| ||
Дора Полич в фильме «Кассирша хочет поехать на море» |
Международный кинофестиваль на четыре года моложе российского «Кинотавра». Появился он в годы, когда российский кинематограф переживал глубокий кризис. Сконцентрировать интерес публики и профессионалов на отечественном кино было весьма сложно. Вот тогда и родилась идея разнообразить праздник, расширив рамки национального смотра фильмами из разных стран. Так родился «Кинотавр» международный. Начинался он как конкурс молодого кино, включая первые и вторые фильмы режиссеров. Затем границы «молодого» раздвинулись до третьих фильмов, а в прошлом году, кажется, и эти ограничения были сняты. Сегодня фестиваль полностью обновил концепцию, став конкурсным смотром исключительно европейского кино. Что ж, все эти трансформации свидетельствуют, что МКФ — живой организм, который развивается, ищет и находит свое место в мировом кинопространстве.
Но вот в чем проблема… За это время российский кинематограф не то чтобы достиг расцвета, но безусловно окреп и встал на ноги. Он стал самодостаточным и отобрал внимание у фестиваля международного. Зимний театр и Театральная площадь перед ним просто ломились от нашествия зрителей, стремившихся посмотреть российские фильмы. А небольшой зал гостиницы «Жемчужина», где демонстрировалась международная программа, заполнялся в лучшем случае на треть. В чем же дело? В первую очередь, как я уже отметил, в возросшем интересе к отечественному кино. Было приятно отметить, что заезжим звездам — Жану-Клоду ван Дамму и Орнелле Мути — досталось значительно меньше аплодисментов, чем Олегу Янковскому и Никите Михалкову, что, кстати, совершенно заслуженно. Российский «Кинотавр» стал настоящим праздником города, сочинцы с удовольствием покупали билеты в Зимний театр. А кинозал «Жемчужины» был открыт только для аккредитованных гостей. Да и на пресс-конференциях российских участников не было отбоя от журналистов, а на международных, хотя каждый фильм был представлен кем-нибудь из творческой группы, собиралось всего три-пять человек. Каковы перспективы? В первую очередь, они впрямую связаны со строительством нового шестизального кинокомплекса, который планируется открыть через два года. Тогда и международный смотр станет достоянием города. Да и новый международный аэропорт в Адлере позволит зарубежным гостям добираться в Сочи напрямую, минуя Москву. Так что перспективы для роста у МКФ в Сочи есть.
Уже третий год директором программ международного «Кинотавра» является известный кинокритик Сергей Лаврентьев. Вместе с не требующим представления Андреем Плаховым они составляют отборочную комиссию. Могу себе представить, какой объем работы им приходится проделать, если учесть, что они же формируют программу зимних «Ликов любви», а с этого года им же предстоит отобрать фильмы осеннего «Кинотаврика», международного конкурса кино для детей. Не подвергая сомнению компетентность и энергию обоих, надо признать: им необходимы помощники.
Конкурсная программа в Сочи состояла из 21 фильма: 4 картины из Германии, 3 из Великобритании, 2 из Австрии, 2 из Швейцарии, по одной из Испании, Финляндии, Норвегии, Исландии, Югославии, Словении, Хорватии, Польши, Венгрии и Болгарии. География солидная (14 стран), однако вызывает удивление, что в европейском киносмотре не нашлось места французским и итальянским фильмам, в то время как немецкая четверка оказалась отнюдь не великолепной, более того — достаточно однообразной, не продемонстрировавшей разные грани современного немецкого кино.
Тематически доминировал сюжет аутсайдеров, социально неустроенных, безработных, умственно либо физически неполноценных. А в изобразительном решении преобладало мельтешащее подглядывание через видеокамеру. Легко было бы обвинять «Кинотавр» в усредненности отбора, если бы не предшествующие Большие Канны и Берлин, которые более чем грешили проходными фильмами. Просто в старушке Европе не все благополучно в поисках нового кино.
С решением жюри, возглавляемого известным актером Удо Киром, относительно победителя можно полностью согласиться. И хотя английский дебютант Дом Ротероу не избежал увлечений клише видеомонтажа, явно запутался с выбором финала, его фильм «Мой брат Том» стал самой заметной картиной конкурса. А свежесть актерской игры молодых Женни Харрисон и Бена Уишоу в сочетании с прекрасной операторской работой опытного Робби Мюллера искупали некоторую вторичность сюжета (многое напоминало известный фильм Тима Рота «Зона войны», недавно демонстрировавшийся в Киеве в рамках фестиваля Британского кино). Трагическая история любви юных Джессики и Тома предопределена изнасилованием девочки школьным учителем и гомосексуальным надругательством над Томом собственным папашей.
Заслуживает уважения и фильм дебютантки Ивы Шварцовой «Когда дедушка любил Риту Хейворт». Режиссер родилась в Чехословакии, а в 1969 году вместе с родителями эмигрировала в Германию. Личная история и положена в основу фильма (сценарий самой Ивы Шварцовой). Дома остался любимый дедушка (прекрасная роль ветерана Властимила Бродского). Однако искренность повествования не избавляет от ощущения вторичности по сравнению с лучшими фильмами о времени оккупации Чехословакии советскими войсками.
Из остальных конкурсных фильмов я бы выделил дебюты Войко Анзельца из Словении «Тайная вечеря» (двое сумасшедших сбегают из психбольницы с видеокамерой и снимают свои приключения в мире нормальных, чье моральное здоровье весьма сомнительно), Далибора Матанича из Хорватии «Кассирша хочет поехать на море» (уставшая кассирша супермаркета Барица мечтает вывезти больную дочь на море, пожалуй, как часто бывает у дебютантов, материала не хватает на полнометражный фильм) и венгра Андраша Фесоша «Берег моря, закат», знакомого по конкурсной программе прошлогодней «Молодости». Особняком стоит забавная комедия, второй фильм известного актера Олафа Любашена «Пацаны не плачут», очень успешно прошедшая в польском прокате.
Внеконкурсная программа включала спецпоказы и три тематических блока.
Специальные показы состояли из фильмов, предоставленных российскими прокатчиками. Фестиваль открылся французской картиной «Король танцует» бельгийского режиссера Жерара Корбье (известного по фильму «Фаринелли — кастрат») с Бенуа Мажимелем (лауреат последнего Каннского) в роли молодого Людовика ХIV. Красивая, претенциозная и пустая постановка. А на закрытии показали смешную кинокомедию о волейбольной команде, состоящей из геев, трансвеститов и транссексуалов, «Железные леди» из экзотического Таиланда.
И если таиландское кино только входит в моду, датское кино «Догмы» эту моду диктует уже целое десятилетие. Пять фильмов под названием «Датское кино: не только «Догма»» составили один из внеконкурсных блоков. Здесь и такие известные картины, как «Королевство-2» и «Элемент преступления» Ларса фон Триера, «Смилла и ее чувство снега» Билле Аугуста, и дебюты — «Ночной дежурный» Оле Борнедаля и «Мерзавец» Николаса Виндинга Рефна.
Второй внеконкурсный блок представил Германию —«Немецкое кино: восток —запад». Семь фильмов, предоставленных в Сочи московским Гете-институтом, хорошо известны киевлянам по программам киевского Гете-института.
И наконец третий блок «Мой любимый размер» — авторский выбор Сергея Лаврентьева, ностальгия по любимым фильмам подростка-киномана из советского проката 1968—1971 годов. Именно искренний эклектический выбор подростка тех лет, а не аналитический взгляд киноведа на кинематограф шестидесятых. Фильмы разные. Такие шедевры, как «Пепел» Анджея Вайды, «Мольба» Тенгиза Абуладзе, «Тишина и крик» Миклоша Янчо уютно соседствуют в этой программе с такими шлягерами, как «Гром небесный» Дени де Ла Пательера, «Супружеская жизнь» Андре Кайата и «Квартира» Билли Уайлдера.
Что ж, восьмой сочинский международный кинофестиваль завершился. Может быть, через тридцать лет кто-нибудь из сегодняшних молодых зрителей включит его лучшие картины в свою ностальгическую программу любимых фильмов начала ХХI века. Побаиваюсь только, что размер будет слегка маловат.