Владимир Зеленский |
У вождя и учителя «95 Квартала» Владимира Зеленского в 2006-м жизнь была яркой и разноцветной. Над «оранжевыми» стебался. «Бело-голубых» — не жалел. Путевку в Рио-де-Жанейро он выиграл: у народа до сих пор перед глазами многоцветная разнопокройность его костюмов и спектральность его же паркетных па (вместе с Аленой Шоптенко). А уж дополнительные (историей несмываемые) краски в этот успешный имидж квартального героя на днях внесла еще и «тяжелая артиллерия» — милиция и Виктор Янукович персонально. Так что пришла пора подавать на героя года «неслужебную характеристику».
На вечере милиции во дворце «Украина» г-н Зеленский с товарищем сообразили пародию на хит «Юра, прощай, Юра, прости!» (группы «Не ангелы»). И посвятили руладу экс-министру Юрию Луценко и его популярным гонителям. Мундир после такой «песни года» счел свою честь оскорбленной. Тут же заговорили об отставке Валерия Мельника (помощника министра МВД), который, оказывается, «недоглядел» за текущим развлекательным репертуаром.
Вот так «искусство» и повлияло на жизнь отдельного милиционера. И прав Оскар Уайльд, утверждавший, что именно «жизнь подражает искусству» (а не наоборот). Сам Зеленский, полагаю, с этим спорить не станет.
* * *
«Володя, какие рейтинги у «Квартала» на московском ТВЦ, где вас в последнее время почему-то не видно?» Улыбка, солнечный взгляд, само благодушие; в фойе дворца «Украина» он говорит, что рейтингами никогда не интересовался, но с лужковским каналом решил обрубить все концы, поскольку там невменяемая цензура и какие-то жирные политические куски из их выступлений будто топором вырубают, а его об этом в известность не ставят — вот и «до свиданья, Москва, до свиданья, олимпийская сказка, прощай!».
«Володя, а как вы соотносите свою творческую деятельность с работой «Камеди Клаба»? Это одного поля ягоды — или все же разные участки?» Взглянул исподлобья несколько снисходительно: да о чем вы, еще бы о «конкуренции» между нами спросили (ха-ха), может, вам еще рассказать, как мы творческими кадрами «обменивались»?
«Володя, а кто-то из политиков обижался на ваши номера?» Он, конечно, надеется, что у всех у них присутствует чувство юмора. Да и как можно на смех обижаться! Действительно, как?
Ведь в той же шоу-среде его обожают. Его победа в «Танцах» — дело не техники, а скорее магии обаяния. Искушенный Григорий Чапкис делится с «ЗН»: «Да меня за руки хватали, меня просто умоляли поставить ему самые высокие баллы, потому что Вова — обаятельнейший человек, его любят, у него замечательное чувство юмора. Вот за него и проголосовали в таком количестве».
Продюсер Алексей Гончаренко, создавший множество проектов с участием Зеленского («Мистер Кук», «Три мушкетера», «Танцы со звездами»), рассказывает «ЗН»: «Да на таких, как он, земля держится. Вова — трудоголик. Все, чем он занимается, — это полная отдача. Существуют профессионалы, которые могут поднять любой проект. И если он захочет, то поднимет».
Певец и композитор Андрей Данилко, снимавшийся с Зеленским в мюзикле «Три мушкетера», прямо из Москвы по телефону наговорил о нем для «неслужебной характеристики» «ЗН» множество разнообразных комплиментарностей: «Когда люди встречаются в работе в первый раз, возникает объяснимый момент притирки. С Вовой комфортно работать. У него есть желание что-то делать. Он обладает харизмой. И потом, когда человека любят — это заметно».
* * *
Не заметить — нельзя. Потому что повсюду. Герой праймов и самый последний герой 2006-го. КВНовская забава, когда-то казавшаяся просто досугом, не вдруг, а благодаря его креативу и умелому «вождению», превратилась в гремучую машину. В рейтинговую газонокосилку. В проект, на который в «Украину» билетов не достать и за который готовы сойтись в драке два рейтинговых канала.
Поклонники знают, что название «95 Квартал» — не с потолка, это прошлое. Напрямую связанное с конкретным адресом — с одним из районов родного его Кривого Рога. С той территорией, где когда-то встречались, хохмили, острили. Оттуда (в 1998 году), должно быть, впоследствии и прыгнул в кавээновскую лигу. Да не просто прыгнул, а в свое время почти укоренился в московской масляковской структуре. Предполагалось, что станет одним из теневых кардиналов этого «монстра» (или одним из координаторов большого сценарного цеха).
Но три года назад «с целью производства самостоятельных телевизионных проектов на базе команды КВН «95 Квартал» было создано ООО «Студия Квартал 95» (из релиза). О-о-о… С этого момента, надо полагать, начинается не только творческая, но и большая производственная деятельность. Шоу, эфиры, концерты, сценарии, недавний большой гастрольный тур по городам страны. Думаете, это он просто так выходит на сцену и веселится? Ага… Там, оказывается, целый комбинат по расфасовке «комического»: с цехами и бригадирами, с мастерами и подмастерьями. Вы полагаете, Тина Кароль сама, что ли, импровизировала в «Танцах со звездами»? Конечно… Это именно они «производят» конферанс по заказу многих программ в том числе и для этого «праймоэфирного» шоу. Вам кажется, что эти остряки тихо-дружно сосуществуют в своих комедийных отсеках? Ну да... скрытые маневры между «Клабом» и «Кварталом» то и дело портят нервную систему продюсерам: речь не о гоноре — о гонорарах.
Популярнейший «95 Квартал» — как две стороны одной блистающей медали. Одну сторону — восторженную — живописали. О другой стороне — лишь намеком.
* * *
Смех «Квартала», конечно, заразителен, эмоционален, артистичен, актуален. Не Жванецкие, не Задорновы, не Зощенки (никто и не сравнивает). Но герои «зеленских» телесюжетов — это наши герои и антигерои, от которых, к сожалению, никуда не деться, не спрятаться, поскольку все в одной лодке. Ющенко и Тимошенко, Янукович и Черновецкий (в последнее время особенно), а еще «важный фактор двуязычия». Темы ожидаемые, в чем-то взрывоопасные. Потому что в политике (как и в искусстве) всегда все «на грани». Если б эту грань еще и удавалось не переходить… Особенно когда выходят на особо деликатные (что личностные, что общественные, что межнациональные) подтексты…
Любой интеллигентный человек инстинктивно не любит власть. Но так как в последнее время смех над властью стал экономически выгоден, они и стебутся по полным тарифам. Крути педали, пока не сняли! (С эфира первой кнопки страны).
И, наверное, стоило бы вспомнить некоторые его (их) перлы на различные темы (только они и так на слуху). Можно было бы живописать и какие-то особо выигрышные его (их) сценические миниатюры (впрочем, все это и так на экранах — в самое смотрибельное время). Суть ведь все равно не в цитатности и не в описательстве. А во впечатлениях — от некоторых номеров, от реприз. Когда ощущаешь, что та самая «грань» между искрометной шуткой и оскорбительно коммерческим шутовством — уж очень тонка. Можно провалиться. Власть должно и нужно критиковать. Вот только разнузданный стеб работает с обратным эффектом... Определенный такт необходим не только в музыке — в «политическом юморе» он необходим особенно. Иначе не выкроить «Синей блузы». Получится «Зеленый чулок» — на прилавках криворожских галантерей.
«Квартал» коллективно (поодиночке) как бы внедряет в массовое сознание образы политиков в ипостасях неких деревянных чурбанчиков: вот щелкнем их по макушкам, расслышим звон — и повеселимся! Оно весело, конечно. Но до тех пор, пока не поймаешь себя на мысли: с их стороны это не смелость вовсе, а исключительно использование момента дозволенности. И смех этот не только искрометный, но и спекулятивный в том числе (в шоу-бизнесе, впрочем, иначе не получается). Уточнение: это лишь частное мнение.
А общественное мнение вскоре должно ликовать. Страну ожидает внеплановое «озеленение». Одного «Квартала» в праймовое время зрителям мало не покажется. Уже объявили, что в 2007-м будут активно набирать обороты темпы их производства. Педали крутятся.
И в совокупном количестве, судя по всему, нас ожидает… сразу шесть отдельных проектов от г-на Зеленского и его «индустриального» союза.
«Вечерний квартал» — раз. «Золотой Гарбуз» — два. «Звездная квартира» (некий юмористический цикл) — три. «Ночной Квартал» (видимо, «привет» коллегам с «Клаба» в ночное время) — четыре. Премьерный ситком с участием «Квартала» — пять. Проект «Юмористические бои без правил» — шесть... «Ты, гроза, напои меня — допьяна, но не до смерти!» Так и грезится, как со всех экранных закоулков уже выползают десятки голов, обвитых «косами»; как множество рук комично демонстрирует, что они «нічого не крали»; как лысый «лектор» с умным видом опять ищет десять различий между талантами Анны Андреевны и мастерством Рината Леонидовича…
Может, потом и еще что-нибудь нафантазируют? А чего, мы подождем, посмотрим, повеселимся. Потом, возможно, поплачем... Над тем, как целеустремленно истязал, тиражировал и клонировал свой виртуозный природный дар наш всеми любимый герой (2006 года).
Только чего плакаться-то? В жизни ведь всегда есть место не только подвигам… В жизни всегда есть место «зелени». На том и растем.