Только не надо лукавить. И давно не стоит мудрствовать «как бы эффективней преобразовать телеэфир». Так его крути или иначе выворачивай, а главным строительным материалом — кирпичом и цементом — для ТВ-сеток, а следовательно, основной убойной силой для рейтинговых достижений каналов был, есть и будет — сериал. К сожалению, к счастью или к несчастью. И в 2007-м в телезабеге выиграл тот, кто сделал «правильный выбор», угадав с сериалом в прайм-тайме. Вот и все хитрости! Отсюда победные реляции «Интера» (за прошлый год), который на пьедестал почета въехал на горбу бедной Тани — «Татьянина дня»… Сериала, который стал самым парадоксальным теленаваждением 2007-го и частично 2008-го — так как горе еще продолжается. На радость программистам канала.
Не без помощи «Татьяны» и не без усилий сканировщиков (иногда почти под копирку повторяющих сетку Первого российского), только в декабре 2007 года среднесуточная доля «Интера» (аудитория 18+) составила 24%.
А собственно, сам этот фильм в ушедшем году поднимался до неприлично высокой отметки смотрибельности — его максимум 44, 3% доли!
То есть получается, что почти полстраны (той ее части, которая в определенный момент включает ТВ) бросает все дела, забывает о мужьях-любовниках-детях, плюет с колокольни коммунизма на местных резонеров-политиков — и... навстречу мыльному прекрасному.
Поразительно, но динамика просмотров «Татьянина дня» не знала резких колебаний. Было, конечно, туда-сюда, плюс-минус… Но даже когда Шустер стал частично терять в показателях, тут же локомотивом к нему и присовокупили Таню, пристроив фильм перед ток-шоу. Так что домохозяйки — самые пристрастные поклонницы этих страстей — симультанно перетекали из мыльного плена в политический (что, по сути, одно и то же). А сам канал практически ничего не терял в своих рейтингах.
Второй по весу сериал-чемпион
2007-го — нашумевшая «Ликвидация» Сергея Урсуляка. Тоже блистательная блиц-криговая спецоперация «Интера» (фильм о ссылке маршала Жукова в послевоенную Одессу). За программную расторопность — и показатели: 42,2% доли.
Еще один лидер сериального года — «Кадеты» («1+1»). Последний забег, к сожалению, не дотянул до премьерных подвигов. Уже осенью стало понятно: продолжать некуда. Феномен точно угаданной темы себя исчерпал. А продолжать, значит, уничтожать симпатичную историю о детях и взрослых, о подвигах, о доблести, о славе — сугубо в мирное время.
***
Не новая задача для продюсеров-критиков отвечать на вопрос «Почему тот, а не этот фильм пользуется массовым спросом?». Скорее, здесь чисто ситуативная история. Кто-то успел раньше. Кто-то «подсадил» аудиторию пошустрее. А кто-то над рекламной кампанией более других поработал.
Сериал — волшебная сила народной привычки… К каналу — в первую очередь. К определенному времени — здесь важно угадать со слотом и адресной аудиторией. И, что существенно, привычки к сюжетной модели.
Опыт и программная практика отражают то, что, например, «криминальная модель» пока отдыхает. Или ждет очередного вторжения на экраны (как это было в эпоху «Бандитского Петербурга» или «Бригады»).
В большей степени нынче почему-то востребована массами сериальная «схема Золушки». Разнообразные или однотипные вариации на схожую тему.
«Татьянин день» — телечемпион 2007-го |
Явно феминистское послание припрятано во всех этих сказках. Поскольку прекрасной половине на экране обязательно предстоит доказать (в пику сильному полу) свое право на жизнь, на счастье, на любовь — и на рабочее место в приличном обществе (это в обязательном порядке!). Смотрят-то, в основном, женщины, которым «за» (основная аудитория). И любой психолог, не сомневаюсь, расскажет об эффекте идентификации — проживании чужой жизни как своей и накладывании своих нереализованных желаний на чужие сериальные успехи.
А кроме сказочных иллюзий растерянному зрителю, видимо, больше ничего и не нужно?
***
Кажется, и производители, и потребители определились хотя бы с «градацией» совокупного кинотворчества. То есть тех «атлантов», которые, повторюсь, поддерживают рейтинговые потолки телеканалов.
Основная ниша — собственно «мыло» (долгоиграйки примерно на год). Особого качества с таких-то продуктов никто не спрашивает. Смотрят — и ладно, подсели — и хорошо.
А вот второе «подразделение» — собственно художественные многосерийные картины (десять-пятнадцать серий, как в советские годы). И тут погромче говорят о «чести мундира». Такие сериалы, как «Ликвидация», «Диверсант», «Штрафбат», «Мастер и Маргарита», «Хиромант» или успешный украинский телефильм прошлого года «Смерть шпионам!» — сугубо имиджевая «обертка» канала. Дескать, они же не только способны слезы лить до и после программы «Подробности», но могут и всерьез да со смыслом о чем-нибудь вечном поговорить...
Успех «Ликвидации» (сначала на «Интере», а потом на канале «Россия» в 2008-м) был прогнозируем. Режиссер — не шаромыжник, а мастеровитый Урсуляк, снимавший и ранее приличное кино. Стопроцентное попадание в тему: послевоенная Одесса — курорт для сценариста. И безупречный актерский кастинг: некоторые персонажи вроде и обитали всю жизнь у Черного моря, как героиня Крючковой, например.
Подобные потенциальные сериалы-события, как известно, отслеживаются еще на «эмбриональном» этапе создания. К примеру, за «Ликвидацию» долго боролись «Россия» и Первый канал К.Эрнста. У последнего не хватило денег. И канал-конкурент перед Новым годом благодаря этой картине только улучшил показатели.
Правда, неуместным будет в новом году торг, скажем, за «Бульбу» — это еще один ожидаемый сериал, который и заказал, и частично создает определенный канал совместно с крупной кинокомпанией «ЦЕНТРАЛ ПАРТНЕРШИП».
А вот третье сериальное «киноподразделение» — ТВ-муви — «вотчина Байрак», как некоторые это называют, заметно процветает, в частности, в Украине. Уж с десяток наших компаний натерли мозоли на двух-трехчасовках (как правило, с безумными сюжетами и такой же режиссурой). У нас в этом ряду значатся известные производители — Film.ua, «Стар-Медиа», «Байрак-фильм», «Паноптикум», «ПРО-ТБ», Prodyction UA. И совсем уж широкой поступью зашла на украинский производственный телерынок в минувшем году компания «АМЕДИА-Украина». Для Нового канала они снимают «Бывшую», а для «1+1» — «Противоположности притягиваются».
Из производственных сериальных заявок 2008 года более-менее приличным может быть проект компании «Стар-Медиа» «Смерть шпионам-2» (только с другим режиссером).
А каналы-лидеры в наступившем году по-прежнему будут контрпрограммировать друг друга импортными «слезами». На «Интере» с 21 января запускают 224-серийный «телероман» под названием «Огонь любви». И снова о золушке с маленькой буквы: сначала тюрьма, потом — сума. А на «1+1» — «Принцесса цирка», многосерийное зрелище для поклонников «Зиты и Гиты», только гораздо разветвленнее.
Кстати…
По данным Media Resources Management, Украина сегодня производит примерно 2000 часов художественного игрового телепродукта. В 2007 году эта цифра, должно быть, даже возросла. Бюджеты телефильмов оцениваются от 200 450 тыс. долл. за один полнометражный проект. А бюджеты сериалов — до 70 тыс. долл. за одну серию.