Закончился ХХVIII Киев Мюзик Фест, отцом-основателем которого является Национальный союз композиторов. Как и прежде, его готовила команда во главе с Мирославом Скориком.
Разнообразие форм, стилей, жанров, присутствие музыки украинских и зарубежных авторов (отечественная занимала львиную долю, примерно 90%), расширение слушательской аудитории - краткий итог события.
В этом году фестиваль провел около тридцати концертов в десятке больших и малых аудиторий и церквей города.
К сожалению, главный академический зал столицы - Колонный им. Н.В.Лысенко - не предоставил свои возможности форуму. Зато стоит благодарить ректора НМАУ им. П.Чайковского Владимира Рожка, бескорыстно передавшего фестивалю большой концертный зал вуза, которому не так давно было присвоено имя Героя Украины певца Василя Слипака, погибшего в боях за Независимость Украины.
Поклонники украинской музыки услышали на форуме произведения Олега Безбородько, Вирка Балея, Александра Козаренко, Владимира Рунчака, Виктора Степурко, Михаила Шведа, Сергея Зажитько, Леси Дычко, Анны Гаврилец, Сергея Ярунского, Василя Пилипчака, Юрия Шевченко, Кармелы Цепколенко, Людмилы Юриной, Натальи Боевой, Богдана Кривопуста, Юрия Ищенко, Валентина Бибика, Михаила Шуха, Богданы Фильц, Золтана Алмаши, Ивана Небесного, Сергея Вилки и других современников и украинских классиков. Почитатели искусства отметили 75-летие Евгения Станковича и 80-летие Валентина Сильвестрова, насладившись не одним концертом, составленным из их музыки.
Особенно много народу побывало на симфонических программах, в которых сочинения наших корифеев исполнил НСО Украины. Прозвучала сложнейшая, многослойная партитура 6-й симфонии Сильвестрова и мировые премьеры его скрипичного концерта (солистка Богдана Пивненко) и фортепианного концертино (Олег Безбородько).
Высокую оценку получили авторские вечера Евгения Станковича. В рамках лишь одного из них мэтр отечественного симфонизма был представлен четырьмя инструментальными концертами: для флейты (солистка Мирослава Сиренко, соч. 2008 года), №2 для виолончели (солист Александр Пириев, соч. 2016), № 5 для скрипки (Соломия Сорока, США, год создания 2017) и для альта (Андрей Вийтович, Великобритания, 1999). Огромная работа солистов и оркестра п/у мощного маэстро Владимира Сиренко вызвала самые возвышенные отклики и авторов, и публики, и присутствовавших в зале профессиональных музыкантов.
Особенно впечатлили исполнения флейтового и альтового концертов. Молодая флейтистка Мирослава Сиренко обладает красивым, ровным звуком, умело выстраивает форму. А концертмейстер группы альтов Лондонского королевского оркестра Ковент Гарден Андрей Вийтович - артист мирового уровня. Его зрелое прочтение известного почти двадцать лет сочинения Станковича никого не оставило равнодушным, всколыхнуло светлые чувства.
Интерес вызвали проекты, составленные из музыки других жанров из актива юбиляров. В Лютеранской церкви Святой Катерины хор Миколы Гобдича "Киев" пропел "Цикл циклов "Майдан-2014" и хоровой триптих Валентина Сильвестрова на стихи Т.Шевченко.
В заключительный день фестиваля состоялись две программы Евгения Станковича: хоровая в Свято-Михайловском Золотоверхом соборе, где днем Литургию Святого Иоанна Златоуста, созданную в 2014 году, озвучил камерный хор Intermezzo п/у Вадима Яценко. В тот же вечер концерт-презентацию первого вышедшего на Западе компакт-диска скрипичной музыки Станковича показал американский дуэт Соломии Сороки (скрипка) и пианиста Артура Грина. И все фестивальные встречи со слушателями заканчивались овациями, цветами и выходами авторов на поклон.
Форум включал несколько национальных программ: польских, литовского композитора Арвидаса Мальциса, харьковской композиторской школы.
Прошли монографические вечера Игоря Щербакова, Геннадия Ляшенко. Данью ушедшим коллегам стало исполнение их наследия: партитур Ивана Карабица (первого художественного руководителя Киев Мюзик Феста), Олега Кивы, Юрия Шамо, Юлии Гомельской, Геннадия Ляшенко, Ирины Кириллиной (последние трое ушли за минувший год)…
К сожалению, буквально на днях покинули наш мир композитор Вадим Храпачев, автор музыки к доброй сотне украинских фильмов, и дирижер Федор Глущенко, много лет стоявший за пультом НСОУ…..
Были представлены оркестры духовые, народных инструментов, камерные, масса хоровой духовной и светской музыки, вокальной, детской, электронной, прозвучал отечественный джаз. Львиная доля произведений была озвучена впервые, в качестве мировых или национальных премьер.
Джазовый концерт квартета Игоря Закуса презентовал композиции, которые войдут в новый альбом. Игорю помогали клавишник Родион Иванов, гитарист Денис Мороз, не менее умело импровизирующий на губной гармонике, и барабанщик Сергей Балалаев. Сыграли десяток авторских пьес Закуса - очень крепкого, мастеровитого музыканта, которого достойно поддерживали партнеры. Каждый показал немало находок, но играли как-то слишком ровно, без больших взлетов и спадов, не хватило энергетики, грува. Академичность события и стен (Большой зал НМАУ), общий мейнстримовый тон не создали атмосферы джазового праздника.
Празднично-приподнятым стал концерт-закрытие "Простор звука и тишины". Национальным симфоническим оркестром продирижировал американский маэстро Виктор Ямпольский, сдержанный в жестах, виртуозно владеющий динамическими и темповыми градациями, умелый интерпретатор новых для себя и его подопечных произведений. Два отделения пролетели очень живо. Исполнили шесть совершенно непохожих и потому еще более интересных произведений. Все понравилось.
Начали короткой и выразительной Motus Игоря Щербакова (2017 г.). Автор посвятил новый опус для фортепиано с оркестром памяти львовского музыковеда Романа Стельмащука. Музыка ясная, не замечено "никакого модернизма, никакого абстракционизма", и тем не менее пьеса звучала интересно, ярко, насыщенно. Солировал львовянин Йожеф Эрминь (анонсируем: 6 декабря пианист даст в столичном Доме Актера речиталь).
Вторым сыграли "Око" Сергея Пилютикова для баяна в сопровождении оркестра. Композицию исполнил украинско-немецкий баянист Роман Юсипей. Развернутая форма включала немало глубоких, трагических мотивов. Контрастные эпизоды автор умело развил, используя выразительность духовых и ударных. Динамичность усилилась к концу, завершившись кульминационной кодой. Баяну было сложно состязаться с оркестром, он скорее выступил в качестве одной из его выразительных красок, но, возможно, таков был замысел. Композиция интересная, многоплановая, с разнообразным тематическим развитием. И исполнили лихо, в общем, понравилась всем.
Завершением первого отделения стала "Казахская рапсодия" Мирослава Скорика для скрипки с оркестром (солист Марко Комонько, Львов). Яркие национальные образы, чередование напевных и танцевальных тем, подражание казахским народным инструментам, оазисы нежной лирики (дуэт арфы и гобоя), стремительные вихри, промелькнувшие джазовые ритмы, интонации советских массовых песен и реминисценции с "Половецкими плясками" А.Бородина провели слушателей дорогой "скориковского" стиля. Но это прекрасная, хотя и узнаваемая, дорога. К слову, совсем скоро, 10 ноября, в Национальной опере пройдет концерт "Три С", героями которого станут три прославленных отечественных мэтра: Евгений Станкович, Валентин Сильвестров и Мирослав Скорик.
Виктор Ямпольский посвятил исполнение композиции поляка Станислава Круповича Stounehenge ("Стоунхендж") памяти своего друга, нашего недавно ушедшего композитора Геннадия Ляшенко... Большое таинственное вступление ударных сменилось огромными динамическими контрастами в стохастически-пуантилистическом духе. Бурное течение закончилось истаявшим нежнейшим пианиссимо струнных и колоколов и растворилось в глубокой тишине замершего зала…
Следующими были американские Blue Shades 1997 года Френка Тичели. Безусловно талантливый, известный композитор, профессор композиции университета Южной Калифорнии живет в Лос-Анджелесе и в январе отметит шестидесятилетие. Тичели - автор множества разнообразных по жанру и стилистике произведений. Эта большая сюита вызывает точные параллели с симфоджазовым стилем Джорджа Гершвина 20-30-х годов прошлого века. Большая джазированная партитура мастерски "копирует" блеск американской музыки эпохи свинга.
После концерта-закрытия Сергей Пилютиков дал небольшой комментарий:
- Ассоциация баяна с "гумцалками" вульгарна. Этот инструмент, близкий органу, сегодня очень популярен на Западе, но у нас мало воспринимается серьезно, скорее говорят "хоронили тещу, порвали два баяна". На самом деле богатый инструмент, сочетающий возможности органа и ударных, что дает ему новейшие возможности. В современной украинской музыке концертов для баяна нет совсем. И я решил восполнить пробел. Плюс, Роман Юсипей сделал заказ. Мы уже сотрудничали, создали композицию "Сфумато" для баяна и струнного оркестра, название которой происходит от живописной техники Леонардо да Винчи - наложение краски на краску, а в музыке - фактурных пластов. Относительно небольшие объемы современных композиций вызваны условиями нашей жизни.
Время и информация все больше "сжимаются", и если публика была готова слушать 30-40 минутные симфонии Бетховена двести лет назад, то Антон Веберн "сжал" музыку до "точки". Огромные формы сейчас тяжело слушать, мозг воспринимает информацию в течение 10-15 минут. А потом выставляет естественную защиту и закрывается. Т.е., здесь, в небольших формах, звучавших сегодня, заключены профессиональные моменты. Мой опыт - а я работаю на канале СТБ,
30 лет преподаю и непосредственно как композитор сочиняю - подсказывает именно эту картину: 10 минут активного восприятия, а затем блокирование новой информации.
Сейчас работаю над новым флейтовым концертом для Сергея Вилки и пишу сочинение для львовского фестиваля "Контрасты", связанное с Т.Шевченко.
P.S. На днях стали известны новые лауреаты премии Министерства культуры Украины в области музыки им. Н.В. Лысенко. Ими стали активные участники ХХVIII фестиваля: в области композиции - Олег Безбородько, как исполнитель награду получил Йожеф Эрминь и как музыковед - Тамара Невинчана. Желаем награжденным держать высокую творческую планку и достичь новых взлетов!