В Большом зале Украинского дома с успехом экспонируется выставка фотохудожника европейского класса Якова Шубина, которую он назвал «Стихотворения в прозе».
Поэтический нектар Осипа Мандельштама Яков Шубин впитывал, когда это было не на «генеральной линии», когда советская молодежь вынуждена была зубрить моральный кодекс строителя коммунизма.
Нежнее нежного
Лицо твое,
Белее белого
Твоя рука,
От мира целого
Ты далека,
И все твое -
От неизбежного…
Кодекс Шубина зрел обособленно, как нечто глубоко личностное, интимное, произраставшее из классического искусства, непреходящих человеческих ценностей. Он был молча конфликтен с тупыми обстоятельствами жизни и людьми-роботами, заводившими ее часы. И когда четыре года работал завлитом Запорожского театра кукол, и когда восемь лет в местном Союзе художников фотографировал чужие картины, и когда покидал родной город, покоряя Москву и покоряясь ей сам. Тупиковые трудности, пробивание жизни лбом утомляло…
И вот - воистину исторический шанс. Судьба подбрасывает Якову великое искушение, но он отклоняет его, проявляя редчайшую цельность души. В достопамятные августовские дни 1991 года, житель Запорожья Яков Шубин, работавший в то время фотографом на «Мосфильме» (вольнонаемным, без столичной прописки), вместе со съемочной группой фильма о высокой моде оказывается в Париже… В Москве тем временем - путч, и французское правительство предлагает всем гражданам СССР, находившимся в то время во Франции, следовательно, и ему, Якову Шубину, политическое убежище, гарантированную работу, жилье…
- Три дня я плакал, - вспоминает Яков. - Слезами вышло искушение. Осталась уверенность, что Родина мне так же дорога, как мать и сестры…
Он сам избрал свою судьбу.
Эстетика широко признанного сегодня фотомастера Якова Шубина (многочисленные выставки, премии) рождается из его этики. И в этом он тоже прошел через искушение. Новое время, отбросившее многие запреты, открыло в искусстве (и в первую очередь, в фотографии) широкие шлюзы эротической темы. Не будем гадать, как «тихий Яков» оказался именно в этой стихии. Но поспешим заверить, что одиозный журнал «Плейбой», с его цинизмом и близостью к порнобизнесу, не принял бы к печати целомудренные позы запорожчанина, открывающие в женщине слитность ее физической и духовной прелести…
До приезда в Киев с утонченным вернисажем «Стихотворения в прозе» Яков много и результативно работал «набегами» в Москве. Его съемки звезд эстрады - Аллы Пугачевой и Валерия Леонтьева, Кристины Орбакайте, Валерии, Анжелики Варум - жесткая проверка своего «взгляда» и «почерка». Портреты стирают налет банального представления о «суперстар», их пронизывают токи духовности, уловленные камерой Шубина…
На киевской выставке вас удивит камерное звучание портретов-фантазий Валерии и Кристины Орбакайте. Здесь они - за тысячи световых лет от буйства эстрады, их душевный лад несет вечное таинство Джоконды.
От неизбежного
Твоя печаль
И пальцы рук
Неостывающих,
И тихий звук
Неунывающих
Речей,
И даль
Твоих очей…
Цикл «Стихотворения в прозе» удивительно точен концептуально.
Земля и небо, как категории чувственные и философские, плоды земли, деревья и цветы, роса и иней, дождь, снег и лед, молочная зелень весны и желтизна увядания осени, полет оторванного от ветки листка и сила древесных корневищ, морская галька и человеческое жилище - все увидено сквозь поэтическую настроенческую дымку и все выстроено в изменчивом колебании минора и мажора. Как в мирозданье. Как в природе. Как в человеке - частице природы…
Женщина в этом вернисаже - существо самоценное. Здесь она - вне присутствия мужчины - своего друга и врага. Как бы еще до встречи с ним, но уже в предчувствии ее неотвратимости и связанных с этим противоречивыми чувствами - радости и тревоги, сладкого томления и смертной тоски…
Как все поистине талантливое, работы Я.Шубина обладают магнетической силой воздействия.
Возьми на радость из моих ладоней
Немного солнца и немного меда…
Любимый близкими и друзьями, многочисленными поклонниками его таланта, Мастер в то же время обделен тем, что давно заслужил, - в Запорожье у него нет нормальной мастерской, нет квартиры. Это в том Запорожье, куда в августе 1991 года человек с фотокамерой примчался из Парижа, чтобы сказать: «Люблю. Не изменю». Почему все так? Время, ответь!