Думаю, не случайно первый фильм, который презентовала в конце прошлой недели в Доме кино Гильдия операторов Украины, посвящен Вилену Калюте — оператору без специального образования, но Мастеру от Бога, для которого камера была его прямым продолжением, вторым «Я», а может быть, и первым. Он ушел в другой мир в зените славы. Он так много не успел. Он так много сделал.
Снятые им фильмы знает весь киномир: «Белая птица с черной отметиной». «Полеты во сне и наяву», «Бирюк», «Урга», «Утомленные солнцем». На самых престижных международных кинофорумах они были отмечены наградами и призами, включая вожделенный для всего населения страны кино — «Оскар», а молодые кинематографисты познают по ним тайны профессии.
Сложно в наше время снимать кино — ведь все упирается в экономику. Но, как призналась перед премьерой продюсер фильма Светлана Зиновьева — «имя Вилен Калюта было золотым ключиком, который открывал любую дверь». Как часто нам не хватает такого же отношения при жизни, когда мы пытаемся воплотить какую-то творческую идею!
Синий зал Дома кино не очень велик, но на «встречу с Вилей» пришло так много народу, что сидели даже на полу. И незримые нити добра и любви связывали экран и зал. А на экране фотографии из семейного архива Калюты сменялись кадрами полуразрушенного дома детства и воспоминаниями друга. Монолог-воспоминание вальяжного Романа Балаяна превращался в диалог, чередуясь с воспоминаниями по-операторски немногословного Павла Лебешева, очаровательной Ларисы Кадочниковой и всегда сосредоточенного Вячеслава Криштофовича, обаятельно-искреннего Александра Адабашьяна и бронзово- доступного Никиты Михалкова. Правда, именно благодаря последнему и его «Студии ТРИТЭ» мы увидели в работе Вилена Калюту. Для фильма были предоставлены кадры со съемочной площадки «Утомленных солнцем» — благо, Никита Сергеевич ведет скрупулезную видеолетопись своего творчества.
Удивительную органику придает картине замечательная музыка Вадима Храпачева. А профессионализм постановщика фильма Сергея Буковского, хорошо известного знатокам документального кино своей ярко индивидульной режиссерской манерой, сказался в тактичном уходе режиссера на второй план, предоставляя первый план герою — Вилену Калюте.
Жаль, если фильм не выйдет за рамки специальных просмотров. Думаю, рядовому зрителю, знающему оператора Вилена Калюту, небезынтересно будет узнать человека Вилена Калюту.