Почти два года украинский театр переживает самые драматические времена в своей истории — карантин-локдаун, тотальное сокращение репертуарной деятельности.
Причина понятна: санитарно-эпидемиологические ограничения в связи с пандемией. И очевидно, что на фоне других муз в наше трагикомическое «зеленое» время украинская Мельпомена — богиня театра — выглядит наиболее бесталанной и «причинной». Ведь для Зе!власти, перефразируя крылатое ленинское выражение, — «Важнейшими из всех искусств являются кино и цирк!». Кино в виде экономически выгодного мыла на коммерческих каналах, а цирк как тотальная матрица шоу-бизнеса, накрывшая и эфиры, и парламент, и все закоулки. Так что украинская Мельпомена, будто сирота, скребется в двери, просит денег на содержание театральных помещений и театральных трупп и вообще сохранить театр как основу национального гуманитарного дискурса, как имиджевую составляющую украинской государственности и европейской статусности.
Ради этих заметок я тоже «поскребся» в двери разных украинских театров с сакраментальным вопросом: «Как живете и как выживаете?».
И вот что из этого вышло.
Эпизод № 1
Звоню в Национальную оперу Украины. На служебном входе берут трубку и вежливо сообщают, что театр в локдауне и никаких реальных сроков старта ритмичной интенсивной репертуарной работы не только на вахте, но и в дирекции пока назвать не могут. Тем временем дирекция системно изучает состояние дел в крупнейшем музыкальном театре страны. В штате которого только творческих работников насчитывается около 600. И это без учета разных служб и цехов, создающих яркие миры оперы и балета.
В Нацопере мне говорят, что очень беспокоятся о физическом состоянии артистов балета, которые не имеют возможности во время локдауна регулярно работать в балетных классах. И если оперные певцы на радость соседям еще могут петь арии для тренировки связок, то артисты балета лишь в индивидуальном порядке иногда могут приходить в театр, чтобы заниматься в пустом танцклассе.
За полтора года локдаунов и запретов Национальная опера потеряла кассовых сборов примерно на 15 млн грн (и это лишь моя версия, потому что точных данных не афишируют). За это время в пустых лабиринтах оперы уже сто раз воскресала и умирала героиня «Травиаты» Виолетта Валери, которую театр уже устал анонсировать, не имея возможности выпустить самый популярный оперный хит Верди: нет достойного бюджета и нет возможности собрать вместе всех исполнителей в такие шальные времена.
Но похожие оперные слезы текут по щекам причастных и в других странах.
Так, один из популярнейших театров мира — «Метрополитен-опера» — вообще заблокировал свой сезон из-за эпидемиологической ситуации и даже отказался от каких-то отдельных оперных акций. Новый сезон «Метрополитен-опера» планирует открыть лишь 27 сентября 2021 года премьерой оперы «Во мне тлеет огонь» афроамериканского джазового трубача Теренса Бланшара. А директор «Метрополитен-опера» Питер Гелб недавно озвучил антикризисный план развития знаменитого театра. Он предложил сократить часть работников, лоббирует идею более активного привлечения молодой аудитории в театр через интернет-платформы, хочет сделать оперное искусство социальным, актуализировать популярнейшие сакральные оперные сюжеты. Путь весьма рискованный, потому что вместе с актуализацией и заигрыванием с интернет-сообществом можно утратить и традиционно преданную аудиторию оперного искусства.
Тем временем в Венской опере в контексте коронавируса есть свои реформы. Этот знаменитый театр тоже долгое время не работает, но открыть двери театрального подъезда все же планирует, с некоторыми предостережениями для будущих слушателей-зрителей. В частности, если они хотят в дальнейшем посещать Венскую оперу, то, покупая билет, должны предъявить негативный тест на Covid. Театр наработал ряд предостережений и предупреждений по возможности зрителя попасть в прославленный оперный зал, с учетом всех необходимых медицинских справок. Представить такое у нас (дескать, зрители-слушатели будут идти в кассу театра со справками или ПЦР-тестами) очень сложно, а то и невозможно, у нас хотя бы маски без напоминаний надевали.
Эпизод № 2
Звоню в Национальный академический драматический театр имени Ивана Франко. Там говорят, что немалая часть труппы находится в простое в связи с карантином. И лишь ограниченное количество актеров с соблюдением необходимых санитарно-эпидемиологических норм продолжает репетировать. Продолжаются репетиции режиссера Дмитрия Богомазова (мюзикл «Пой, Лола, пой!»), а также режиссера Петра Ильченко (спектакль по пьесе Марка Кропивницкого «На руїні»). Театр напряженно ожидает, когда позволят играть, хотя бы по ранее определенным санитарно-эпидемиологическим нормативам, ведь почти все билеты на апрель предварительно были проданы. И потому приходилось переносить некоторые спектакли. К тому же даже в это сложное напряженное время театр подготовил премьеру спектакля «Пер Гюнт» на основе классической поэтической драмы Генрика Ибсена от молодого режиссера, лауреата театральной премии «Зеркало сцены» Ивана Урывского. Так что, ждут, когда можно будет показать зрителям премьеру по Ибсену, — в мае или июне, уже как Бог даст.
Национальный театр имени Ивана Франко, как и другие национальные театры Украины, поддерживает государственный бюджет, поэтому зарплату работники театра получают, а вот аккумулировать какие-то средства на постановку новых спектаклей очень трудно. Ведь в такое время фактически нет кассового сбора. И если у национальных или муниципальных театров, в смысле выживания, есть хотя бы государственная «кислородная подушка», то все намного сложнее в театрах негосударственных, которые существуют в парадигме популярной песни: «Сам п’ю, сам гуляю, сам стелюся, сам лягаю». То есть сами хотят вытянуть себя за чуб из петли локдауна.
Эпизод № 3
В самом центре столицы, в районе Майдана, расположился негосударственный Театр на Михайловской, которым руководит ученик Эдуарда Митницкого режиссер Виталий Кино. Это театр не коммерческий, потому что не зарабатывает копейки бульварной репертуарной ерундой, а нацелен на современную украинскую драматургию и репертуар для детей и юношества. И вот что по этому поводу рассказывает ZN.UA Виталий Кино: «Прошлогодний затяжной локдаун научил Театр на Михайловской важному — экономить и иметь так называемый резервный фонд. В прошлый сезон нас спасли средства, которые мы почти год собирали на ремонт фасада. Фасад остался ужасным, но мы выжили. В этот же раз мы сознательно готовились к возможным запретам и сэкономили, к сожалению, на новых спектаклях. Последняя премьера состоялась в июле. И это не из-за творческого кризиса… Мы не могли позволить себе вкладывать в новое, рискуя не спасти театр от убытков нового простоя. Но есть расходы, которых невозможно избежать. Семнадцать дней в январе и семнадцать — в марте-апреле мы не работали, однако хорошо работало «Киевтеплоэнерго»: отопление — это наша боль! Владельцы помещения, которое мы арендуем, в очередной раз с пониманием отнеслись к нашим проблемам и дали существенную «карантинную» скидку, но остальную сумму мы должны где-то взять. Коллектив театра на пятнадцать дней дружно пошел в отпуск без сохранения зарплаты, но остаток бесконечного «антракта» мы должны оплатить людям хотя бы по минимуму, который тоже негде взять. Поскольку единственным источником финансирования для независимого театра является прибыль от продажи билетов, мы обратились к нашим зрителям с призывом-просьбой: «Купи билет — спаси театр!». Люди откликнулись и покупают билеты на спектакли, которые неизвестно состоятся ли. Мы гарантируем, что билет не пропадет, им можно будет воспользоваться в течение года, но сегодня каждый приобретенный билет спасает нас от исчезновения с театральной карты Киева. Потери первых четырех месяцев года трудно подсчитать, ведь здесь не только обязательные аренда, зарплата, налоги, но и недополученный доход из-за отмены 55 спектаклей. Приблизительная сумма убытков для такого крошечного театрика как наш, может достигать около полумиллиона гривен. Но мы сильные! Мы выживем!»
Эпизод № 4
Такое же оптимистичное стремление выжить не только в театральной столице, но и в театральных регионах, для которых творческая жизнь стала похожей на светофор: красный, желтый, зеленый цвет (соответствующей зоны). И именно от того или иного цвета зависит призрачная творческая жизнедеятельность театральной ячейки. В частности театральная Одесса ощутила на собственной шкуре все чудеса такого светофора: из «красной зоны» в «оранжевую», с мечтами об идеальной «зеленой зоне».
С учетом всех нормативов и нынешних стандартов старается работать-репетировать один из популярнейших театров Одессы — Академический украинский музыкально-драматический театр имени Василия Василько. За время локдауна благодаря содействию губернатора С. Гриневецкого удалось начать работы по реставрации исторического фасада знаменитого театрального здания на улице Пастера. Театр надеется отремонтировать и внутренние помещения: гримерки и фойе, чтобы встретить зрителя — уже в «мирное» время — красивым и нарядным. В театре продолжаются репетиции музыкального спектакля «Обречены танцевать» на основе классического американского фильма «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» (режиссер и хореограф Павел Ивлюшкин). Талантливый киевский режиссер Анна Аггей начала работать над спектаклем «Кармен» по мотивам новеллы Проспера Мериме.
И это далеко не все проекты, которые удалось «заквасить» в период локдауна. Тем временем в театре говорят о тревожном финансовом затруднении: финансирование на зарплаты сократили почти на полтора миллиона. Театру тоже надо своевременно оплачивать коммуналку, пожарную сигнализацию. А заработать невозможно, ведь театр на простое.
Такие финансовые вызовы недавно побудили и харьковских театралов выйти на митинги с требованиями к местной власти платить зарплату и не врать людям, что харьковские актеры получают сумасшедшую деньги. Местное руководство якобы согласовало пересмотр бюджета в пользу театралов. Но до повальной радости еще очень далеко. В наэлектризованном контексте современной жизни украинский театр, конечно же, не самая главная проблема для власти местной и центральной.
Поговаривают, кстати, если испытание локдаунами затянется надолго и не будет ломаного гроша, чтобы содержать государственный театральный сектор (а в Украине насчитывается около 113 государственных театров!), тогда могут надавить на рычаг приватизации. Вероятная приватизация не затронет театры национальные, это предусмотрено законодательством, а вот что может быть на ниве театров муниципальных и региональных, — вопрос открытый, зная эскападный креатив Зе!власти, для которой самым важным из искусств является «цирк».
Эпизод № 5
В напряженное время карантинных ограничений знаменитый Ивано-Франковский национальный театр придумал проект «Театр в зоне доступа». То есть театр ехал в те «цветные» зоны, где разрешено играть не нарушая никаких ограничений и правительственных предостережений.
Ездили по селам, горам, потом подались в прифронтовую зону, в Северодонецк, а оттуда — в Чернобыль, где уже 35 лет подряд никого и никаким локдауном не напугаешь. Там и так давно напуганы. В полночь 26 апреля играли спектакль «Нация» по произведениям Марии Матиос, и этот ночной спектакль собрал как работников АЭС, так и обычных тружеников из окружающих сел. Тем временем франковский драмтеатр продолжает отчаянно противостоять Кабмину Дениса Шмыгаля, упрямо игнорирующему статус национального, присвоенный этому театру предыдущей властью. Кабмин Шмыгаля долгое время бойкотирует положенные этому театру коэффициенты финансирования, которые могли бы спасти театр он бедности и удержали бы самих актеров, чтобы они не разбежались работать цирюльниками в ближайшие барбер-шопы.
Так что, борьба за национальный театр продолжается.
В ближайшее время коллектив инициирует акцию «Нация» под Кабмином» — с требованием прекратить бойкот театра и дать ему возможность для адекватного и давно заслуженного финансово-экономического существования. Руководитель акции «Нация» под Кабмином» — постоянный автор театра, известная писательница Мария Матиос.
В мае будет жарко.
Эпизод № 6
Звоню в Ровно. В местном театре еще не оправились от головокружения после недавнего премьерного успеха, когда триумфально сыграли «Гамлета» Шекспира. И, обратите внимание, даже в кризисное время ровненский театр ставит не комедию Рея Куни ради быстрого заработка, а сверхсложную философскую трагедию Уильяма Шекспира. Предполагая всю паутину скрытых авторских смыслов и приглашая ровненского зрителя в лабиринты Эльсинора, где Гертруда топит Офелию, а Гамлет не сходит с ума, а дичает, — в таком мире, где живем и мы, несложно одичать: информповодов множество.
Тем временем руководитель Ровненского театра, лауреат Шевченковской премии режиссер Владимир Петрив комментирует экономическое состояние так: «Несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию в Украине вообще и в регионе в частности, что безусловно спровоцировало значительные финансовые убытки во всех экономических сферах, наш коллектив чувствует себя, не побоюсь этого слова, прекрасно. Местная власть театр в Ровно любит и регулярно посещает, а следовательно осознает его ценность. Благодаря ходатайствам депутатского корпуса ровненской областной рады и руководства ровненской облгосадминистрации, мы гарантированно имеем заложенную в бюджет стопроцентную заработную плату до конца календарного года для всех работников. Более того, с надбавкой за статус академического. Кроме того, в 2021 году нам дополнительно выделили средства на ремонт и упорядочение системы пожаротушения, которое мегаважно для театра как объекта повышенной опасности. Кроме того, в сложный и хмурый период карантина нам сделали роскошный подарок. По инициативе и при личном содействии руководителя Ровненской области Виталия Коваля, здание театра получило бесплатную дизайнерскую подсветку от местной компании «Реноме». Теперь строение является настоящим украшением города. Очень ценим сделанное для нас, поскольку понимаем, что не всем театральным коллективам Украины так повезло. Общая ситуация в стране неутешительна. Вместе с тем это обязывает нас работать еще производительнее и качественнее, чтобы оправдать благосклонность судьбы и тех, кто в нас верит и поддерживает. Отдельная благодарность нашим зрителям, которые после объявления локдаунов не спешили сдавать билеты в кассу, чтобы вернуть такие нужные им в условиях кризиса деньги, а ожидали возобновления постановок».
Эпизод № 7
Если собрать в трехлитровую банку все театральные слезы и артикулировать главные коллективные ожидания украинских театров в пандемический период, то замечу следующее. Руководители многих театров — государственных и негосударственных — снова повернулись в сторону Украинского культурного фонда, который в прошлом году под руководством Минкульта хотя бы пытался компенсировать театрам финансовые потери на основе специальных грантов, благодаря которым театры не разорились и самосохранились. Как будет в этом году, учитывая постоянные землетрясения в УКФ и вокруг него, — «никто не ведает, кто чем обедает».
Впрочем, надежды не теряют, надеясь, что до повальной приватизации театральных помещений все же не дойдет (потому что наверху не знают, кто такой Соловцов, и понятия не имеют, как существовало негосударственное театральное дело в ХІХ веке, куда и мы можем вернуться после локдаунских стрессов).
«Сцена — мой кумир, театр — священный храм для меня», — говорил герой Карпенко-Карого, неугомонный идеалист Иван Барыльченко.
В нашей творческой среде осталось много идеалистов, и я уверен, что их идеалы победят.
P.S. В конце апреля мэр Киева Виталий Кличко на брифинге заявил об ослаблении карантина в столице с 1 мая.
Киевские театры, мгновенно отреагировав на ожидаемое решение, анонсируют премьерные проекты и репертуарные спектакли на май: «Вишневый сад» А.Чехова (театр «Актер») и «Пер Гюнт» (Национальный театр имени Ивана Франко).
Вернутся в мае к работе и некоторые театры в регионах, которые перешли из «красной» в «оранжевую» или «желтую» зоны. В то же время нет никакой эйфории, потому что «светофор» нашей жизни в разных зонах может стремительно менять свой цвет.
В свою очередь Минкульт инициирует акцию по сертификации электронного билета — с целью эффективной коммуникации между театрами и зрителями.