Все началось с того, что 10-й юбилейный «Кинотавр» впервые за все годы перенес свое открытие на два дня позже - с 3 июня на 5-е. Казалось бы, все как всегда - Сочи встретили ярким, жарким солнцем, умопомрачительным разноцветьем экзотических растений и эмблемами фестиваля по всему городу. Уютный пляж гостиницы «Жемчужина» обзавелся удобными лежаками, стоящими в ряд, растерял уютную зелень и приобрел нелепую эстраду у самого синего моря. Здесь будут проходить ночные концерты эстрадных звезд, от Алены Апиной до Филиппа Киркорова, заменившие собой традиционные ПРОКи, где с таким удовольствием и пользой общались кинематографисты, гости и журналисты. Сразу почувствовалось - у фестиваля новые хозяева и, похоже, финансовые проблемы, довлеющие над ним последние годы, сняты… Слава Богу, «Кинотавр» достоин того. Чем обернутся для этого уникального фестиваля перемены?..
Команда фестиваля разрослась, в ее составе более трехсот человек, много новых лиц. Резко сменилась идеология - просто любовь к кино, может, и поощряется, но уходит на очень дальний план, т.к. не окупается. За образец взяты престижные мировые кинофорумы, давно уже коммерциализированные.
Что это такое, не знает лишь человек, живущий вне времени и пространства - любое дело должно окупаться и, желательно, приносить прибыль. Продаются путевки и аккредитации. Все, кому позволяет покупательная способность, могут за 50 рублей (чуть более 2 у.е.) прийти на пляж гостиницы «Жемчужина» и вблизи рассмотреть любимого актера в расслабленно-пляжном состоянии, показать детям, чтобы помнили. Разделить с кумирами хлеб-соль на банкете-открытии каждый мог за 500 рублей - билеты на него до последнего момента предлагались всем желающим во всех уголках Сочи. А вокруг звездной дорожки на площади у Зимнего театра выросли ряды трибун, с которых обладатели билетов могут наблюдать церемонию открытия, закрытия и слушать концерты поп-кумиров, количество которых на кинофестивале этого года значительно превышает количество кинозвезд. В зале немногочисленные почитатели кино смотрят программу, посвященную 200-летию Пушкина, юбилей которого маниакально возводят в фундамент национальной идеи, а на площади честно, а главное громко, отрабатывает концерт группа «На-На». Как вы думаете, кто победил по децибелам?
Ладно, вернемся к открытию: звездная дорожка была, звезды, опять же, хоть и не в большом количестве, но были - помолодевшая и сменившая имидж после фильма «Мама» - Нонна Мордюкова, интеллигентнейший Михаил Глузский, сдержанный Свадим Абдрашитов, царственная Зинаида Шарко, аристократичный Кшиштоф Занусси, «близнецы-братья» Владимир Машков и Евгений Миронов и многие другие. До предела заполненный зал блистал туалетами и, как положено в свете, несмотря на жару, - мехами. Скромную сцену Зимнего театра перерезали лучи лазера, представляя очень профессионально сделанную новую заставку «Кинотавра», сменяли друг друга ведущие: вставанием почтили память ушедших из жизни друзей «Кинотавра», выходили на сцену члены жюри. Апогеем церемонии было прощание с фестивалем его отца - основателя и идеолога Марка Рудинштейна. Думаю, не у меня одной глухо защемило сердце: казалось, на наших глазах «отлетает» душа «Кинотавра». Марк Григорьевич уже несколько лет полушутя-полусерьезно грозился сделать это, ссылаясь на отлаженность фестивальной машины. Но самый совершенный механизм не заменит живую душу, личностное начало. Наверное, функционировать «Кинотавр» будет, но это будет уже совсем другой «Кинотавр».
Программы фестиваля весьма насыщенны, но конкурсная их часть представляется мне весьма неровной, скорее слабой, как, впрочем, все, что происходит в кино в последние годы. Нашумевший кинохит сезона «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова, вопреки предварительной заявке, стоит вне конкурса, в информационном показе, да и то под вопросом.. Новая работа Пичула не предоставлена его французскими продюссерами, фильм Германа «Хрусталев, машину», наверное, снова не удастся увидеть. Наиболее реальным претендентом на награду является последняя работа Сокурова «Молох», отмеченная недавно в Каннах. Но фильмы в рубрике «Кино не для всех», никогда еще не были обладателями Гран-при, денежный эквивалент которого, по слухам, будет составлять в этом году чуть ли не миллион долларов. Среди зарубежных картин, по-моему, лидирует работа нидерландских кинематографистов «Сибирь». Все это лишь прогнозы, насколько они оправдаются, покажет церемония награждения победителей, а мы обязательно вернемся к подробному разговору о фильмах и фестивальных буднях в следующем номере «ЗН».