ВИРТУАЛЬНАЯ МЕЛЬПОМЕНА

Поделиться
Если бы иностранный турист решил составить предварительное представление о театральной жизни Ук...

Если бы иностранный турист решил составить предварительное представление о театральной жизни Украины, прогулявшись по виртуальным владениям отечественной Мельпомены — то бишь сайтам, картина бы вышла довольно странная. Во-первых, у него сложилось бы впечатление, что живут и здравствуют в нашей стране по большей части камерные театры, тогда как почтенные академические коллективы либо отошли от дел, либо поубавили прыти. В самом деле, украинское виртуальное театральное пространство переполнено информацией о студийном движении, камерных театрах, аматорских центрах театрального искусства, даже о попытках реанимировать современную украинскую драматургию, словом, о всевозможных новаторских экспериментах, но едва ли — о театральной классике.

Очевидно, для многих почтенных украинских театров все еще продолжается эпоха печатной машинки и никак не может начаться эра компьютерных технологий. А если они и создают сайты, то с проблемным доступом, отвлеченной, без привязки к конкретным датам, афишей, общими рассуждениями на тему «жизнь коротка, искусство вечно» и, конечно, без указания цен на билеты и возможности их заказать. Такие сайты обычно не имеют никакой прикладной цели, они созданы не для зрителей, а для удовлетворения театрального самолюбия. Из них зритель почерпнет много пышных фраз и крайне мало конкретной информации — скорее всего он узнает о том, что такой-то театр по-прежнему существует и год или два назад в его репертуаре была пара-тройка ударных спектаклей, возможно, уже не ставящихся. Лично я готова пролить слезу умиления, наблюдая на сайте, датированном 2002-м, афишу за 1999-й, но вряд ли зрители сделают то же самое. Скорее всего, они отпустят в адрес этого театра парочку крепких словечек и будут по-своему правы. Афиша за 1999-й в 2002-м годится разве что для музея.

В общем, прогулявшись по сайтам украинских театров, я обнаружила неутешительную картину. Из всех посещенных мною сайтов (сразу делаю оговорку, что некоторые из них я могла и упустить) только сайт кафе-театра «Колесо» содержал возможность заказа билетов. Правда, мою радость по этому поводу слегка подпортило возникшее на экране сообщение о том, что сайт «Колеса» все еще находится на реконструкции. Не все сразу — утешила я себя. Ложку не всегда дают вместе с медом.

Впрочем, в остальном интернетная страничка «Колеса» выглядит на редкость полно и информативно: вместо обычного для отечественных театральных сайтов скупого перечня актеров (только фамилии с инициалами, изредка — фотографии) на ней можно найти их краткие биографии, да и афиша не двухлетней давности, а относительно свежая. Словом, все приличия соблюдены, кроме одного — сайт все еще находится на реконструкции.

Бывают и другие случаи. Вот, к примеру, web-страница Театра на Подоле. Похвалить ее при всем уважении к этому театру никак нельзя. Следуя великому принципу «жизнь коротка, искусство вечно», создатели сайта совершенно забыли о прагматических нуждах зрителя. Вместо афиши с датами и ценами на билеты перед нами список достижений театра. Спектакли перечисляются и резюмируются, но совершенно непонятно, что идет и когда, и уж тем более нельзя заказать билеты. Истории много, современности мало, приятный дизайн, но никакой прагматической направленности. Напрашивается вопрос: для чего театры создают свои сайты? Ответ выходит невеселый: по большей части, следуя моде и не совсем понимая, куда этот маршрут приведет.

Если считать сайт визитной карточкой театра, то на сегодня мы имеем дело с визиткой наполовину — с указанием фамилии, имени и служебного положения, но без телефона и адреса, то есть без прикладной ее части. Таким образом, сайты напоминают парад заставок и логотипов. Полюбуешься оформлением сайта, почитаешь об истории театра и его былых победах, поразмышляешь на тему бессмертия искусства и бренных человеческих нужд, но в театр этот так и не пойдешь. Сайт ведь тебя никуда не зазывает и ничего не рекламирует, он сам по себе, а зритель сам по себе. «Подите прочь, какое дело поэту мирному до вас!»

Если среди сайтов киевских театров пальму первенства я бы отдала «Колесу», то за пределами «матери городов украинских» наиболее приятное впечатление производит страничка днепропетровского Молодежного театра-студии «Верим». Во-первых, утешает обилие рубрик: здесь и «новости сезона», и «сотрудничество», и «гостевая», а не просто стандартная рубрикация большинства украинских театральных сайтов, состоящая из трех позиций: «история», «спектакли», «актеры». Web-страница «Верим» нацелена на обратную связь и, кроме приятного дизайна, может похвастаться еще и обширной фотогалереей (по 3—4 фотографии на один спектакль). И это при том, что большинство отечественных театральных сайтов вообще никаких фотографий не содержит. А зачем? Зрители и так обойдутся. Придут на спектакль, там все и увидят…

Все или почти все сайты украинских театров обзавелись рубрикой «История», где с большим или меньшим успехом рассказывается о том, «как молоды мы были, как чисто мы любили». Но только на сайте Николаевского русского драматического театра эта история проиллюстрирована: рядом с современным видом театра размещена фотография более чем вековой давности — здание театра еще в бытность его популярнейшей в городе гостиницей под названием «Золотой якорь». Это иллюстративное сопоставление стоит десятка слезливых или скупо-событийных фраз, тем более что о превращении гостиницы в театр рассказывается без тени стеснения, живо и остроумно. Но, очевидно, над текстами для сайтов другие театры трудятся мало, следуя принципу: был бы дизайн, остальное приложится.

Есть в украинском виртуальном театральном пространстве и сайты, претендующие на роль обозревателей. Это «Вертеп» (www. virtep.org), созданный при поддержке фонда «Вiдродження», и «Сага: театр» — детище Центра современного искусства «Дах» (www.dax.com.ua). У каждого из них есть свои недостатки при несомненных достижениях. «Сага: театр» — сайт молодежный, с ярко выраженной авангардно-провокационной окраской, с большими планами и интересной рубрикацией: «театральная площадь», «театральная энциклопедия», «проекты» и т.д. Хотя некоторые неординарные идеи создателей сайта (например, «ярмарка-ринг творческих личностей») выродились в болтовню доморощенных гениев, в целом «Сага: театр» производит впечатление генератора идей.

«Вертеп» более строг и классичен. Никакой провокации, никакого стеба, стройные ряды информации, заманчивые рубрики, есть даже «библиотека». Кстати, эта библиотека показалась мне наибольшим достижением сайта: в самом деле, где еще можно прочитать современные украинские пьесы, переводы и театроведческие опусы? «Вертеп» претендует на роль интернет-обозревателя современной украинской драматургии, и пока его претензии оправданы. Посмотрим, с какой степенью своевременности будет пополняться библиотека сайта.

Конечно, скудная финансовая база мешает украинским театрам не только обновлять свои сайты, но и вообще заводить их. Имеющиеся деньги идут прежде всего на ликвидацию задолженности по актерским зарплатам. Но, увы, web-страницы не роскошь, а средство передвижения. Именно они привлекают в театр материально обеспеченного зрителя, способного потратиться на дорогие билеты. Именно они информируют о состоянии современного украинского театра потенциальных спонсоров и инвесторов. Приходится признать: сайты становятся визитной карточкой украинских театров. И не стоит утешать себя тем, что в такую визитку мало кто заглядывает. Любопытных становится все больше.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме