Пятый раз в столице проходит Международный фестиваль Булгакова. Директор форума — режиссер Виталий Малахов — сообщил «ЗН», что на этот раз мероприятие растянется во времени и пространстве и превратится в так называемый летний булгаковский проект. Активные переговоры о посещении феста ведутся даже с певицей Бьорк.
На киевских сценах произведения Булгакова, как известно, нынче появляются не очень часто. Поэтому Международный фестиваль Булгакова в какой-то мере призван восполнить сей пробел, ну и отдать дань уважения Михаилу Афанасьевичу, человеку, кровно связанному с Киевом, драматургу, который подарил миру «Дни Турбиных», «Мастера и Маргариту», «Собачье сердце», «Зойкину квартиру», «Багровый остров»… Еще четыре года назад организаторы булгаковского феста решили, что каждый новый форум будет посвящен определенному произведению писателя. И темой первого фестиваля, стартовавшего в 2002-м, оказалось «Собачье сердце». Далее — «Морфий». Потом — «Мастер и Маргарита». Затем — «Белая гвардия» и «Дни Турбиных». На сей раз — «Дон Кихот».
Предполагается, что и киевская Русская драма представит на фестивале своего «Дон Кихота» (режиссер Михаил Резникович, художник Давид Боровский, в главных ролях: Юрий Гребельник, Давид Бабаев). Ну а открылся нынешний булгаковский смотр спектаклем «Любовные письма Сталину» (немецкий театр
«Aula 02»), который киевляне увидели на сцене Театра на Подоле. Эта постановка режиссера Лауры Квадрадо является новейшей премьерой коллектива.
— Виталий Ефимович, ощущаете ли вы возрастание интереса к булгаковскому фестивалю со стороны не только зрителей (что естественно), но и меценатов, если учесть, что это уже пятый форум?
— Булгаков достаточно непростая фигура. Но если говорить о потребителе, о так называемых широких кругах, то безусловно, интерес к Булгакову всегда колоссальный. Это касается не только столицы, но и Украины в целом. Когда мы в 2004 году проводили очередной фестиваль Булгакова, то Кшиштоф Занусси заметил: Булгаков, мол, это довольно ограниченный драматург. При этом нужно помнить, что Занусси один из консультантов Папы Римского, но, тем не менее, он посетил наш фест. Знаю, что Булгаков — это один из любимейших авторов певицы Бьорк. Кстати, хотим, чтобы она посетила наш фест именно в этом году. Когда в Украину приезжал Стинг, то единственное место, которое он посетил, был музей Булгакова на Андреевском. Однозначно, булгаковский брэнд весьма интересен и достаточно выгоден для Киева. Но, к сожалению, отношение к гениальному писателю даже на его родине, в Киеве, весьма неоднозначное. Может, это благодаря КГБ, которое в свое время распространяло слухи о том, будто бы Михаил Афанасьевич стрелял в Довженко? Я не могу сказать… К сожалению, многие считают писателя и «антиукраинцем», и «антикиевлянином»… Но никакие попытки приклеить ярлыки не умалят колоссальной художественной значимости его шедевров.
— Будут ли в программе фестиваля представлены хотя бы фрагменты нового спектакля Русской драмы «Дон Кихот» по Булгакову (премьера назначена на октябрь)?
— В этом году отмечается 400-летие выхода романа Сервантеса «Дон Кихот». Поэтому мы и посвятили нынешний форум этой пьесе Булгакова. В этом смысле наши интересы с Русской драмой совпадают. И это одна из причин, почему Булгаковские чтения на фестивале несколько сместились по времени. Мы бы очень хотели использовать фрагменты спектакля, над которым сейчас работает худрук Русской драмы Михаил Юрьевич Резникович. Второй момент связан с тем, что Булгаков большинство своих произведений писал, используя при этом киевские темы. Например, в «Кабале святош», когда писатель якобы водит своего героя по Парижу, все почему-то узнают Киев. Вот я и подумал: неплохо бы провести фестиваль 2006-го в замке Ричарда на Андреевском спуске. Ведь булгаковская атмосфера будет полностью воссоздана, когда в этом замке зажгут факелы, заиграет гитара и начнутся наши чтения. Правда, это требует весьма серьезного технического обеспечения. И еще один момент… К нам пообещала приехать одна звезда с весьма громким именем (имя это по понятным причинам пока не разглашаем). Поэтому придется подождать.
На фестивале также будут лекции по истории написания «Дон Кихота». Ведь известно, что Булгаков в конце жизни подписывался как Мигель. Еще на форуме ожидается выставка живописи португальских художников по «Дон Кихоту». Планируем сделать театрализованную экскурсию по Дому-музею Булгакова и музыкальный вечер, посвященный Испании, с неким ассоциативным рядом — «Булгаков — «Дон Кихот».
— Не было ли в ваших планах с целью дополнительного пиара пригласить на нынешний фест создателей нашумевшего сериала «Мастер и Маргарита»?
— Почти полгода я вел переговоры на эту тему с режиссером Владимиром Бортко. Причем почти сразу после выхода его фильма на телеканалах «Интер» и «Россия». Но так как сейчас он приступает к съемкам «Тараса Бульбы» с участием Богдана Ступки, то вряд ли у него получится приехать.
— Что бы вы могли сказать о бюджете нынешнего булгаковского фестиваля?
— Что о нем говорить?.. В этом году бюджет феста маленький. Видимо, огромная часть денег ушла на выборы. Да, безусловно, Международный фестиваль Булгакова — это перспективное дело, но для его поддержки нужна достаточно мощная материально-техническая база, которая обеспечит хорошую рекламу. Эта акция никоим образом не должна превратиться в то, во что превращаются все второсортные фестивали, на которые, как правило, приезжают вовсе не те, кого бы мы хотели видеть. Нам несомненно нужны люди, которые смогут инвестировать в фестиваль серьезные средства. При этом, конечно же, понимаю, что наш фестиваль не единственный в стране. И все равно реально денег, которые выделяются на наш форум, не хватит даже на приезд и десятой части одного профессионального коллектива. Вот вели переговоры с израильским театром «Гешер», который готовит мюзикл «Дьявол в Москве». Но их визит к нам обойдется в 120 тыс. долларов. То есть на поверхности — весьма немалые суммы, если иметь в виду профессиональные коллективы. Поэтому иногда и приезжают коллективы, которые несомненно любят Булгакова, но они, к сожалению, несколько далеки от представлений о подлинном профессионализме. Большие ожидания у нас связаны со строительством театра на Андреевском спуске. Надеюсь, что следующий фестиваль уже пройдет под его крышей. Тогда нам уже не нужно будет арендовать ни залы, ни технику.
— Неудивительно ли, что в наших киевских академических театрах фактически нет спектаклей по произведениям Булгакова — ни в Украинской драме, ни в Русской, ни в Театре на Левом берегу?
— Да, это так. Конечно же, хотелось бы, чтобы по произведениям такого именитого автора появлялось больше постановок. Но что вы хотите… Ведь у нас, увы, зачастую не ставят даже украинскую драматургию. Что касательно планов, то если будем благополучно работать в новом здании театра на Андреевском, то, полагаю, будем иметь в репертуаре две-три постановки по Булгакову (в настоящее время уже есть «Морфий» и «Полоумный Журден»).
— Какая страна на нынешнем Булгаковском форуме представит наибольшее количество прочтений булгаковского «Дон Кихота»?
— На этот раз к нам пожалует Испания. Может быть, Польша. Будут также некоторые известные российские актеры. К нам регулярно приезжают Александр Филиппенко и Игорь Дмитриев, они специально готовятся к фестивалю. К сожалению, получается так, что только прием одного коллектива «съедает» все финансы, выделенные Управлением культуры.
Детали
«Дон Кихот» — булгаковская инсценировка одноименного романа (1605—1615) испанского писателя Мигеля де Сервантеса. При жизни Булгакова его пьеса не ставилась и не публиковалась. Инсценировать «Дон Кихота» предложил Булгакову режиссер театра им.Вахтангова В.Куза в июне 1937 г. А 9 сентября 1938 г. Булгаков уже передал готовый текст своей сценической версии в театр. В ожидании ответа от цензуры, которое затянулось, Булгаков создал новую редакцию пьесы и передал ее в Главрепертком. Ответа не было. Причина промедления заключалась отнюдь не в содержании пьесы, а в имени драматурга. Впервые же «Дон Кихот» был поставлен не вахтанговцами, а Театром имени Островского в Кинешме (режиссер А.Ларионов) 27 апреля 1940 г., через полтора месяца после смерти Булгакова. Вахтанговский спектакль «Дон Кихота» появился только 8 апреля 1941 г.