О произведениях Достоевского говорить любят все, читают меньше, а на театре ставят единицы. Театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра - исключение. В его репертуаре несколько спектаклей по произведениям классика. Последняя премьера - «Вечный муж» (пьеса Р.Феденева по одноименному рассказу Достоевского). Сюжет прост: после смерти жены муж находит шкатулку с любовными письмами, из которых узнает об изменах супруги. Теперь он одержим жаждой мести. Но сюжетная банальность уходит на второй план, ведь это Достоевский - здесь важны нюансы человеческих взаимоотношений, душевные переживания, психологические модуляции.
Когда собираешься на премьеру спектакля по знакомому тебе литературному произведению, ты внутренне готов к тому, что созданные тобой при чтении образы не совпадут с режиссерской трактовкой. Достоевский, конечно, был пьяница, игрок, но - гений. И никогда не опускался до дешевых эффектов, работая на публику, чего, к сожалению, о спектакле не скажешь.
Спектакль в постановке А.Лисовца непомерно затянут и неровен по темпоритму. Его не спасают даже блестящие актерские работы главных героев - Трусоцкого (засл. арт. Украины Александр Гетманский) и Вельчанинова (Олег Масленников). Особенно это было заметно во втором действии, когда диалоги терялись в мизансценах и характеры героев смазывались.
Что же касается музыкального оформления (авторство которого тоже за постановщиком спектакля), оно было весьма оригинальным, но неорганичным, что, на мой взгляд, восприятию лишь мешало.
Сценографический образ спектакля - вокзал, где встречаются и расстаются, каждый несет свою ношу в ожидании поездов в разных направлениях и, убивая время, ведет ни к чему не обязывающие разговоры. Но подобное обобщение привело художника-постановщика (И.Несмиянов) к примитивному использованию вокзальной атрибутики - на сцене несколько стульев, пара тележек и разновеликие чемоданы. В глобальном образе «жизнь-вокзал» теряются подлинные человеческие переживания, они становятся мелкими и ненастоящими.
Стремление режиссера осовременить пьесу, нарядив актрис в костюмы кафе-шантанных див и заставив их сплясать канкан, навязчиво повторяющийся, не увенчалось успехом, а выглядело скорее вставными искусственными номерами. Поэтому цельного театрального действа, которого я, как зритель, ждала от театра, не случилось. И отдавая дань поискам жанра режиссера и сложностям актерского существования в придуманных им условиях, еще раз остановлюсь на пластических, характерных, голосовых актерских находках Александра Гетманского, Олега Масленникова и Аллы Масленниковой (в сложнейшей роли девятилетней Лизы). Ради этих работ спектакль стоит смотреть.