С того времени мадам Ассулин не упускает удобного случая, чтобы увековечить руки писателя-современника.

Франсуаза Саган и ее руки
— Все начинается с неформального общения за чашкой кофе о творчестве и о жизни, — открывает Анни «кухню» своего творчества. — Но, тем не менее, когда писатель слышит предложение запечатлеть свои руки, то, как правило, удивляется. При этом почти всегда соглашается…

Сегодня в одном из ящиков рабочего стола Анни Ассулин находится… около 500 писательских рук!

В Украину мастер пожаловала в сопровождении французского писателя и своей же «модели» Оливье Ролена. Он автор романов «Порт-Судан» и «Бумажный тигр» (его тексты пока не переведены в Украине). Когда Анни снимала его руки, то писатель сначала взял игрушечный пистолетик. Правда, фото выдавало «ненастоящесть» оружия, и пришлось сделать «дубль два», вложив в руки Оливье перо.

Анни Ассу­лин обожает чтение. Поэтому при съемке принцип один: ей обязательно должно импонировать творчество писателя. И на вопрос, нет ли у нее желания запечатлеть, например, руки модного нынче французского романиста Фредерика Бегбедера, мадам Ассулин ответила категорически: «Нет!» К творчеству именно этого автора у Анни нет ни малейшего интереса. И только книги «рук», представленных на персональной выставке, ей импонируют больше всего.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме