Популярный отечественный мужской вокальный секстет ManSound когда-то инициировал зимний фестиваль акапельного ансамблевого вокала Vocal Zone имени основателя группы, приснопамятного Владимира Михновецкого.
Фестиваль стартовал в 2006-м и прошел четыре раза, но в последние годы не проводился. Директор ManSound'а Дмитрий Выговский, взявший на себя роль ведущего реанимированного фестиваля, сообщил со сцены, что причиной было отсутствие финансовой поддержки проекта.
13 января в Большом зале НМАУ им. Чайковского, наконец, состоялся Пятый фестиваль Vocal Zone. Длился один вечер, и кроме хозяев в нем участвовали украинский женский квинтет United Рeople и итальянская роскошная смешанная группа Cluster ("Кластер" - три вокалиста и две певицы).
Открыли фестиваль молодые участницы United Рeople. Пели украинские зимние этнические напевы, колыбельную "Люляй", шуточную "Ой на горі жовта бляха" (как бы в стиле "фанк"), песню про цыгана "Танці", закончили американской Jingle Bells. Хорошо имитирует ударную установку битбоксер группы Маша (к сожалению, своих фамилий девушки не назвали). Находчиво вышли из технической неурядицы с микрофоном. Пели полчаса, нашли немало свежих гармоний, ярких вокальных моментов. Группа молодая, у нее все впереди, и более глубокое проникновение в поэтическое и музыкальное содержание песен к ним еще придет.
Итальянцы вышли одетыми в простую одежду спокойной черно-серой гаммы. Не проиграли, с первого звука стало ясно - отменный уровень, профессионалы высшего класса. Звучание квинтета часто можно услышать на итальянских национальных телевизионных и радиоканалах, в кино. За последний год группа выступала с итальянскими звездами Андреа Бочелли, Марио Бионди, Гиги д'Алессио и др.
Начали сумасшедшим по энергетике "запевом". Второй показали, наверное, самую известную итальянскую песню Volare… cantare… Прямо со старта запели непросто: меняли ритмы и размеры, использовали бешеные модуляции, вставляли множество диссонансов, не боясь острых секунд и септим, делали голосовые "подъезды", имитировали инструменты и целые биг-бенды.
Каждую песню облачили в совершенно роскошные аранжировки. Хиты сменялись оперными фрагментами (женский дуэт отменно исполнил арию Барбарины L'ho perduta, me meschina из моцартовской "Свадьбы Фигаро").
После чего шикарно сымитировали звучание хард-роковой группы, вызвав оживление и смех в зале.
Изображали работу ди-джея, то ускоряющего, то замедляющего диски, звучащие то в нормальном темпе, то застревающие на повторе - и все это голосами. Устроили шутливый мини-баттл двух битбоксеров. В конце выступления трогательно и нежно спели Hallelujah Леонарда Коэна, широко известную в исполнении Pentatonix. Держались очень свободно, раскованно, уверенно, много шутили, и даже возникло ощущение, что финальный сет ManSound'a может "не дотянуть".
Но опасения не оправдались. Украинский звездный секстет оказался на высоте. Вышли в нарядных веселеньких лыжных свитерах. Пели стройно, душевно, проникая в сущность, смысл каждой композиции, донося до зала все оттенки чувств и мыслей текстов, все повороты музыки.
В группе поют четыре тенора - Вилен Кильченко, Сергей Харченко, Владимир Сухин и Юрий Роменский, баритон Михаил Вандаловский и бас Рубен Толмачев. Знаю всех давно, некоторых со скамьи школы Лысенко. Состав обновлялся не раз. Это всегда нелегко и непросто - ввод нового человека. Но сегодня ансамбль, созданный Владимиром Михновецким 23 года назад, находится в отличной творческой форме.
Начали с фантазии на тему "В лесу родилась елочка" (укр. "У лісі, лісі темному"). За ней - попурри англоязычных рождественских мелодий, включая We Wish You А Merry Christmas, Jingle Bells, Let It Snow. Солировали по очереди, импровизировали по одному, дурачились. В общем, стартовали жизнерадостно.
Потом скрылись на пару минут за кулисы и вышли в красивейших белоснежных костюмах. Спели несколько колядок в аранжировке Рубена Толмачева: "Нині, Адаме, возвеселимся", "В глибокій долині", и " Небо і Земля" ("У Віфліємі"). Не могу передать, насколько трогательно, неподдельно возвышенно, благородно и в то же время просто и нежно прозвучали композиции секстета этим зимним вечером. Как глубоко проникли родные слова и музыка в сердце каждого в зале…
Замечательно исполнили знаменитую на всех языках и во всем мире "Тихую ночь" в аранжировке В.Михновецкого. У песни интересная история. В декабре нынешнего года этот рождественский христианский гимн, сочиненный в Австрии двумя провинциальными священниками - Йозефом Мором и Францем Грубером - отметит свое 200-летие. Текст сочинил Мор. Музыку Грубер написал за один день - 24 декабря 1818 г. В тот же вечер он и Мор исполнили ее в церкви под гитару. Говорят, они были вынуждены это сделать, чтобы хоть как-то украсить Рождество: орган в церкви испортился… Приезжий мастер, чинивший орган, захватил с собой ноты, песня распространилась по свету, но авторство долгое время оставалось анонимным. Установили его лишь в 1855 г. благодаря двум найденным документам с автографами. Самая старая из сохранившихся авторских партитур (около 1820 г.) хранится в зальцбургском музее "Каролино-Августеум". Вот такая рождественская то ли сказка, то ли быль…
Затем ManSound исполнил грузинскую колядку "Алило" и экзотическую мелодию, подготовленную для прошедших в 2011-м гастролей на Тайвань. Кстати, ансамбль за годы работы участвовал более чем в 70 фестивалях, объездил всю планету, завоевал десяток престижных премий в Европе и США.
Не забыли "Щедрика". Когда я впервые услышала эту песню в интерпретации МanSound'a много лет назад, то определила его жанр как "вокальную мини-симфонию", настолько свежим, разнообразным был взгляд аранжировщика на изложение и развитие этой темы. Репертуар секстета расширяется с каждым годом, и три относительно новые аранжировки Рубена не уступают по своим высоким художественным достоинствам "Щедрику" Леонтовича-Толмачева.