Для меня французская весна в Украине началась в большом зале Музыкальной академии. «Дружили» финны с французами, точнее, с одним французом — Гийомом Орти. А если подробнее — джазовый вечер необычного ансамбля трио Пепы Пайвинена плюс приглашенный саксофонист из Франции вызвал совершенно неоднозначную реакцию у публики: кто-то вообще отказался принимать за джаз их своеобразные композиции и манеру подачи музыкального материала, а кто-то с упоением внимал даже самым странным откровениям музыкантов.
Пайвинена называют одним из талантливейших и авторитетнейших джазменов Финляндии, но для непосвященных его музыка может показаться, прямо скажем, не очень-то и джазовой. Это весьма субъективный, прохладный, да и мрачноватый мир, в котором северный темперамент владычествует на полную катушку. Впрочем, гурманствующим эстетам и такие блюда пришлись на зубок — было заметно, с каким удовольствием они смакуют неблагозвучные аккорды, звукосплетения и длинноты. Последним, на мой взгляд, до божественных было весьма далеко, впрочем, подобная музыка изначально направлена на весьма ограниченный круг слушателей, которые способны не просто принять такой музыкально-стилистический сплав (то есть, грубо говоря, досидеть до конца концерта), но воспринять его и впустить в свое сознание.
Несколько вещей запомнились, парочка — забылась, не успев отзвучать. Самым интересным для меня оказалось равноценное партнерство музыкантов трио Пепы — все они сочетают исполнительство с композиторским даром и абсолютно равноценно сосуществуют в ансамбле. Несколько реверансов сделали гости и принимающей стороне — например, Гийом Орти посвятил залу композицию с незатейливым названием «Украина». Впрочем, и пьесу Orange roses for Mr.G.W.B многие также восприняли на революционный лад.
После концерта почему-то вспомнилась музыкантская басня: один из известнейших дирижеров после репетиций с оркестром над произведением суперсовременного автора просил сыграть ему трезвучие в до мажоре. В противном случае он просто не сможет уснуть ночью. Острый дефицит гармонии тем более подогрел интерес к следующему джазовому коллективу, на этот раз — стопроцентно французскому, который презентовал свою программу в Украинском доме.
Признаюсь честно — трио «Плюм», что переводиться отнюдь не как «слива», а просто «пёрышки», с недавних пор относится к моим любимым. Для этого потребовалось чуть меньше часа — именно столько плюс один бис уделили украинской публике музыканты. Казалось, для полного удовольствия не хватило еще одной-двух композиций, но чувство меры ребят не подвело. Они поступили по классическому принципу диетологии — вставать от стола с ощущением легкого голода, а не полного пресыщения. Вот и трио «Плюм» захотелось услышать снова, еще не выходя из зала. Органическое соединение классических канонов и романтического настроения, легкого прикосновения рук пианиста Эдуарда Ферле и насыщенного звучания кларнета Катрин Делоне, «вкусных» виолончельных реплик и соло Бенуа Дюнуайе де Сегонзака, а в качестве заправки — легкие веянья Дебюсси, терпкость фольклорных напевов и какая-то живописная отрешенность… И это — тоже джаз? Безусловно, и такой многоликий, что не устаешь удивляться, как только удается музыкантам «изобретать велосипед», когда кажется, что все лучшее уже написано, а все гениальное давно сыграно.