На фоне шенонских событий о невыходе из самолета господина Ельцина, которые так живо обсуждает мировая общественность, Международный фестиваль «Золотой Дюк» как-то поблек. Да и международным его не очень назовешь. Из-за эпидемии холеры побоялись приехать многие зарубежные гости, в том числе и председатель профессионального жюри Ежи Гофман. Срочно пришлось искать кандидатов на вакансии, сделать передвижения, и на нижней ступеньке тут как тут оказался дежурный режиссер Олег Фиалко. Почему он? И вообще по какому принципу избирает своих представителей Украина? Почему в день рождения А.П. Довженко (на мой взгляд, это праздник всех режиссеров) он вытесняет своим плечом, становясь в первый ряд, директора студии и и.о.министра? Почему именно ему вверяется право выносить решение от имени государства в составе жюри? Вопросы, вопросы...
Ну а главным иностранцем фестиваля стал Альберто Сорди. Ему и специальный приз жюри вручили, и приз его продюсеру, и даже в верноподданическом угаре одна из московских структур подарила за выдающиеся заслуги рисунок Исаака Левитана «Цезарь Кюи за роялем». Подарки дарить право каждого, кому хочешь й что хочешь, да и приз жюри, как говорится, им виднее, а вот зрители отдали предпочтение нашему украинскому фильму «Выкуп» (продюсер Игорь Матвеев, «Тана - ТВ»). Неожиданный , тандем Равиковича и Хостикоева совершенно покорил оджесситов, да и что греха таить - многих журналистов. Два гран-при уедут за границу: продюссеру Джону Хьюзу за фильм «Ползком от гангстеров» (решение профессионального жюри) и за фильм «Танго» продюссерам Филиппу Каркассону и Рене Клейтману (решение зрительского жюри).
За исполнение лучших женских и мужских ролей были вручены призы Агнешке Кулеше и Ларисе Шахворостовой. Были еще и приз «Вера, надежда, любовь» фильму «Неспящие в Сиэтле», «Новаторство в кино» - фильму «Кика», специальный приз - «Кодексу чести» Всеволода Шиловского, и к нашей вящей радости, в номинации «За риск в киноискусстве» премии получили фильмы «Джонатан - друг медведей» с участием Франко Неро (он же один из продюсеров) и «Несколько любовных историй» (продюсер и режиссер Андрей Бенкендорф).
Одной из болевых точек фестиваля был, по общему мнению, недостаточно удачный отбор картин к конкурсному показу. Как бы смешение и стилей, и качеств. Да, и долго спорили по поводу, стоит ли проводить фестиваль только как продюсерский. Ведь из врученных премий только две были присуждены «живим» продюсерам, а все остальные - зарубежным, что вызовет у многих из них удивление, так как большинство фильмов было представлено на фестиваль нашими фирмами.
Прошел еще один российский фестиваль в Украине. И дело здесь вовсе не в национальном вопросе, а в государственности. Как сказал Андрей Бенкендорф на своей пресс-конференции в Одессе, - человек или плохой. Долго боролись за независимость, создали государство, а то, что государство должно иметь свою культуру, как-то забыли. В Украине проводится много фестивалей, кинорынков, но все стихийно, зачастую не очень профессионально, а иногда цинично-откровенно с целью наживы. Не за горами начало и фестиваля «Молодость», который уже много лет проводится в Киеве. Но опять же спонсоры пока что только Франция да Швейцария.
той Дюк» почему-то не нашла надежной поддержки киноструктур Украины. А как известно, один в поле не воин. И хоть благодарил Марк Григорьевич многих, но совершенно очевидно, что фестиваль состоялся в основном благодаря ему.
И те резкие выпады в его адрес за грубость лично мне показались не всегда справедливыми, потому что он просто человек и иногда устает, но какими лучистыми стали его глаза после простых слов благодарности!
Как известно в ссоре двоих виноваты двое. Только так можно сказать о конфликте между руководством фестиваля и Одесским союзом кинематографистов. И очень хочется, чтобы таких противостояний не было, Думается, не стоит создавать подобные ситуации. Ведь все делают одно общее дело, и каждому найдется свое место.
Фестиваль завершил свою работу. Московский «Чара-банк» вручил приз «За президентское остроумие» президенту «Золотого Дюка» Михаилу Жванецкому. А все-таки было не очень весело. ПРОКи были новыми только для тех, кто смог заплатить $300. Так и хочется сказать: «Чехова на нас нет!». Конечно, логично... критиковать легче, чем что-либо сделать. Вот возьмите и проведите фестиваль, а мы посмотрим. И это справедливо. Но все-таки одесситы сегодняшние (в отличие от бывших) как-то не очень напрягли свои интеллектуальные возможности для того, чтобы «Дюк» отличался от «Кинотавра». А вот администрация города и области сделала все возможное и невозможное, чтобы всем участникам фестиваля было хорошо. Одесские спонсоры не поскупились, и к их чести будет сказано, что очень удачными оказались изготовленные призы и, конечно, букеты цветов от «Ирины». Спасибо большое, все было очень вкусно и красиво!
И все-таки хорошо, что опять есть «Золотой Дюк». Так давайте «возьмемся за руки, друзья» уже сегодня для того, чтобы в следующем году фестиваль был действительно международным, «золотым», ярким и красивым. Всем вместе это под силу. И как поется в одном известном шлягере: «Рудинштейн, Рудинштейн, улыбнитесь!».