"Виртуозы Киева": молодые да ранние

13 сентября, 15:55 Распечатать Выпуск №34, 14 сентября-20 сентября

"Виртуозы Киева" — камерный коллектив, объединяющий талантливых струнников.

Оркестр не государственный, живет "на вольных хлебах", поскольку "отпочковался" от созданного Которовичем 24 года назад Национального камерного ансамбля "Киевские солисты". Кстати, знаю некоторых его участников, средний возраст которых 30–40 лет, с их детства и юности. И могу сказать, что это коллектив высокого международного уровня, его участники — лауреаты конкурсов, получившие образование у лучших педагогов Национальной музыкальной академии и ее аспирантуры. 

Нынешним летом "Виртуозы" осуществили несколько ярких проектов: гастрольную поездку по Латинской Америке — Перу, Эквадор, Аргентина, Уругвай, Чили, где выступали в знаменитых переполненных залах; записались на студии; участвовали в фестивале в Габале (Азербайджан). Совсем недавно завершился тур "большим составом" по Украине: играли в Чернигове, Харькове, Днепре, Одессе, Киеве и Львове программу "Симфонии мира". 

Недавно автору этих строк удалось побывать на нескольких концертах этого столичного камерного оркестра. 

"Виртуозы" выступили в оригинальном месте — на крыше столичного ЦУМа. Для изысканной публики исполняли популярную классику: І часть "Маленькой ночной серенады" Моцарта, "Утро" Грига, "Хабанеру" Бизе, "Танец с саблями" Хачатуряна с прелестным маленьким солирующим дуэтом скрипки (Т.Яропуд) и альта (К.Кулеба), "На прекрасном голубом Дунае" Штрауса, "Вальс цветов" из "Щелкунчика". Замечательно солировали Катерина Бойчук в пьесе Сарасате, и позже — виолончелист Юрий Погорецкий. А концерт отлично вел артистичный Александр Печерица. 

Еще один августовский концерт арт-агентства Svitlo Concert, на котором я побывала, был тоже в не менее романтичном месте — на вертолетной площадке. И это был уже хороший, крепкий, большой джазовый проект из трех сетов с участием английского электронно-вокального соул-дуэта GeeJay, отлично импровизировавшего американского вокалиста Чака Уинсли и нашей большой джазовой группы VOLGA FUNK Ольги Лукачевой. Много духовиков, глубокий, мощный голос солистки, мастерские импровизации всех участников концерта, оригинальная локация — супер! 

Сентябрьский концерт "Виртуозов" под названием "Симфонии Вселенной" в Киевской консерватории (Академии Чайковского) состоял из двух отделений. В оркестре играла большая группа приглашенных из столичных коллективов музыкантов. Как правило, подобные "разовые" составы рискуют звучать сыро, порой несбалансированно. Но не в этом случае: 60 участников "расширенных" "Виртуозов" сумели, по большей части, избежать этих проблем. Духовые — дерево и медь — играли хорошим звуком, никто не киксанул, соло и ансамбли порадовали точной интонацией и сыгранностью, что непросто в подобных ситуациях. 

Великолепно, безукоризненно сыграли Увертюру к "Сороке-воровке" Джоаккино Россини. Идеальные, нежные унисоны струнных, волшебные пиано и уверенные тутти — браво! 

Фортепианная часть концерта была достаточно необычной. Солистка Анна Улаева исполнила фортепианную сюиту "Путевые заметки" мальтийско-американского композитора и экс-киевлянина Алексея Шора. Музыка экспозиционного типа, без развития, абсолютно тональная, без современных модуляционных, гармонических "изысков". Ясные напевы, соединяющие мелодизм популярной музыки, порой латиноамериканские ритмы и танго, простая оркестровка, далекие отзвуки Рахманинова. 

Очень крепкая пианистка сумела "выжать" из предложенного материала максимум выразительности и хорошего звука. Странными показались "бисовки" — мало уместная в окружающей музыкальной среде "Хроматическая фантазия и фуга" Баха, а потом контрастная, лишенная индивидуальности обработка "Обливиона" Пьяццоллы. Но публика осталась довольна. 

Вторая симфония И.Брамса — один из шедевров немецкого романтизма. Маэстро Дмитрий Яблонский дирижирует сдержанно, экономными жестами точно добиваясь темпов, динамики и общего содержания. Известное в исполнении великих оркестров и дирижеров произведение оркестр отлично подготовил и сыграл без потерь. Особой трактовки, индивидуального подхода не услышала. Но общее впечатление осталось очень позитивное, хотя играли "с нажимом", максимальным звуком (Брамс все же требует большего количества струнных). Поздравляю, симфония прозвучала профессионально, крепко, выразительно!

"Я бы бросил музыку и пошел в правительство, чтобы инвалиды могли побывать на концерте"

ZN.UA удалось пообщаться с руководителем коллектива "Виртуозы Киева" — американо-израильским виолончелистом и дирижером Дмитрием Яблонским. 

— Дмитрий Альбертович, расскажите сначала о ваших корнях, педагогах. 

— Я родился в Москве и учился игре на виолончели в ЦМШ. Маму, преподававшую в Московской консерватории и солистку Московской филармонии (Оксана Яблонская, известная в мире пианистка. — О.К.), в 70-х годах преследовали, уволили из консерватории, ограничили выступления. Мы долго ждали визу на выезд из СССР и эмигрировали в США в 1977 году. В Москве моими педагогами были Стефан Тимофеевич Кальянов и Исаак Маркович Буравский. В Джульярдской школе в Нью-Йорке учился у Лорна Манроу, в Йельском университете у Альдо Паризота; окончив университет, вернулся в Джульярд и совершенствовася под руководством Зары Нелсовой. Брал уроки у Мстислава Ростроповича и других известных виолончелистов. 

— А вы сами занимаетесь педагогикой? 

— Да, преподаю в Израиле в первом по значению университете виолончель, камерную музыку и являюсь директором по международным связям. Привез несколько молодых музыкантов и из Украины — скрипачку Галю Коринец, которая закончила учебу у моей жены в Тель-Авиве и получила артистический диплом. Устраиваю в Киеве ежегодные прослушивания, познакомился с новым ректором НМАУ Максимом Тимошенко… Так что надеюсь на обмен между украинскими и израильскими музыкальными вузами. 

— Как вы возглавили Габалинский фестиваль в Азербайджане? 

— 10 лет назад на гастролях в Азербайджане познакомился с Фархадом Бадалбейли, проехал по этой прекрасной стране, восхитился ее природой и красотой, и мы договорились организовать музыкальный фестиваль под открытым небом. За эти годы на фестивале побывали выдающиеся музыканты, лучшие оркестры, я влюбился в музыку Кара Караева. Здесь исполняются также джаз, мугам. Второй фестиваль открывала первая леди страны Мехрибан Алиева. 

— Я прочла, что в 2014 году вас из США репатриировали в Израиль. Что это значит? 

— Если в вас есть хоть капля еврейской крови, вы имеете право получить еврейский паспорт. Я с 14 лет об этом мечтал, т.к. у меня был сильный антисоветский настрой. Мне повезло, я женат на девушке из Израиля — потрясающей скрипачке, концертмейстере иерусалимского оркестра Жанне Гандельман. Я не переехал из своего дома в Пиренейских горах во Франции, он у меня остался, но стал много работать на свою страну — с Иерусалимским оркестром совершил многочисленные турне. И стал преподавать. 

— Расскажите, почему прекратили сотрудничать с московскими оркестрами?

— Я работал с несколькими российскими коллективами. Но когда после нападения на Крым и Донбасс встал вопрос о дальнейшей работе в России, то отказался. Немало российских известных музыкантов и артистов подписали письмо в пользу аннексии Крыма. Понимаю, что они зависят от власти, у них за спинами стоят возглавляемые ими коллективы, фестивали, они были вынуждены это сделать. Я же — независимый музыкант. И хотя формально Украина не является моей родиной, я все же имею к ней отношение и считаю события последних лет несправедливыми. Поэтому поступил по совести… 

— В 2007-м вы были номинированы на престижную премию Grammy… 

— Да, был номинирован как дирижер в юбилейной 50-й церемонии присуждения премии за запись скрипичного концерта американо-венгерского композитора Миклоша Рожа в 2007 году — в сотрудничестве с российско-американской скрипачкой Анастасией Хитрук и Российским филармоническим оркестром. 

Эта премия больше для попсы. Меня все поздравляли, мне было очень интересно, и я, скорее из любопытства, поехал в Лос-Анджелес. Увидел в зале Шер, Тину Тернер, в ложе сидел Билл Клинтон. В США это большой ивент. Я вырос в Америке, говорю со своими детьми по-английски, было приятно приехать отдохнуть на пару дней. 

— Вы впервые встали за дирижерский пульт достаточно рано и, говорят, почти случайно. 

— Да, я мечтал о дирижировании, но мне помог случай, когда я 26-летним вышел к оркестру на замену отсутствовашего маэстро. 

— Расскажите, как началось сотрудничество с "Виртуозами Киева"? 

— Оркестр возник "из недр" основанного Богодаром Которовичем Национального камерного ансамбля "Киевские солисты". Я работал с "Солистами", но произошел конфликт между музыкантами и Администрацией президента (ДУСей — О.К.), которой юридически подчинялся ансамбль. И часть артистов покинула коллектив, образовав самостоятельный, не государственный оркестр "Виртуозы Киева". Считаю его лучшим в Украине. Основной состав насчитывает около 15 человек. Исполняют как камерные, так и симфонические программы, расширяясь за счет приглашаемых из других коллективов коллег, в основном духовиков. Сегодня Брамса играют 60 человек, которые совершают с этой программой недельный тур по Украине: Чернигов, Харьков, Днепр, Одесса, Киев и Львов. 

— Как вы, долго общаясь с украинским исполнительством, оцениваете наше музыкальное образование? 

— Здесь потрясающе музыкальный народ, и образование хорошее, из Украины родом Гилельс, Ойстрах, Коган, Рихтер. Но сейчас нужна помощь государства. В СССР артист мог спокойно творить, он получал зарплату, которой хватало на сосиски, яйца и чашку кофе. Сейчас это невозможно. Профессор консерватории получает такую зарплату, за которую правительству должно быть стыдно. Я ехал во время украинского тура из Днепра в Одессу машиной. Дорога просто ужасающая. Испытывал бешенство: почему нужно так издеваться над людьми?

Водители встречных машин не возмущаются — они экономили всю жизнь, чтобы купить автомобили, которые тут же разбиваются, "умирают" от подобных дорог… В Америке, если ты купил автомобиль дороже 10 тысяч долларов, сразу даешь объяснение в налоговую — где ты взял деньги? В Украине многие покупают машины в 10 раз дороже, и никто не объясняет, откуда эти средства. Богатейшая страна Украина: поля, подсолнухи, рожь... И никто не платит налогов. Или платит, только они куда-то из казны исчезают. В Украине говорят: "Нет денег на операцию". Как это возможно? В бедной Испании каждый человек застрахован в плане медицины "до ушей". В Израиле, США, Европе есть контроль, наказание за воровство. Если вы сыграли концерт, то отдаете 48–60% налогов. Американцы говорят: "В жизни 2 вещи неотвратимы — налоги и смерть". 

В Украине также нет никаких условий для инвалидов. Я бы бросил музыку и пошел в правительство, чтобы инвалиды не по проезжей части ездили, а имели специальное место для проезда, пандусы, могли побывать на концерте. 

— Расскажите о своих детях, если можно. 

— У меня двое детей — сын и дочь, им 34 и 32 года. И четверо внуков — 12 лет старшей и 2 месяца младшему, три мальчика и девочка. Моя дочь повар, окончила самое престижное в своей профессии учебное заведение, а сын — обучает тренеров, готовящих собак для помощи людям, лишенным полноценных физических возможностей. Например, есть девочка, которая не использует руки, и натренированная собака приносит ей все, о чем она ее просит.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно