Выставка французского фоторепортера Анни Ассулин «Руки писателей» проходит во Французском культурном центре. Экспозиция включает снимки рук семидесяти писателей и философов Франции: от Франсуазы Саган до Клода Леви-Стросса. Сама мадам Ассулин прибыла в Украину в рамках своего мирового турне. До этого она представляла фототворчество в Мюнхене. Следующая ее фотовыставка (после Киева) — уже в Москве.
Вообще-то не одну Анни интересуют… руки. Существует такая наука, как хирогномония, или хирогномия, которая изучает внешний вид руки — ее форму, окраску, плотность ладони, длину пальцев. А о хиромантии так и вовсе все наслышаны.
Впрочем, француженка-фотограф предсказаниями будущего по линиям на руке не увлекается. Зато она разбирается в пропорциях рук, в их форме, в длине пальцев. И полагает, что по жестам, напряжению и даже манере держать сигарету, ручку или стакан воды о хозяине тех или иных рук можно сказать очень многое. Поэтому, изучая руки писателей, можно смело перефразировать мудрое высказывание о том, что глаза — зеркало души.
Действительно, 70 известных французских литераторов, «представивших» на киевской выставке свои руки, и впрямь рассказали о себе гораздо больше, даже если бы мы всматривались в их глаза.
Фотограф Анни Ассулин |
— Руки писателей не всегда тонки и изящны, — говорит мадам Ассулин. — Часто у этих людей руки такие, как будто они работают не со словом, а с необработанным деревом! Руки писателей заметно отличаются от рук скрипачей или пианистов. Хотя, казалось бы, все должно быть иначе — люди интеллектуального труда многим представляются с длинными пальцами и утонченными ладонями. Сейчас почти все литераторы работают с компьютером. Но, тем не менее, когда я предлагаю им провести такую необычную фотосессию, все они механически хватаются за ручку…
Анни Ассулин также заметила, что разительное отличие наблюдается даже в самом процессе фотосъемки рук писателей и писательниц. Мол, дамы зажаты, напряжены. И вроде бы это связано с моментом интимности. Но в одном они правы — по рукам можно легко определить возраст.
Идея «фиксировать» руки творцов пришла к Анни Ассулин 23 года назад. В 1984 году ее отправили делать репортаж на завод в горном селении Франции. Там она снимала сначала портреты рабочих. Только их лица почему-то не получались так выразительно, как хотелось. И тогда Анни обратила внимание на то, как трудящиеся готовились к своей работе. Они оборачивали свои руки марлей, смоченной в растительном масле, — так легче было управляться с железом... Именно тогда ее впервые и привлекли человеческие руки как объект фотографии.
Ее начинанием в этой серии (в литературной «нише») стали руки поэта Филиппа Супо. В 1984 году Анни должна была запечатлеть портрет сюрреалиста, но именно его руки поразили больше всего, когда в знак симпатии он предложил молодой журналистке (Анни тогда было 20 лет) шоколадку.
Действительно, на снимке руки Супо — большие, жилистые, похожие на руки земледельца. С того времени мадам Ассулин не упускает удобного случая, чтобы увековечить руки писателя-современника.
Франсуаза Саган и ее руки |
Сегодня в одном из ящиков рабочего стола Анни Ассулин находится… около 500 писательских рук!
В Украину мастер пожаловала в сопровождении французского писателя и своей же «модели» Оливье Ролена. Он автор романов «Порт-Судан» и «Бумажный тигр» (его тексты пока не переведены в Украине). Когда Анни снимала его руки, то писатель сначала взял игрушечный пистолетик. Правда, фото выдавало «ненастоящесть» оружия, и пришлось сделать «дубль два», вложив в руки Оливье перо.
Анни Ассулин обожает чтение. Поэтому при съемке принцип один: ей обязательно должно импонировать творчество писателя. И на вопрос, нет ли у нее желания запечатлеть, например, руки модного нынче французского романиста Фредерика Бегбедера, мадам Ассулин ответила категорически: «Нет!» К творчеству именно этого автора у Анни нет ни малейшего интереса. И только книги «рук», представленных на персональной выставке, ей импонируют больше всего.